ДИАГНОЗ

ДИАГНОЗ, ДИАГНОСТИКА (от греч. diagnosis—распознавание). Под словом диагностика подразумеваются все те действия и рассуждения, при помощи к-рых индивидуальная картина заболевания сводится к б-ням и особенностям организма, известным науке данного времени; термином же диагноз обозначают название, даваемое б-ни в определенном конкретном случае. История диагностики. Начало Д. уходит в глубь веков, как вообще начало медицины и всякой куль туры. Д., как история медицины в целом, отражает не только главнейшие этапы культурного и социально-экономического развития человечества, но и все детали этого роста. Больше того, именно соц.-экон. факторами объясняются состояние ипрогресс Д.:напр. появление чумы в Зап. Европе в XIV в. породило обширное изучение (и распознавание) этой болезни и толкнуло разработку вопроса о заразных б-нях— число видов заразных б-пей с насчитывавшихся до того 5 выросло до 8, а вскоре до 11—13. В частности развитие техники как существенного рычага и показателя прогресса вооружало и Д. новыми приемами распознавания б-пи (напр. зеркалами в гинекологии, офтальмологии и пр., рентгеноскопией); усовер-шенствованность диагностических приборов (например гинекологического кресла) соответствовала уровню техники. Связь медицины, resp. Д., с техникой не выражается простым и случайным обслуживанием первой со стороны второй; эта связь’ коренная: так, работы Пастера, вызванные потребностями хим. промышленности, сейчас же были перенесены в медицину и получили для Д. исключительное значение. Историю Д. можно было бы расчленить на периоды согласно уровню развития и применения в ней техники. Однако не это, а классовое строение об-ва кладет на медицину, resp. Д., характеристические черты; пока об-во не вышло из рамок первобытного коммунизма, медицина, resp. Д., являлась достоянием всех: например у древних ассирийцев существовал обычай выводить б-ных на дорогу и позволять проходящим «исследовать» б-ного, давая советы. Усложняющиеся условия заставляют Д. превращаться в более искусное, развитое состояние. Философские школы, успехи точных наук, состояние общих мед. дисциплин (анатомия, физиология, патология), мед. школы как моменты, играющие в отношении Д. роль предпосылок, имеют важное в развитии Д. значение, однако только специальное, т. к. состояние их самих обусловлено указанными же выше обстоятельствами. Недостаточное их развитие позволяло долго блуждать вокруг вопросов о сущности б-ни и классификации б-ней, что на разработке вопросов Д. сказывалось вредно: объяснение причин б-ни предполагали то в поселении духа в теле, то в испорченных соках его и т. д., то придавали болезни значение местного процесса. В качестве основного диагностического метода выдвигается (особенно со времен Гиппократа) интуиция, построенная на наблюдении и опыте; диагноз долго сохраняет индивидуалистические черты—эксперимент, лаборатория, техника завоевывают в диагностике свое место постепенно, с общим прогрессом. При этом долгое время внимание медицины отвлекается к лечениюипрогнозу; не то интересно, чем б-нь вызывается, но то, что ее устраняет,—говорили римские эмпирики. Т. о. диагностика вырастала постепенно.— Первый ее этап, этап первобытной медицины, в своем исходном, эмпирическом стадии спускается к доисторической жизни, когда в основе врач, мысли (и действия) лежит примитивный рефлекторный акт, по существу близкий к таковым же проявлениям’ у высших животных, напр. у обезьяны, извлекающей рукой занозу. Но опыт одного поколения передавался другому—эмпирически создавалась первобытная медицина. Чем нагляднее и чаще встречалась б-нь, тем лучше было ее распознавание; но оно сводилось (кроме наглядных ранений и переломов) к установлению немногого и гл. обр., того, что ныне в подавляющем большинстве случаев составляет лишь симптомы б-ни—рвоты, поноса, лихорадки. Субъективно—боль, объективно — вышеотмеченные признаки определяли б-нь, а методом диагноза служила наглядность. Иначе говоря, примитивному характеру первобытной медицины соответствовала и примитивность Д.—С переходом к патриархальному строю, когда начинается разделение общественного труда, когда при этом выделяются жрецы, сосредоточивающие у себя опыт и знание (в том числе и медицину), а явления природы (не исключая здоровья и б-ни) находят себе объяснение в действии сверхъестественных сил—духов (демонов),—возникает демоническая «теория» объяснения б-ней. Понятно, что и па этой ступени общественного развития медицина и тем более Д. не стоят высоко; больше то

Изучайте:

  • ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА
    ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА, вид профессиональной этики, касающийся деятельности и поведения представителей врачебной профессии. Пр...
  • РОКИТАНСКИЙ
    РОКИТАНСКИЙ Карл (Karl von Rokitansky, 1804 — 78), крупнейший патолог середины 19 века. По окончании мед. факультета в ...
  • ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ
    ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ, максимальный объем воздуха, к-рый можно выдохнуть после максимального вдоха. У разных людей Ж...
  • ОБТИРАНИЯ
    ОБТИРАНИЯ, один из наиболее простых и широко распространенных водолечебных приемов для всех возрастов, к-рый состоит в ...
  • АМФОЛИТЫ (амфотерные электролиты)
    АМФОЛИТЫ, или амфотерные электролиты (от греческого amphoteros - двусторонний, двойственный), вещества, обнаруживающие ...