ДОМ РЕБЕНКА

ДОМ РЕБЕНКА, один из видов учреждений в системе охраны материнства и младен-чества{сж.), обслуживает беспризорных детей в возрасте от 1 г. до 3 лет, поступающих как из домов младенца, так и из семей (сироты и полусироты). Д. р. заменил существовавшие в дореволюционное время воспитательные дома (см.) и приюты, которые не оправдали даже возлагавшихся тогда на них надежд: они давали большой процент заболеваемости и смертности и создавали унылых, апатичных, мало подвижных, с низким инте-лектом детей (т. н. «приютских»). Помещение. Под Д. р. лучше всего отводить помещение за городом. В целях предупреждения распространения инфекций необходимо избегать большого скопления детей в Д. р. (средняя норма 30—40 детей). Дети делятся на группы (не более 10 в каждой), к-рые отделены друг от друга, имеют отдельный ход и обслуживаются отдельным персоналом. В этом отношении очень удобны загородные домики-дачи для каждой группы, составляющие как бы отдельные семьи. Каждая группа должна иметь спальню, комнату для игр (она же столовая для зимы и ненастной погоды), горшечную, умывальную и прихожую. Отдельно помещаются Список белья и одешды (ко кабинет врача, аптека, кухня и прачечная. В отдельном флигеле — забоксированный изолятор. — Прием детей. Из домов младенца в Д. р. принимаются дети, если в учреждении, где они находились, не было инфекционных заболеваний в течение 3 не-. дель, а из домашней обстановки—после того ребенок прошел через 3-недельный карантин; в последнем случае дети должны подвергаться еще освидетельствованию отдельными специалистами и находиться под наблюдением диспансеров. —О б с т а н о в-к а. Спальня: кровати на расстоянии 1 м друг от друга с откидными боковыми стенками, 110 см длины и 65 см ширины; над каждой кроватью картинки и номера; волосяные матрацы, обшитые во всю длину клеенкой, волосяные подушки; у каждой кровати стульчик. Комната для игр, она же столовая, светлая, окрашенная клеевой краской с изображением сюжетов из детской жизни; цветы в горшках, аквариум, пианино, столики и стульчики, окрашенные цветной эмалевой краской, шкаф с игрушками, шкаф для детской посуды, каталки, тележки, лестница Монтесори, часы, комнатный термометр.—Г оршечная: число горшков по числу детей; горшки отмечены определенными рисунками и номерами, соответствующими номерам над кроватями, чтобы каждый ребенок сам знал свой горшок; горшечная сообщается с уборной. — У м ы в а л ь-н а я: низкие детские умывальники с 3 кранами для одной группы; низко прибитые вешалки для детских (индивидуальных)поло-тенец; у каждого крючка—те же картинки и номера; определенный узор на полотенце; каждый ребенок должен знать свое полотенце, его место, сам снимать его и вешать обратно. Над вешалкой индивидуальные стаканчики для полоскания рта, зубные щетки и порошок; две детские ванны и душ; вешалка с детскими купальными простынями (те же картинки и номера).—П р и – х о ж а я: шкаф, разделенный на отделения для верхней одежды и головных уборов. мплект на одного ребенка). Подушки 50 см длины и 38 см ширины (50% в запасе).1 шт. Матрац 106 см длины и 65 см ширины (50% в запасе).1 » Клеенка на весь матрац.1 » (из расчета на 50% всех детей) Простыни.3 » Наволочки.3 » Пододеяльники.3 » Одеяла теплые 106 см длины, 106 см ширины.2 » Одеяла тканьевые 106 см длины, 106 см ширины.2 » Мешки у кроватей.2 » Пеленки холодные.12 » » теплые.6 » Полотенца личные.з » Купальные простыни мохнатые. . 2 > Рубашки ночные теплые до пят . . 2 » (из расчета на 70% всех детей) Ночные теплые кофты.з » (из расчета на 30% всех детей) » туфли из материи.2 п. трех разм. Рубашки дневные.4 шт. » » Штанишки короткие скощенные. 4 » » » Лифчики.2 » двух » Подвязки резиновые.1 п. запас 50% Чулки длинные выше колен. . з п. на 70% трех разм. » » » » . . 