ГИПНОТИЗМ

ГИПНОТИЗМ. Содержание: История Г. 142 Основные явления гипноза. 144 Восприимчивость к гипнозу. 148 Способы гипнотизирования. 149 Теория гипноза.’. 15 0 Гипноз в терапии. 152 Гипнотизм (от греч. hypnos—сон), учение о явлениях искусственно вызываемого своеобразного сноподобного состояния, названного гипнозом и применяемого в медицине в качестве одного из методов психотерапии. Вместо Г. пользуются иногда термином гипнология, что однако неправильно, т. к. это слово этимологически означает науку о сне, т. е. об естественном процессе периодического торможения высшей нервной деятельности, а не о частном случае такого торможения, вызванного специальными приемами; для последнего должно считать более подходящим общепринятое название Г. Ряд действий или способов, при посредстве которых человека погружают в гипноз или гипнотическое состояние, называется гипнотизированием; субъект, находящийся в гипнозе, обозначается словами «загипнотизированный», «гипнотик», «спящий гипнотическим сном»; менее употребителен термин «медиум». Само лицо, производящее усыпление, принято по традиции называть гипнотизером. История гипнотизма теряется в древнеегипетской храмовой медицине, в нек-рых практических приемах индусских аскетов (йоги), в церемониях мистического врачевания, предпринимавшихся средневековыми монахами, феодалами, королями, в астрологических учениях Парацельса и ван-Гельмонта, учивших, что подобно тому, как магнит притягивает на расстоянии железо, так и в человеке имеется сила, при помощи которой можно при известных условиях подчинять своему влиянию других людей, неодушевленные предметы, события. В прошлые века (XVI, XVII, XVIII) большую сенсацию вызывало появление по временам отдельных личностей, славившихся способностью исцелять б-ных без применения лекарств—наложением рук, поглаживанием и т. п. Иногда с этой целью применялись магниты; в XVII в. массоны и розенкрейцеры (Роберт Флудд, Максвел) широко пользовались магнитами, при чем одно время торговля последними считалась очень выгодным делом; известно, что некто Ленобль содержал в конце XVIII в. в Париже торговый склад магнитов и успешно лечил ими, что удостоверено было Академией наук. Но особенный интерес к такого рода терапии пробудил австрийский врач Антон Месмер (1734—1815), после того как он заметил, что леч. результаты могут быть достигнуты и помимо магнитов, одним прикосновением рук к больному, и пришел к заключению, что магниты являются только передатчиками особого «флюида», исходящего из человеческого тела; после этого Месмер стал лечить, делая т. и. «пассы», т. е. плавные ритмические движения на нек-ром расстоянии от тела б-ного по направлению от головы к ногам. Приобретя огромную практику и не будучи в силах удовлетворить всех нуждающихся в его помощи, Месмер заявил, что он может «намагничивать» неодушевленные предметы, после чего последние начинают проявлять целительную силу. В целях массового применения своего способа, получившего название «месмеризма», или «животного магнетизма», Месмер соорудил свои знаменитые «баки» или «чапы», содержимое н-рых, состоявшее из железных опилок, битого стекла и т. п., он предварительно «намагничивал» пассами; после этого больные располагались вокруг, держась за выходящие из баков железные прутья, при чем вскоре одни заявляли о различного рода ощущениях, у других появлялись подергивания и судороги, третьи падали в истерическом припадке или приходили в состояние экстаза, каталепсии; некоторый процент получал облегчение болезненных симптомов и даже полное исцеление. Однако медицинская комиссия, назначенная франц. правительством (1774), высказалась против подлинности исцеления, объяснив все наблюдавшиеся явления отчасти выдумкой, отчасти воображением легковерных людей. В 1784 г. один из последователей Месмера, Пюи Сегюр, открыл глубокое сноподобное состояние, названное им сомнамбулизмом; с тех пор он стремился для леч. целей вызывать именно такой сон, после которого во многих случаях наблюдал терап. результаты. В начале XIX в. (1814) португальский аббат Фария стал решительно отвергать существование магнетического флюида и объяснял влияние пассов и в частности наступление сна как продукт воображения, считая их т. о. зависящими не от «магнетизера», а от самого усыпляемого субъекта. Отбросив всякие пассы, Фария впервые применил повторный словесный приказ «спите», т. е. стал пользоваться прямым внушением. Существенным этапом в истории разви
