ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Спасибо нашим инвесторам из казино онлайн

ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ (от французск. identification—отождествление), отождествление себя с другим существом; одно из основных понятий психоанализа. Особенно отчетливо процессы И. проявляются в сновидениях, где они представляют частичный вид сгущения, т. е. соединения в одном образе признаков нескольких предметов. Действительно, во сне иногда бывает, что спящий видит себя в видах и положениях, присущих другим людям, как бы принимая последних в свою личность. Иногда И. бывает полной, иногда—частичной, но всегда она представляет процесс полного слияния, в котором оба отождествляемые лица, как бы покрывая друг друга (вроде двух изображений, снятых на одно и то же место фотографической пластинки), непосредственно переживаются как одно «я». Чаще всего И. объединяет личность спящего с людьми, к к-рым у него есть те или иные аффективные отношения, к-рые обладают чертами и свойствами, приятными или ненавистными ему в самом себе, или же совершают действия, о каких субъект мечтает или мечтал наяву. Как и другие механизмы сновидения, И. находит себе место и в генезе некоторых невротических симптомов и в картине таких психозов, как схизофрения (построение бреда, галлюцинации).—Гораздо более Спорной является роль, отводимая Фрейдом И. в происхождении т. н. Эдипова комплекса, определяющего, по его мнению, психологическое развитие каждого ребенка и юноши. Маленький мальчик, говорит Фрейд, проявляет особый интерес к своему отцу: он хотел бы стать таким, как тот, быть на его месте во всех случаях. Отец является его идеалом, лицом, к-рое ему хотелось бы заменить. Будучи эротически привязан к матери, ребенок в конце-концов замечает, что отец стоит на его дороге, и с этого времени И. его принимает враждебный оттенок, становясь равнозначной желанию уничтожить отца и занять его место у матери. Ребенок однако идентифицирует себя не только с отцом, но и с матерью, а позднее, когда подрастет, и с другими взрослыми, особенно воспитателями, любимыми героями и пр. Отождествляя себя с ними, развивающаяся личность образует постепенно свое «сверх-я», или «идеальное я», которое на основе И. с окружающими людьми и принимает в себя общие данной среде моральные принципы и социальные чувства, формируя то, что называется совестью личности. Бессознательная И. лежит в основе всякого добровольного подчинения: гипнотизируемого—гипнотизеру, последователя—вождю и т. д. В общем учение об И. является несомненным углублением наших знаний о некоторых психопатических процессах, однако чрезмерно широкое распространение его на всю область генетической и соц. психологии должно быть ограничено и дополнено другими объяснительными принципами социологического порядка. Лит.: Кречмер Э., Медицинская психология, Москва, 1927; Фрейд 3., Психология масс и анализ человеческого «я», М., 1925; Ш и л ь д е р П., Очерк психиатрии на психоаналитической основе, Одесса, 1928. П. Зиновьев.

Изучайте:

  • МЕДИАСТИНИТ
    МЕДИАСТИНИТ (raediastinitis), воспаление клетчатки средостения (mediastinum). В зависимости от локализации процесса в п...
  • ФРЕНКЕЛЬ ЗАХАРИЙ
    ФРЕНКЕЛЬ ЗАХАРИЙ Григорьевич (род. в 1869 г.), один из виднейших деятелей в области соц. гигиены. Учился в Нежинской ги...
  • АВТОКЛАВ
    АВТОКЛАВ (от греч. autos—сам и лат. cla-vis—ключ), прибор для стерилизации паром под давлением, устроенный по принципу ...
  • КАБАНИС
    КАБАНИС Пьер Жан (Pierre Jean Caba-nis, 1757—1808), известный франц. философ и врач, один из последних и наиболее умере...
  • СИНЕРГИЯ
    СИНЕРГИЯ, способность комбинирования отдельных элементарных движений в сложный двигательный акт. Наиболее показательный...