БРЕД

БРЕД, термин, имеющий в психиатрии два различных значения: 1. Бред—делирий (delirium), психо-патологич. симптомокомплекс, характеризующийся сноподобным состоянием сознания, большей или меньшей бессвязностью мышления и яркими, гл. обр., зрительными, галлюцинациями, переживаемыми как несомненная действительность. Благодаря нарушению сознания, богатству и сценичности галлюцинаций, б-ной лишается способности правильно воспринимать действительность и истолковывает ее явления исключительно в смысле своих пат. переживаний. Последние большей частью отличаются непоследовательностью, даже нелепостью, не осознаются б-ным по той же причине, по к-рой спящий не может критически относиться к своим снам. Отличается Б. от сновидения меньшей (в большинстве случаев) глубиной нарушения сознания, яркой и живой аффективной окраской и повышенным стремлением к деятельности в духе переживаемых б-ным аффектов. Свое клин, выражение Б. чаще всего находит в картине лихорадочного (или инфекционного) Б.—delirium febrile или белой горячки (delirium tre-mens) и других интоксикационных психозов, но может эпизодически встречаться и при многих других псих, заболеваниях. По Бон-гёфферу (Bonhoeffer), Б. представляет одну из наиболее характерных форм т. н. экзогенного типа реакции. Длительность бредовых состояний описанного типа невелика. 2. Бред—совокупность бредовых идей, явно противоречащие действительности мысли, к-рые, возникнув болезненным образом, преимущественно из эмоциональных потребностей б-ного, касаются, гл. обр., его личности и, обратившись в неопровержимое убеждение, не поддаются исправлению путем логических доводов и других видов псих, воздействия. Бредовые идеи встречаются почти при всех формах псих, заболеваний. По содержанию можно различать след. их виды: а) Б. в е л и ч и я—б-ной считает себя богатым, занимающим высокий пост, великим ученым, поэтом или изобретателем и т. д.; б) Б. самоуничижения, греховности, обеднения — собственные мысли кажутся б-ному грязными, сам он—преступник, в нем воплотилось все зло мира, его присутствие приносит несчастье и гибель всему окружающему; он—нищий, семья его разорена и пр.; в) ипохондрический Б.-—б-ной заражен отвратительными б-нями, внутренности его гниют, все тело наполнено гноем, сердце перестает работать, кишечник совсем не действует и кал наполняет все полости, пищевод и желудок заросли и не пропускают пищи и т. д.; г) нигилистический Б.—у б-ного отсутствуют внутренности, он умер, вообще не существует; люди и предметы—одна видимость; д)Б. преследован и я—за б-ным следят, собираются арестовать, сговариваются убить; он—объект преследования таинственных шаек, сект или партий; разновидностями Б. преследования являются: е) Б. ущерба (нарушения интересов)—б-ного умышленно игнорируют, присваивают его достижения, нарушают его юридические права (сутяжнический Б.), мешают его любовным намерениям, жена ему изменяет (Б. ревности) и т. д.; ж) Б. постороннего воздействия — на б-ного влияют гипнозом, его заставляют исполнять чужую волю, пропускают через. него электрический ток, опустошают его мозг и внутренности, выкачивают семя, женщин насилуют и т. д.; близки к этой группе: з)Б. одержимоети—божествен – ной силой или злым духом; и) Б. телесного превращени я—в животных или неодушевленные предметы. Выделяют еще: к) эротический Б.—о-ной считает, что особа другого пола, чаще всего занимающая более высокое, чем он сам, соц. положение или отличающаяся особой красотой, к нему неравнодушна; вопрос о браке с ней уже решен (или она стремится вступить с ним в связь, помимо брака); иногда утверждается факт якобы бывших половых с ней отношений; л) религиозный Б.—большей частью отличается только некоторой окраской высказываний, которые легко отнести к другим рубрикам; так, напр. мысли о том, что б-ной—сын божий (если женщина, то—богородица), пророк или святой, можно отнести к идеям величия; противоположные, например, бтождествление себя с сатаной, антихристом—к’Б. уничижения и греховности; м) иногда Б. принимает форму космических построений — наступает светопреставление, страшный суд, астрономическая катастрофа, идет небывалая по грандиозности война или же ход мировой истории сразу приобретает благополучное направление, разрешаются классовые противоречия, водворяется рай на земле. Конечно, в делении Б. по его содержанию на виды много искусственного: одни и те же бредовые высказывания можно относить одновременно в разные рубрики. Как общее правило, источником бредовых идей являются желания и опасения б-ных, к-рые, ок
