ПАМЯТЬ

ПАМЯТЬ. В деятельности памяти обычно различаются три момента: запоминание, сохранение в памяти и воспроизведение. Воспроизведение имеет несколько видов. 1. В о с-поминани е—наиболее часто проявляющаяся форма воспроизведения. Примером может служить воспоминание ранее усвоенных фактов, напр. числа заводов и машинно-трак-• торных станций, пущенных в ход на третьем году пятилетки. Для осуществления воспоминания необходимо наличие достаточно яркого запечатления в П. вспоминаемого явления. Воспоминание сопровождается чувством уверенности. 2. Припоминание характеризуется прежде всего отсутствием чувства уверенности. Обычно оно бывает связано с многочисленными попытками припоминания в разных направлениях. Примером может служить рассказ Чехова «Лошадиная фамилия». 3. Свободно возникающее воспоминание отличается от обычного воспоминания и от припоминания тем, что сопровождается чувством нек-рого удивления по поводу того, как же осуществилось воспоминание, так как путь его не был осознан. 4. Узнавание отлично от воспоминания и припоминания. Примером узнавания может служить* хотя бы отбор из целого ряда предложенных книг тех, которые уже прочитаны. В таком случае нам свойственно именно узнавать предложенные объекты, а не припоминать их. Для узнавания типично то, что по объему оно шире припоминания и воспоминания. В данном примере число указанных книг всегда оказывается больше числа книг, которые представляется возможным припомнить без наличия этих книг как объектов узнавания. Узнавание совершается на основе более слабых «отпечатков», чем припоминание или воспоминание. 5. Чувство знакомости стоит весьма близко к узнаванию, являясь его первоначальной ступенью, еще не приводящей к полному акту воспоминания. Чувство знакомости,—хорошо известное каждому переживание, когда он смотрит на встречного человека, отлично знает, что этот человек ему знаком, но кто он такой, когда и где был встречен,—все это остается совершенно неясным. Характеристика чувства знакомости как особого вида памяти указывает на то, что полное воспоминание отличается от узнавания и ожидания тем, что оно совершается не только на основании рецепторного сходства между представлением и объектом, но и на основании соотнесения последнего к известному месту, времени и установленному с субъектом взаимоотношению. 6. Ожидание также является одним из специфических видов памяти. Оно основано на запоминании последовательности событий. Ожидание наиболее часто и ярко проявляется в раннем детстве. Деятельность П. определяется целым рядом объективных и субъективных условий. I. К Числу объективных условий относятся: А. Условия времени, определяющие собой как запоминание, так и забывание. В целом ряде экспериментальных исследований найдено, что испытуемые запоминают по-разному, в зависимости от того, на какой срок совершается запоминание. Различают три формы сроков заучивания: непосредственное, запоминание на срок и бессрочное, причем две последних формы часто объединяются под общим названием длительного запоминания. Все эти виды запоминания варьируют в зависимости от возраста, пола и других диференциальных признаков человека. 1. Непосредственное запоминание во многих отношениях отличается от длительного запоминания. Непосредственное запоминание определяется в первую очередь концентрацией внимания, и воспоминание в таких случаях опирается на еще не заглохшее отзвучание воспринятого, #на еще не потухший образ удержанного. Длительное запоминание зависит прежде всего от числа повторений. Воспроизведение при запоминаний на срок определяется степенью крепости запечатления. Длительное запечатление определяется не столько концентрацией внимания, сколько числом и типом повторений впечатлений, а также степенью овладения, усвоения запоминаемого материала. Целый ряд авторов указывает на то, что непосредственное запоминание с возрастом улучшается, достигая предела в этом отношении к 22—25 годам. Особенно быстро непосредственное запоминание растет в возрасте от 8 до 14 лет. Непосредственное запоминание является одной из наиболее упражняемых функций П. Оно не всегда совпадает по своему качеству с длительным запоминанием у одного и того же субъекта. Нек-рые лица при очень хорошем непосредственном запоминании имеют очень плохое длительное запоминание и обратно. С педагогической и медико-педагогической точки зрения различение непосредственного и длительного запоминания имеет большое практическое значение, т
