ЗАМЕЩЕНИЕ

ЗАМЕЩЕНИЕ, замена сложной ассоциативной группы каким-нибудь одним элементом последней или даже отдельным образом, не входящим прямо в ее состав, но находящимся с ней лишь в той или иной связи. Понятие это введено в психопатологию Фрейдом (S. Freud), первоначально—для объяснения динамики сновидений. По мнению Фрейда «явное» содержание сна, составленное совсем из другого материала, чем его действительное содержание («скрытое»), как бы замещает в сознании спящего последнее. Дело в том, что действительное содержание сновидений всегда имеет, по Фрейду, сексуальную основу и соответствует инфантильным влечениям субъекта, подвергшимся вытеснению как непримиримые с моральными и социальными установками личности («сверх-я»). Поэтому хотя оно и находит выражение в образах сна, однако выражение это не прямое, а искаженное, как бы прошедшее через цензуру, при чем не пропущенные последней мысли и желания замещены образами и положениями, кажущимися поверхностному взгляду невинными, в действительности же символически выражающими (замещающими), задержанные цензурой тенденции. Подобные замещающие образы обыкновенно возникают в тех местах представляющейся во сне ситуации, на к-рые падает особое аффективное ударение и которые являются центрами, собирающими вокруг себя наибольшее количество псих, энергии. Дело происходит так, как-будто некая «псих, власть» с одной стороны лишает силы действительно важные псих. элементы, а с другой—из маловажных «творит новые ценности». Т. о. процесс 3. связан с динамическим преобразованием, именно— перемещением псих, энергии с одних элементов на другие. Из изложенного ясно, что именно на 3. основана символика сновидений. Как и родственное ему сгущение, 3. характеризует не только работу сна, но и символическое симптомообразование в картине неврозов (навязчивые мысли, фобии, телесные явления, символизирующие аффективные состояния, напр. рвота—отвращение, и пр.) и символику схизофренических речи, бреда и галлюцинаций, а также и образное «архаически-примитивное» мышление, и даже нек-рые формы поэтического творчества. Понятие 3. (совершенно независимо от общей оценки психоанализа в его целом) должно быть признано чрезвычайно важным вспомогательным средством психопатологического анализа, позволяющим во многих случаях проникать в самые основы механизмов аффективного мышления. Лит.: Кречмер Э., Медицинская психология, М., 1927; Фрейд 3., Лекции по введению в психоанализ, вып. 1—2, М.—П., 1922—23. П. Зиновьев.

Изучайте:

  • ЦЕНКЕРА ЖИДКОСТЬ
    ЦЕНКЕРА ЖИДКОСТЬ, очень распространенный фиксатор, применяемый в гист. технике. Состав Ц. ж. следующий: сулемы—5,0, дву...
  • ПЛЕСЕНЬ
    ПЛЕСЕНЬ, грибки (см. рисунок), появляющиеся в сырых местах и образующие на органич. веществах налеты различного цвета. ...
  • ГЕНЧ-ОЛДРИЧА СЛЮННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
    ГЕНЧ-ОЛДРИЧА СЛЮННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ дуктов ее распада в слюне судит о степени задержки остаточного азота в организме. Опред...
  • АМИЛОВЫЙ СПИРТ
    АМИЛОВЫЙ СПИРТ, А. алкоголь, С5Ни. ОН, побочный продукт винокурения. Уд. в. 0,8142 (15°), точка кипения 130°, к...
  • АТАВИЗМ
    АТАВИЗМ (от лат. atavus—прапрадед), появление признаков, отсутствовавших непосредственно у родителей данной особи, но с...