рашивая тем или иным аффектом определенные ряды представлений (комплексы), сосредоточивают на последних псих. деятельность б-ного, в частности, работу его интеллекта, к-рая в таких случаях легко перестает считаться с данными опыта. Подобного рода мышление Г.’ В. Майер (Н. W. Maier) назвал кататимическим; рядом особенностей оно приближается к мышлению примитивному (а также аутистическому, см. Аутизм). По словам Крепелина, состояние зависимости первобытного человека от силы и могущества окружающей природы создает суеверное отношение к действительности. Неуверенность и страх перед чем-то неясным, как бы скрытым, угрожает ли оно опасностью, сулит ли счастье,—почва для суеверия. Здесь всюду ясно выступает решающее влияние чувствования. Вспомогательным средством, облегчающим первобытному человеку (и ребенку) объяснение внешнего мира, является заключение по аналогии. Приобретенное таким путем познание обладает для него одинаковой и даже большей достоверностью, чем познание, основанное на опыте. Какой-нибудь случайный намек, отдаленное или чисто внешнее сходство принимаются без рассуждения за проявление действительности и закрепляются, несмотря на грубые внутренние противоречия; так, возникает уверенность, что вместе с клоком волос умного человека приобретается и его разум, что можно убить врага уничтожением его портрета, что болезнь и смерть насылаются с помощью колдовства. Подобному мышлению, руководимому лишь страхом и надеждой, желанием и ожиданием, чуждо сомнение—этот двигатель всякого высшего псих, развития. Особенно близко механизмы примитивного мышления повторяются в т. н. бредо-отношениях, к-рым часто свойственно стремление к символическому толкованию самых незначительных происшествий. Бредо-отношением назы – : вается наклонность больных воспринимать происходящее вокруг как стоящее в какой-то особой связи с их личностью. Все представляется им в каком-то особом загадочном свете, поведение людей кажется подозрительным, внушающим опасения и имею – ‘ щим особое значение. Б-ной думает, что он является центром всеобщего внимания, видит таинственный смысл в обыденных вещах. Ему кажется, что прохожие на улице шепчутся о нем, полет птиц знаменует его великое будущее, случайно замеченный жест указывает на угрожающую опасность и пр. Во всех этих случаях с непреодолимой силой возникает убеждение в действительном соотношении вещей там, где совпадают лишь представления больного о них; другими словами, рыхлая псих, связь представлений ве-^ дет к мысли о реальной зависимости явлений. Кататимическое мышление, однако, не только использует путь символических толкований, но’ часто пускает в ход и те средства, к к-рым так охотно прибегает человек, ослепленный упорной и длительной страстью, отстаивая свои предрассудки и предубеждения, именно, кривую логику и односторонний подбор аргументов. Иногда направление, в к-ром идет развитие Б., определяется не аффектом, соединенным только с нек-рыми представлениями, а господствующим у б-ного общим пат. настроением; так, при депрессиях последнее надолго окрашивается аффектом тоски в мрачные тона; в связи, с этим иногда развивается сначала неопределенное чувство вины, а затем—Б. самообвинения, самоуничижения и греховности. Такой тип развития Б. Блейлер (Bleuler) отличает от к а т а т и м и ч е с к о г о, присваивая ему название голотимического. Сюда, кроме депрессивного, надо прежде всего отнести и т. н. экспансивное бредо-образование, т. е. основанное на повышенном, радостном настроении (гл. обр. Б. величия в’ нек-рых его формах). Как бы ни был силен и глубок аффект, определяющий развитие Б., он один вбе-таки не может объяснить возникновение этого загадочного явления. Крепелин поэтому подчеркивает, что в основе развития бредовой идеи б. ч. лея-гит общее расстройство псих, состояния. Колебания в эмоциональной сфере, по его мнению, лишь превращают дремлющие надежды и опасения в представления, делающиеся бредом и приобретающие силу, против к-рой не может устоять даже очевидность, только вследствие потери б-ным способности критики. Здесь Крепелин для одних случаев выдвигает на первый план роль нарушения сознания, для других—значение того, что он называет: псих, слабостью. Первому фактору необходимо отвести особенно крупную роль при объяснении возникновения бредовых идей у делирантов (см. выше—Б. делирий), только потому подчиняющихся яркости обманов чувств и аффекту страха, что сознание их на – ходится на уровне, лишающем их способности открывать противоречия в представляющи

Изучайте:

  • ОРГАН
    ОРГАН (от греч. organon—орудие), определенная совокупность нескольких тканей, обладающая особой функцией. Клетки животн...
  • ДИССОЦИАЦИЯ ПРОДОЛЬНАЯ
    ДИССОЦИАЦИЯ ПРОДОЛЬНАЯ, нарушение соотношения в сокращении желудочков в отличие от расстройства координации в деятельно...
  • ХАВКИН
    ХАВКИН Владимир Мордохай (1860—1930), известный бактериолог, родом из Одессы. Окончил естественный факультет Новороссий...
  • ГЛАЗНЫЕ БОЛЕЗНИ
    ГЛАЗНЫЕ БОЛЕЗНИ.Распространение Г. б. Глазные болезни имели чрезвычайно сильное распространение среди населения-России ...
  • ERETHISMUS: эретизм
    ERETHISMUS: эретизм, (от греч. Erethiso - раздражаю, возбуждаю), эретизм, термин, употребляемый преимущественно по отн...