ЗАМЕЩЕНИЕ

ЗАМЕЩЕНИЕ, замена сложной ассоциативной группы каким-нибудь одним элементом последней или даже отдельным образом, не входящим прямо в ее состав, но находящимся с ней лишь в той или иной связи. Понятие это введено в психопатологию Фрейдом (S. Freud), первоначально—для объяснения динамики сновидений. По мнению Фрейда «явное» содержание сна, составленное совсем из другого материала, чем его действительное содержание («скрытое»), как бы замещает в сознании спящего последнее. Дело в том, что действительное содержание сновидений всегда имеет, по Фрейду, сексуальную основу и соответствует инфантильным влечениям субъекта, подвергшимся вытеснению как непримиримые с моральными и социальными установками личности («сверх-я»). Поэтому хотя оно и находит выражение в образах сна, однако выражение это не прямое, а искаженное, как бы прошедшее через цензуру, при чем не пропущенные последней мысли и желания замещены образами и положениями, кажущимися поверхностному взгляду невинными, в действительности же символически выражающими (замещающими), задержанные цензурой тенденции. Подобные замещающие образы обыкновенно возникают в тех местах представляющейся во сне ситуации, на к-рые падает особое аффективное ударение и которые являются центрами, собирающими вокруг себя наибольшее количество псих, энергии. Дело происходит так, как-будто некая «псих, власть» с одной стороны лишает силы действительно важные псих. элементы, а с другой—из маловажных «творит новые ценности». Т. о. процесс 3. связан с динамическим преобразованием, именно— перемещением псих, энергии с одних элементов на другие. Из изложенного ясно, что именно на 3. основана символика сновидений. Как и родственное ему сгущение, 3. характеризует не только работу сна, но и символическое симптомообразование в картине неврозов (навязчивые мысли, фобии, телесные явления, символизирующие аффективные состояния, напр. рвота—отвращение, и пр.) и символику схизофренических речи, бреда и галлюцинаций, а также и образное «архаически-примитивное» мышление, и даже нек-рые формы поэтического творчества. Понятие 3. (совершенно независимо от общей оценки психоанализа в его целом) должно быть признано чрезвычайно важным вспомогательным средством психопатологического анализа, позволяющим во многих случаях проникать в самые основы механизмов аффективного мышления. Лит.: Кречмер Э., Медицинская психология, М., 1927; Фрейд 3., Лекции по введению в психоанализ, вып. 1—2, М.—П., 1922—23. П. Зиновьев.

Изучайте:

  • ПУПОК
    ПУПОК, ПУПОЧНАЯ ОБЛАСТЬ. Пупок (umbilicus, omphalos), рубец, остающийся на теле после отпадения пуповины и имеющий вид ...
  • КРЮКОВ АДРИАН
    КРЮКОВ АДРИАН Александрович (1849— 1908), выдающийся офтальмолог. Окончил мед. факультет Моск. ун-та в 1872 г. Офтальмо...
  • ВНУТРИЧЕЛЮСТНЫЕ УКРЕПЛЕНИЯ
    ВНУТРИЧЕЛЮСТНЫЕ УКРЕПЛЕНИЯ, см. Внечелюстные и внутричелюстнш дуги. ВНУТРИЧЕРЕПНОЕ ДАВЛЕНИЕ, давление спинномозговой жи...
  • АЭРОФИЛЫ
    АЭРОФИЛЫ (от греч. аёг^воздух и philia—любовь), микроорганизмы, требующие для своего развития высокой концентрации кисл...
  • АНТИСЕПТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
    АНТИСЕПТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (от греч. anti—против и sepsis—гниение). Антисептическим называется такое воздействие на микро...