ГРАФОЛОГИЯ

ГРАФОЛОГИЯ (от греч. grapho—пишу и logos—учение), научное изучение почерка у здоровых и б-ных. Г., или «хирограммато-мантия» (что в переводе с греч. означает «предсказание по рукописи») возникла как искусство определять характер и темперамент человека по его письму. Родоначальником Г. принято считать итальянского врача XVII в.,профессора Болонского университета Бальдо (Camillo Baldo), которому принадлежит сочинение «О способах узнавания образа жизни, характера и личных качеств человека по. его письму». Однако еще Аристотель высказал предположение, что внешний вид письма может соответствовать душевным качествам пишущего. Лейбниц, гениальный философ и математик, Гете, великий поэт и естествоиспытатель, признавали, что индивидуальность человека отражается в его письме. Гете, собравший обширную коллекцию автографов выдающихся современников, заинтересовал проблемой почерка поэта Лафатера (цюрихский аббат), к-рый расширил диагностическое значение почерка, утверждая, что почерк носит национальные особенности, как и физиономия, и что между речью, походкой и почерком существует параллелизм. С начала XVIII в. изучением письма заинтересовывается ряд представителей франц. духовенства (епископ Будине, кардинал Ренье, аббат Фландрен, иезуит Мартен); во второй половине XIX века впервые появляется название «графология», введение которого в литературу принадлежит аббату Мишону; его сочинение «Systeme de graphologie» содержит уже ряд методических указаний. С появлением в 1883 г. труда нем. физиолога Швидланда «Die Graphologie, Geschich-te, Theorie und Begrundung der Hand-schriftendeutung» начинается новый период Г., к-рый можно характеризовать как подведение анат.-физиол. фундамента под предположения ранних адептов Г. Достижения экспериментальной физиологии в учении о локализациях мозговых функций, подтвержденные и дополненные клин, наблюдениями, внесли значительную долю ясности в вопрос об анат.-физиол. субстрате элементов письма, выявив тесную связь его с центральной локализацией речи и установив специальный центр письма (нижний отдел второй лобной извилины—центр Экснера). Необходимо отметить, что в этом сложном вопросе не достигнуто еще полного единогласия между представителями главнейших научных школ, и в наст, время клин, и секционный материал разнообразных форм расстройства речи и письма центрального происхождения исследуется с особой тщательностью для проверки теорий, высказанных различными авторами (см. Афазия и Аграфия). Основные же анат.-физиол. положения как доказанные опытами не вызывают сомнений и могут быть использованы графологами-объективистами: письмо можно трактовать как письменную речь, т. е. как проекцию нашего сознания в форме условных выразительных (экспрессивных) движений. Акт письма слагается из двух компонентов: центрального—психического (деятельность ассоциационных центров речи и письма в мозговой коре) и периферического (процессы, возникающие в сенсорно-мотор – ных центрах и их проводниковых связях с мышечным аппаратом пишущей конечности). Особенности обоих моментов оказывают влияние на письмо, отражаясь на его содержании и форме. Все, что образует наше сознание, наши ощущения, представления, способы их сочетания, скорость течения представлений и т. д., отражается в содержании Ш ЯШЬ М cote я шйжва -1 – .V,™,„m,!iih n-.ri-.nA. Cl QQOCUQinNZWWCOItt-lnKjv »м »« Ыт пШШ МЖ1ШишШ читает е ik Рисунок 1. Почерк параноика в стадии величия. (Из коллекции В. Н. Образцова.) написанного и вместе с тем накладывает отпечаток на внешний вид его, придает типические особенности почерку, т. к. наша психика, проявляясь во-вне движением, передает ему свое состояние, повышая или понижая импульс к движению, ускоряя или замедляя темп его. Изучение письма идет теперь в экспериментальном направлении, и границы собирания материала расширяются за пределы ^г-*^ ,^*»2^7 ‘(ЛъбГ’Х^ТЦ. Рисунок 2. Почерк прогрессивного паралитика. (Из коллекции В. Н. Образцова.) здоровой личности, захватывая область патологии. Исследования виднейших психологов, клиницистов и социологов (Ргеуег, Lombroso, Ribot, Gross, Kraepelin, Сикор-ский) утвердили научное значение Г., освободив ее от спекулятивных притязаний невежественных «предсказателей», и создали принципы для построения графологического метода изучения личности. «Я смотрю на

Рисунок 3. Почерк преступника до допроса (слева) и после признания совершенного преступления (справа). (Из коллекции А. Р. Лурия.)

Г.,—пишет Рибо,—как на доктрину, основанную на неоспоримом принципе, что наши движения передают самые интимные состояния характера, чувств и образа мыслей. Почерк имеет преимущество перед игрой фи –

Рисунок 4. Почерк больного хореей (chorea minor). (Из коллекции клиники нервн. б-ней 1 МГУ.)

