АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, метод исследования сложных речевых реакций, детально разработанный в экспериментальной психологии Траушольдтом (Тгаи-scholdt, 1881 г.), Крепелином (Kraepelin), Ашаффенбургом (Aschaffenburg, 1898 г.) и Врешнером («Wreshner, 1907 г.) и введенный как диагностический метод в клинику Юнгом (С. G. Jung, 1910 г.). Метод А. э. заключается в следующем: предлагая испытуемому какое-либо слово, просят его ответить первым словом, пришедшим ему в голову, измеряя при этом скорость его ответа. Опыт показал, что испытуемый никогда не отвечает «случайным» словом, но что его «слово-реакция» связано со «словом-раздражителем» определенными законами (законы ассоциации). Применяя А. э. в клинике, удалось показать, что 1) ассоциации («речевые реакции») при различных формах нервно-психических заболеваний часто бывают различны по формам (сложность связи ответного слова с «раздражителем») и по скорости протекания; так. обр., А. э. облегчает диагноз заболевания; 2) с помощью А. э. удавалось часто обнаруживать и скрытые в прошлом травмы, аффективные переживания и «комплексы» больного: в тех случаях, когда слово-раздражитель возбуждает аффективное воспоминание, реакции резко нарушаются по форме и тормозятся. Особенно важно применение А. э. к «психогенным» заболеваниям (истерия и др.). АССОЦИАЦИОНИЗМ, направление в психологии, господствовавшее в середине XIX в. и учившее, что психическая жизнь представляет собой сумму отдельных «элементов» (ощущений, представлений, переживаний), связанных (ассоциированных) между собой. Так, согласно А., процессы памяти, воображения, мышления и т. п.—не что иное, как результат сочетания отдельных представлений, согласно законам ассоциации по смежности и по сходству. Школа А. много способствовала развитию психологии, внося в нее естественно-научные методы и толкая на необходимое в известных пределах расчленение сложных психических процессов. В последнее время наблюдается своеобразное возрождение принципов А., но уже не в области субъективной психологии, а в области объективного изучения поведения животных и человека. Так, рефлексология в ее широком толковании и американская психология поведения («бихэвиоризм») стремятся объяснить все поведение, даже в самых сложных его формах, механической связью («ассоциации») простых условных рефлексов с условными рефлексами высшего порядка (супер-рефлексами). Школа А. встретила серьезную критику со стороны ряда психологов. Было указано, что психический «поток» отличается неразложимостью, имея целостный характер (James), и что, кроме простых ассоциированных ощущений и представлений, в психике имеются организующие начала, как, напр., апперцепция (Wundt), детерминирующие тенденции (Mach), акты (Stumper) и т. п. Эта критика обычно указывала на своеобразие и неделимость психических процессов и в то же время имела явно идеалистический характер, часто отказываясь от материалистического объяснения целостных психических явлений. В последнее время рядом ученых (Wer-theimer и другие) была разработана методика объективного исследования целостных психических процессов, какими являются даже простейшие психические функции, напр., восприятие. Этим объективно был сделан шаг по пути применения к вопросам психологии основ материалистической диалектики, рассматривающей дый, в том числе и психический, процесс в его качественном своеобразии. Марксистское направление в психологии отрицает учения А. как механистические и, относя законы ассоциации лишь к нек-рым областям психики, изучает также ряд других закономерностей психики, в конечном счете связанных с ассоциативными, но специфически отличающихся от этих последних (см. Психология, Диалектический метод). Лит.: Ивановский, Ассоциационизм, Казань, 1909; Нечаев, Ассоциация сходства, дисс, Петербург, 1905; Б э н А., Психология, IT. I, II, 1902., 1906. ^ А. Лурия.

Изучайте:

  • АСКАРИДЫ
    АСКАРИДЫ, Ascaridae, сем. отряда Asca-ridata, круглые черви, паразитирующие в пищеварительном тракте позвоночных всех' ...
  • ГРЕВСА БОЛЕЗНЬ
    ГРЕВСА БОЛЕЗНЬ, см. Базедова болезнь. ГРЕГАРИНЫ, Gregarinina (от лат. grex— стадо, толпа), подкласс простейших из класс...
  • ВОДНАЯ ЛИХОРАДКА
    ВОДНАЯ ЛИХОРАДКА (нем. Schlamm-fieber—иловая лихорадка, Sumpffieber—болотная лихорадка, Erntefieber—жатвенная лихорадка...
  • SPRUE
    SPRUE [синонимы: aphthae tropicae (van der Burg, 1880), diarrhoea alba, psilosis linguae (Thin, 1897), tropical diarrho...
  • НИСТАГРЛ
    НИСТАГРЛ, nystagmus (от греч. nystag-mos—моргание), быстро повторяющееся движение глазных яблок (дрожание глаз); бывает...