6 » 9 30% » Туфли из материи с завязками для ползунов.3» » 30% » » Туфли-сандалии летн. и зимн. . 2 » трех разм. Высокие ботинки с галошами. 1 » » » Бурки или валенки с галошами 1 » » » Летние платья с открытым воротом и с короткими рукавами.з шт. Комбинации или трусики. . . 3 » (на 70% детей) Цветные лифчики и штанишки 9 » » 30% » Куртки и штаны для старших мальчиков после 2 лет. 2 » » 25% » Зимние платья с длинными рукавами.з трех разм. Передники.з » » » Носовые платки. . 6 » Пальто весеннее.1 » трех разм. Панамки. . 1 » двух » Вязаные шапочки.1 » » » Зимнее пальто.1 » трех » Капоры и ушанки. 1 » двух » Тепл
ые варежки.2 п. » » Длинные теплые штаны (рейтузы) .2 » трех разм. Салфетки для обеда.6 шт. Полотенца посудные для детей 6 » на группу » для вытирания стола з » » » » для рук.6 » » » 49S Режим. В 8 ч. утра умывание, обтирание мохнатым полотенцем, утренний туалет (принцип самообслуживания—детям помогает сестра-воспитательница), приведение в порядок постели (дети помогают няне и сестре-воспитательнице). 9 ч. утра — завтрак за определенным местом столика. После завтрака—высаживание на горшки, 10 ч. утра—гулянье, 1 ч. дня—мытье рук, обед (из 3 блюд), 2 ч. дня—сон, 4 ч. дня—полдник (молоко+печенье), 5 ч. дня—игры, гимнастические упражнения, 7 ч. вечера—ужин (из 2 блюд), 8 ч. вечера—душ, укладывание, сон.—П ерсонал. Д. р. заведует врач-педиатр, знакомый с педологией и педагогикой раннего детства. Его помощником в отношении мед. и педагогических мероприятий является сестра-инструктор, руководящая работой сестер-воспитательниц. В каждой группе 3 сестры-воспитательницы, к-рые по очереди несут дежурства (дневное—с 8 ч. утра до 2 ч. дня, вечернее—с 2 ч. дня до 8 ч. вечера, ночное—с 8 ч. вечера до 8 ч. утра), и 2 уборщицы (по одной в течение дня). Помощником врача в хозяйственной жизни является заведующий хозяйством. Прочий персонал (кухарка, прачки, дворник, кастелянша)—в зависимости от величины коллектива и местных условий. Д. р. является медико-педагогическим учреждением; каждый момент жизни рассматривается под врачебным и педагогическим углом зрения. «Дети в Д. р. должны к трем годам самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, помогать одевать маленьких, ходить правильно по лестницам, быть приучены к опрятности, уметь дежурить за столом, быть знакомы со всеми предметами домашнего обихода, с домашними животными, с уличной жизнью, уметь говорить фразами (почти не коверкая слов), иметь определенные интересы и устойчивое внимание» (Гавеман и Штраус). После трех лет дети переходят в учреждения народного образования. Лит.: Гавеман З. и Штраус С, Дом младенца для детей от 1 до 3 лет (Охрана мат. и млад., под ред. С. Дулицкого и О. Ногиной, М., 1927); Tugendreich G., Kleinkinderfursorge (Handbuch der sozialen Hygiene, hrsg. v. A. Gottstein, A. Schloss-mann u. L. Teleky, B. IV, В., 1927). А. Баландер.

Изучайте:

  • ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ
    ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ, исследование живых лиц с целью определить наличие или отсутствие в организме каких-либо физиол. ил...
  • ДУРМАН
    ДУРМАН, Datura stramonium L., сем. пасленовых (Solanaceae), однолетнее травянистое растение, дико растущее почти во все...
  • ФОХТ ОСКАР
    ФОХТ ОСКАР (род. в 1869 г. в Германии), крупнейший современный невролог-морфолог, ученик знаменитого психиатра-невролог...
  • ОЩУЩЕНИЕ
    ОЩУЩЕНИЕ, состояние сознания, вызываемое раздражением органов чувств, связанных центростремительными проводящими путями...
  • ГАДЮКА
    ГАДЮКА, Г. обыкновенная, Vipera be-rus L. (сем. Viperidae, отряд змеи—Ophi-dia, класс пресмыкающиеся), широко распростр...