зиономии, перед жестами, т. к. может быть фиксирован». В современной объективной психологии графологический метод приобрел существенное значение; его расценивают как один из методов, имеющих симптоматическую ценность. Клагес (Klages), один из наиболее авторитетных исследователей почерка, указывает, что графологический метод может с достаточной объективностью отражать и такие характерологические особенности, КЭ. К преобладание волевых установок или их слабость, степень возбудимости человека, его уравновешенность и т. д. Все эти особенности могут отразиться как на начертании отдельных букв (правильный, равномерный или скачущий, неправильный, отрывистый почерк, сильные и /~) а, слабые нажимы, L-V/^ острые или закругленные черты отдельных букв и т. п.), так и на ритме и темпе письма, на манере акцентировать и выделять при письме отдельные (напр. первые) буквы, пользоваться подчеркиванием, росчерками и т. п. В психиатрии графологический метод находит применение как объективный способ изучения клин, картины страдания, облегчающий диференц. диагностику, иллюстрирующий колебания в течении болезни и позволяющий с большей уверенностью ставить прогноз (см. рисунок 1 и 2). Клин, оценка письма душевнобольных проводится как со стороны его содержания, так и внешности. Принципы психологического и психиатрического анализа письма вводят графологический метод в сферу и суд.-мед. практики. Знание особенностей письма при различных состояниях эмоционально – волевой сферы (см. рисунок 3) и при болезненных уклонениях личности необходимо и для врача и для юриста, т. к. иногда рукопись является единственным материалом для судебного следствия (в случаях смерти свидетеля или Жаб/* Ф^и/^С& АР yS^**? Рисунок 5. Почерк больного дрожательным параличом (paralysis agitans). (Из коллекции клиники нервных б-ней 1 МГУ.) обвиняемого) и так как очень часто на суде фигурируют подделки документов, подписей и пр. В клинике нервных б-ней графологический метод также приносит существенную пользу в виду того, что позволяет регистрировать различные формы двигательных расстройств (изменение тонуса, силы, расстройства координации, насильств. движения; см. рисунок 4 и 5). В невропатологической практике этой же цели служит еще графический метод (см.) как наиболее чуткий в улавливании даже самых начальных стадиев двигательных расстройств. Необходимо отметить, что стремление упрочить за графологическим методом значение точного эксперимента побуждает графологов конструировать приборы, регистрирующие при письме отдельные компоненты его. Так > напр, во «весы Крепелина» позволяют регистрировать специально характер производимых при письме нажимов; с помощью этого прибора были установлены такие моменты, как влияние на почерк алкоголя, утомления, аффекта.—Дальнейшее развитие Г. зависит от накопления материала и оценки его по методу корреляции с различными свойствами личности, выявленными строго объективными методами. В наст, время графологический материал собирается по многим направлениям, из к-рых можно указать наиболее BELJK-ные: влияние на почерк возраста, половые особенности почерка, национальные особенности почерка, влияние одаренности, общей и специальной, на почерк, установление специфических влияний иа почерк со стороны эмоционально-волевой сферы при положительных и отрицательных эмоциональных реакциях, соотношение между почерком и телосложением и пр. Лит.: Жислин С, Телосложение, моторика, почерк, Вопросы педологии и детской психоневрологии, выпуск 2, М„ 1925; Образцов В., Письмо душевнобольных, Казань, 1904; К 1 ages L., Hand-sehrift und Charaktcr, В., 1927; Goldbladt H., Graphologische Betrachtungen, Psychologie und Medi-zin, B. Ill, 1928; Downey J., Graphology and psychology ol handwriting, Baltimore, 1919; P r e y-e r W., Zur Psychologie des Schreibens, Lpz., 1912; Schneidemuhl G., Die Bcdeutung d. Hand-schriftbeurteilung fur den Arzt, Deutsche medizinische Wochenschr., 1924, № 34—35. А. Сурков, А. Лурия.

Изучайте:

  • АСЕКСУАЛЬНОСТЬ
    АСЕКСУАЛЬНОСТЬ, асе ксу а ли зм (от греческ. а—отриц. част, и лат. sexus—пол), отсутствие сексуальности; термин, примен...
  • АМИЛАЗА
    АМИЛАЗА, АМИЛОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕРМЕНТ (от лат. amylum — крахмал,-аза— окончание, характеризующее ферменты), фермент, расщепл...
  • АТОМНЫЙ ВЕС
    АТОМНЫЙ ВЕС (см. Атом), относительный вес атомов хим. элементов, при принятом за единицу атомном весе самого легкого из...
  • ГАСТРУЛА
    ГАСТРУЛА (от греч. gaster—желудок), эмбриологический термин, введенный Гек-келем (Haeckel) для обозначения 3-го стадия ...
  • ПАППАТАЧИ ЛИХОРАДКА
    ПАППАТАЧИ ЛИХОРАДКА (син.: трехдневная лихорадка, флеботомус-лихорадка, летняя лихорадка, климатическая лихорадка, моск...