БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, термин, принятый в психологии, точное содержание которого, однако, не может считаться окончательно установленным, поскольку вопрос касается психически-Б., т. е. существования актов, хотя и психических, но, вместе с тем, каким-то образом не подотчетных сознательной личности человека. Исторически учение о Б. восходит к Лейбницу, впервые высказавшему мысль, что, наряду с ясно переживаемыми и интенсивными восприятиями, имеются «малые восприятия» (petites perceptions) или «неощутимые перцепции» (perceptions insensibles). Вундт, сравнивая сознательную деятельность с полем зрения, признает в каждый данный момент фиксационную точку наибольшего внимания (акт апперцепции), окруженную несколькими концентрическими сферами все менее и менее отчетливых психических состояний, упирающихся в порог сознания, за которым начинается Б., понимаемое как полное отсутствие псих, жизни. На такой же, приблизительно, точке зрения стоят некоторые современные психологи-психиатры, напр., Шильдер, Кречмер (Schilder, Kretschmer) и др. По их мнению, однако, краевые области сознания, содержащие в себе не только интеллектуальные продукты (как напр., неясные представления, смутные понятия), но также и аффективные состояния и влечения, могут, несмотря на их значительную удаленность от фиксационной точки, обладать большим динамическим напряжением. Эти краевые зоны Шильдер называет «сферой» и целиком отождествляет ее с понятием психически-Б., оказывающего могущественное действие на все поведение человека и объясняющего целый ряд психоневротических симптомов и психотических картин. В каком-либо ином смысле Шильдер психически-Б. не признает. Между тем, наиболее непримиримые сторонники теории о психически-Б. утверждают, что все забытые человеком впечатления (сохрайившие, однако, способность к воспроизведению при подходящих условиях) продолжают существовать в области Б., оставаясь психическими в подлинном смысле слова. Против такого воззрения энергично восставал в свое время Вундт; он говорил, что все психич. процессы сознательны и что, следовательно, признавать психически-Б. значило бы признавать нечто психическое, которое в то же время не есть психическое. Несмотря на такое категорическое суждение Вундта, целый ряд фактов, гл. образом психопат, порядка, заставляет научную мысль упорно возвращаться к понятию о психически-Б., как о некоем совершенно своеобразном состоянии, не совпадающем с понятием смутного, не отчетливого или сферического, по терминологииШиль-дера. Например, процессы творчества указывают на наличие какой-то предварительной обработки псих, материала, протекающей где-то за пределами сознания, при чем готовый вывод (творческий акт, открытие) неожиданно вспыхивает в такой момент, когда сознательные мысли художника иле ученого интенсивно сосредоточены на совершенно других предметах. Очевидно (говорят сторонники гипотезы о психически-Б.), где-то в глубине личности разыгрывались, наряду с сознательными, какие-то другие псих, процессы, способные дать такой же конечный результат (а может быть, даже больший), как и самая интенсивная сознательная работа; иначе говоря, понятие о психическом шире, чем понятие о сознании. Точно также во время сомнамбулических приступов совершаются действия, не подотчетные сознанию субъекта, для объяснения к-рых необходимо допустить рядом с «верхним сознанием» еще какое-то другое, «нижнее сознание», по терминологии Грассе (Grasset). К этой категории явлений относятся, напр., целые путешествия, совершаемые б-ными в том состоянии, к-рое франц. авторы обозначают термином «второе Я», или «двойное сознание» (double conscience). Аналогичные факты можно найти в литературе о гипнозе. Все они получили детальную обработку в трудах П. Жане (Pierre Janet), наиболее яркого представителя франц. психопатологич. школы, родоначальниками к-рой были Шарко и Рибо. Однако, Жане, говоря о псих, материале, способном откалываться от сознательного Я и образовывать новое Я, лежащее вне сферы прежней личности, рассматривает этот процесс, во всех случаях без исключения, как явление пат. порядка или, по меньшей мере, как искусственный продукт, создаваемый, напр., гипнотическим внушением. Дальнейшее развитие теории Жане содержится в трудах американского психолога М. Принса (Morton Prince). На совершенно иной точке зрения стоят представители чисто физиологических школ. На вопрос, что делается с переживаниями человека, когда последние подвергаются временному забвению, физиологическая теория Б. утверждает, чт

Изучайте:

  • БОТРИОМИКОЗ
    БОТРИОМИКОЗ, Botryomycosis (от bot-rys—гроздь и mykes—грибок), название, данное лионскими дерматологами Понсе (Poncet) ...
  • МУХИ
    МУХИ, общее название насекомых отряда двукрылых (Diptera), группы короткоусых (Brachycera), класса насекомых (Insecta),...
  • КОРЬ
    ...
  • МЕЧНИКОВА МАЗЬ
    МЕЧНИКОВА МАЗЬ, 33%-ная каломельная мазь, предложенная Мечниковым и Ру (Roux) для втирания в места возможного заражения...
  • СТАРОСТЬ
    СТАРОСТЬ, этап развития индивидуума, сопровождающийся характерными морфол. изменениями всех систем организма, угнетение...