. к. указывает на два разных пути в отношении культуры запоминания. Культура непосредственного запоминания возможна гл. обр. путем культуры концентрации внимания. Для длительного сохранения в П. необходимо приучать учащихся к наиболее, рациональному повторению отдельных впечатлений. 2. Длительное запоминание. Является ли длительное запоминание действительно функцией повторения? В экспериментально-психологической литературе этот вопрос был поставлен несколько иначе: какое значение имеют отдельные повторения и как они должны быть распределены во времени для достижения наилучших результатов? Работы подавляющего большинства авторов сходятся в ответе на поставленный т. о. вопрос. Указывается, что распределение повторений во времени более выгодно, чем их одновременное использование. Имея напр. 100 часов для обучения письму на машинке, целесообразнее процесс обучения распределить допустим на 50 дней, чем на 20, или тем более на 10 дней. Иногда этот закон формулируется следующим образом: распределение повторений во времени тем экономнее, чем на большее число раз оно распадается, разумеется не в ущерб целостности и организованности материала. Вместе с тем найдено, что’ каждое новое повторение приносит тем большую пользу, чем дальше оно стоит от начала. выработки навыка или заучивания. Б. Зависимость заучивания от материала и ф. о, р м а л ь н ы х приз н а-ков. Здесь обычно различаются три группы вопросов: 1) зависимость запоминания от соответствия логической структуры материала развитию испытуемого; 2) зависимость от того, какие органы ощущений затрагивают материал заучивания, и 3) зависимость от формальных признаков материала—от его ритма и темпа, от ясности, степени организованности и принадлежности к одному целому и т. п. 1. Соответствие логической структур ы материала развитию испытуемого. Механическое и логическое заучивание. Логическое заучивание имеет место тогда, когда материал вполне понимается испытуемым, когда логика его построения и его содержание, смысл вполне доступны лицу, производящему заучивание. Запоминание без понимания запоминаемого является механическим. Ошибочно думать, что всякое заучивание всякого материала, имеющего смысл, будет логическим, а всякий бессмысленный ‘материал требует механического заучивания. Понятия бессмысленного и осмысленного материала часто совпадают с понятиями механического и логического заучивания, но отнюдь не покрывают их. Мы можем напр. при заучивании бессмысленных слогов воспользоваться какой-нибудь логической схемой, и наше запоминание будет логическим. В равной мере какой-нибудь осмысленный материал может быть совершенно непонятен школьнику, тогда он начнет его зазубривать чисто механически. Следовательно нельзя говорить о механическом и логическом заучивании вообще. Тот материал, к-рый для одной ступени культурного развития вызывал бы необходимость механического заучивания, на следующей ступени запоминается вполне логически. Понятия механического и логического заучивания—понятия относительные. В экспериментальных работах с полным единодушием найдено, что логическое заучивание во много раз экономнее механического. Одни авторы указывают, что это преимущество выражается в десятикратном увеличении объема запоминаемого материала при логическом заучивании. Другие авторы утверждают, что логическое запоминание экономнее механического в двадцать с лишним раз. Вместе с тем в экспериментальных работах обнаружено, что экономность запоминания осмысленного материала самого по себе находится в прямой зависимости от степени его организованности и понимания этой организованности испытуемым. Наряду с этим указывается, что на экономность заучивания оказывает большое влияние самый тип логической операции, заключенный в материале заучивания. Напр. найдено, что на первом месте по экономности заучивания стоят существительные конкретные, затем идут в последовательном порядке прилагательные, глаголы и существительные абстрактные. Вместе с тем при забывании мы имеем обратное соотноше-I ние. Быстрее забываются те понятия, к-рые наиболее легко удерживаются, т. е. имена существительные конкретные забываются скорее, чем прилагательные, прилагательные скорее, чем глаголы и имена существительные абстрактные. Также найдено, что логическое •заучивание, будучи более экономным, обеспечивает лучшее воспроизведение и более длительное сохранение в памяти. 2. Значение принадлежности к одному целому. Принадлежность отдельных «частей или членов ряда зауч

Изучайте:

  • ЛИТТЕНА ФЕНОМЕН
    ЛИТТЕНА ФЕНОМЕН (Litten), диафраг-мальный феномен Л. (1892), видимое выражение постепенного отслаивания сокращающейся в...
  • ГУЦМАНА ПРОБА
    ГУЦМАНА ПРОБА (Crutzmann) при расстройствах голоса, заключается в следующем. Заставляют длительно брать определенный то...
  • ГЕФНЕРОВСКАЯ СВЕЧА
    ГЕФНЕРОВСКАЯ СВЕЧА, ЛАМПА, или, точнее, свеча Гефнер-Альтенека (Hefner-Alteneck), принята в наст, время в Германии, ССС...
  • ПИРОМЕТР
    ПИРОМЕТР, прибор для измерения высоких температур (примерно выше 300°, когда обычные ртутные термометры неприменимы...
  • ГИПОФИЗАРНАЯ КАХЕКСИЯ
    ГИПОФИЗАРНАЯ КАХЕКСИЯ (син.: болезнь Симмондса, cachexia hypophysipriva, dystrophia maranto-genitalis), своеобразная ка...