ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И МЕДИЦИНА

Спасибо нашим инвесторам из казино онлайн

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И МЕДИЦИНА . Вопрос о применении Д. метода в медицине и биологии, несмотря на все его огромное принципиальное и практическое значение, отнюдь не является достаточно разработанным. Лишь в самые последние годы стали появляться первые исследования в этом направлении. Это объясняется тем, что буржуазные ученые до сих пор почти незнакомы с Д. материализмом, а марксисты до революции занимались почти исключительно проблемами Д. материализма в их приложении к изучению развития общества; в применении же к естествознанию эти вопросы ими не разрабатывались—отчасти потому, что соц. вопросы естественно стояли тогда на первом плане, отчасти же потому, что, как ошибочно думали некоторые марксисты, Д. м. не имеет отношения к естествознанию и призван лишь дать ответ на вопросы развития общества. Такую точку зрения иногда приходится встречать и теперь (Адлер, Каутский и другие), несмотря на то, что еще Энгельсом было сказано, что «природа—это пробный камень диалектики». Октябрьская революция поставила эти проблемы во всю их ширь. Диалектич. материализм есть философия марксизма и в основном разработан основоположниками последнего—Марксом и Энгельсом. Дальнейшее развитие он получил в трудах гл. обр. Плеханова и Ленина. Как видно из самого названия, Д. м. включает в себя диалектику и материализм, являясь их синтезом. Под материализмом, в противовес идеализму, разумеют такое философское учение, к-рое первичным в процессе историческ. развития признает материю, вторичным же, производным от нее,— мыслящий дух, сознание. В зависимости от того, что берется за первооснову, за первичное, материя или дух,—философские системы и делятся на материалистические и идеалистические. Все промежуточные учения являются в этом смысле эклектическими. Под материей же в философском смысле марксизм разумеет то, что, существуя независимо от нас и «действуя на наши органы чувств, производит ощущение». «Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении» (Ленин). Вся вселенная состоит из материи—и только из нее. Материя вечна, она не может ни исчезнуть ни появиться вновь. Все явления мира, в том числе и мысль, сознание, суть не что иное, как изменения и превращения одних видов материи в другие. Ни в коем случае не следует смешивать философское и физ. понятия о материи, т. к. последнее является лишь конкретизацией первого, отражающей уровень знаний данной эпохи. Основным атрибутом (формой существования) материи является движение, и так же, как не существует материи без движения, немыслимо и движение без материи. Под движением исе Д. м. подразумевает не только передвижение в пространстве, а всякое изменение, претерпеваемое материей. В этом смысле и хим. реакция, и жизненный процесс, и мышление, и общественное развитие—также суть спе-цифич. формы движения материи. Однако подобное понимание движения свойственно не всякой системе материализма, а лишь Д. м. Диалектика (от греч. dialego—говорю, рассуждаю) в первоначальном значении означает искусство рассуждать; в дальнейшем это понятие употреблялось в разных смыслах, в частности под диалектикой подразумевалась просто логика, а также умозрительная философия. Диалектика в современном понимании (как противопоставление метафизике) частично уже представлена у философов древней Греции, особенно у Гераклита и Аристотеля; дальнейшее развитие она получила в трудах Спинозы, а также в классической нем. философии (Кант, Фихте, Шеллинг). Как система же диалектика разработана Гегелем, от к-рого ее позаимствовали Маркс и Энгельс. Последние однако не просто переняли ее: по выражению Маркса он поставил гегелевскую диалектику с головы на ноги, т. к. диалектика Гегеля базировалась на общеидеалистической основе, основоположники же марксизма гениально синтезировали ее с философским материализмом. Энгельс определяет диалектику как «науку об общих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Он следующим образом характеризует отличие диалектического метода мышления от метафизического («Анти-Дюринг»): для последнего характерна привычка «брать предметы и явления природы в ‘ их обособленности, вне их великой общей связи, и в силу этого—не в движении, а в неподвижном состоянии, не как существенно изменяющиеся, а как вечно неизменные, не живыми, а мертвыми. Для метафизика вещи и их умственные образы, т. е. понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один посл

Изучайте:

  • СТЕРЕОТИПИИ
    СТЕРЕОТИПИИ, механические повторения одних и тех же движений, жестов, поз, слов и оборотов речи, наблюдаемые преимущест...
  • ГИМЗА
    ГИМЗА, Густав (Gustav Giemsa, родился в 1867 году), химик, известный работами в области красок и химиотерапевтических п...
  • БРОНХОЭКТАЗЫ
    БРОНХОЭКТАЗЫ (от греческ. bronchos— бронх и ektasis—растяжение), расширения бронхов, впервые описаны Лаэннеком (Laennec...
  • НЕРВЫ ЧЕЛОВЕК
    НЕРВЫ ЧЕЛОВЕК \ Рисунок 29. Симпатическая нервная система шейной области (сзади): 1— v. jugulairs int.; 2—п. vagus; 3—...
  • ГЕНИЧЕСК
    ГЕНИЧЕСК, см. Грязелечебные районы. ГЕНЛЕ, Фридрих (Friedrich Gustav Jacob Henle; 1809—1885), один из выдающихся анатом...