тия Г. были опыты манчестерского хирурга Джемса Брэда (Braid), специально изучавшего метод усыпления, состоявший в том, что субъект должен был неподвижно смотреть на какой-нибудь блестящий предмет. В свое мосновн. труде «Neurypnology, or the rationale of nervous sleep, considered in relation to animal magnetism» (L.—Edinbourgh, 1843) Брад – также отвергал какие-либо магнитные волны, при чем главное значение приписывал утомлению органов чувств от однообразного раздражения и концентрации внимания на мысли о долженствующем наступить сне. Между прочим Брэд применил свой метод для безболезненного проведения нек-рых хир. операций; после него стали говорить о «брэдизме» (Braidismus), сам же он первый пустил в оборот термин Г. Решающее значение в эволюции Г. имело появление книги Льебо (Liebeault A., «Du sommeil et des etats anal, gues consideres surtout au point de vue de 1 acticn du moral sur le physique», P., 1866). Это исследование, явившееся результатом многолетних и успешных терап. опытов, не обратило на себя в то время должного внимания, пока в 1884 г. профессор мед. клиники Напсий-ского ун-та Бернгейм, повторив эксперименты Льебо и убедившись в подлинности последних, стал продолжать наблюдения своего предшественника. Результатом этих исследований был обширный труд Берн-гейма (рус. изд.: Bernheim Н, «О гипнотическом внушении и применении его к лечению болезней», ч. 1—2, Одесса, 1887- 88), положивший истинное основание науке о Г. Взгляды Льебо и Бернгейма составляют содержание учения так назыв. нансийской школ и. Между тем почти одновременно (с 1876 г.) Шарко в Париже также исследовал явления Г., производя эксперименты над б-ными, страдавшими б. ч. тяжелыми формами истерии; это различие в материале, над к-рым делались наблюдения (Льебо и Бернгейм много экспериментировали и над здоровыми людьми), заставило Шарко и его сотрудников притти к заключению, что гипнотический сон есть явление патологическое, а именно—искусственный невроз типа истерии, вызываемый только у лиц с истерическим предрасположением. Школа Шарко (парижская школа) различала в гипнозе три обязательные фазы: 1) каталептическое, 2) летаргическое и 3) сомнамбулическое состояние. Вместе с тем Шарко и особенно его сотрудник Рише (Richet) учили, что гипнотический сон возникает непосредственно в зависимости от изменений в пе-риферич. нервных аппаратах путем однообразного раздражения последних такими агентами, как яркий свет, внезапный звук гонга или же тихие монотонные звуки, пассы. В противоположность этому нансийская школа утверждала, что гипноз не связан с наличностью у субъекта болезненного предрасположения, может быть получен у большинства здоровых людей и наконец является следствием не элементарных физиол. раздражений, а более сложной деятельности мозговой коры, связанной с психикой. С течением времени (с 1888 г. и до конца века) эксперименты, сделанные в различных странах (Гейденгайн, Прейер, Чермак, Крафт-Эбинг, Форель—в Германии, Австрии и Швейцарии; Дельбеф и. Крок—в Бельгии;. Питр, Берийон, Грассе, Пьер Жане—во Франции; Веттерстранд—в Швеции; Мор-селли и Ломброзо—в Италии; Токарский и Бехтерев—-в России), окончательно установили, что истина находится всецело на стороне нансийской школы и что гипноз представляет собой частный случай внушения, к-рое в свою очередь есть результат внушаемости, являющейся в различных степенях нормальным свойством нервно-псих. аппарата каждого здорового человека. Это положение получило свою яркую формулировку в словах Бернгейма: «Нет гипноза, существует только внушение».—Описание и истолкование явлений Г. до последнего времени имели место почти исключительно в понятиях и терминах психологии. Только в последние годы, благодаря достижениям физиол. школы акад. И. П. Павлова, впервые явилась возможность приложить к этой области законы мозгового функционирования («работы больших полушарий»), т. е. внести в учение о Г. методы, понятия и термины современной физиологии. Основные нвленин гипноза. Загипнотизированный субъект лежит на кушетке или сидит в кресле, не делает никаких произвольных движений, совершенно пассивен и во всех отношениях имеет вид спящего человека. Субъективное состояние такого гипнотика, как это обнаруживается при расспросах, действительно соответствует сну, глубина которого однако представляет в различных случаях разные степени: легкую сопливость, полусон или дремоту, поверхностный сон, глубокий сон. В свое время было предложено различать определенное число таких гипнотических состояний соответственно их глубине (Бернгейм предложил 9 фаз, Лье-бо—6, Форель—3), но последующие наблюдения

Изучайте:

  • PAVOR NOCTURNUS
    PAVOR NOCTURNUS, ночной испуг, нередко встречающееся у детей в возрасте 2—8 лет своеобразное расстройство сна. Ребенок,...
  • ПЛАСТЫРИ
    ПЛАСТЫРИ, Emplastra (от греч. emplasso—• заделываю, замазываю, обертываю), лекарственная форма для наружного применения...
  • КОПЧИК
    КОПЧИК (os coccygis), нижняя, конечная часть позвоночного столба человека. Гомологичен хвостовому скелету животных. Сос...
  • ПУТТИ
    ПУТТИ Викторио (VІttorio Putti, род. в 1880), директор Ортопедического ин-та Риццо-ли (Istituto Ortopedico мии^ лонског...
  • ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ
    ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ, исследование живых лиц с целью определить наличие или отсутствие в организме каких-либо физиол. ил...