ИГРЫ

ИГРЫ, понятие, кажущееся на первый взгляд довольно простым, но с трудом поддающееся строго научному определению. По теории Шиллера-Спенсера И. детей — реализация избытка энергии: в молодом растущем организме имеется нек-рый избыток сил, остающийся после всех затрат на насущно необходимые процессы, и этот избыток расходуется на приятное искусственное упражнение сил. По мнению К. Грооса взгляд на И. как на проявление избыточной силы не вполне подтверждается фактами: дети (так же, как и молодые животные) играют до полного изнеможения и возобновляют И. после самого короткого отдыха, приносящего им не избыток сил, а только такое количество их, к-рое едва достаточно для возобновления забавы. Гроос считает И. упражнением заложенных в организме инстинктивных задатков: И. является как бы тренировкой для будущей полезной деятельности на основе врожденных предрасположений. Если по словам Грооса теория Спенсера стремится выяснить нам физиол. значение И., но не выясняет ее биолог, значения, то по словам Плеханова теория Грооса, давая биол. обоснование И., упускает из виду ее социологическое значение. Плеханов устанавливает положение, по к-рому И. исторически вырастает на основе труда; трудовые требования, функции утилитарной деятельности предопределяют характер И. На основе положения Плеханова Моложавый строит свою теорию И. в дошкольном возрасте: И. ребенка есть необходимая для растущего детского организма активная ориентировка в явлениях и процессах окружающей среды, недоступных ему в жизненном порядке; окружающая среда, а не инстинкты, формирует П.; среда дает стимулы к И., она определяет содержание И. Соц.-биол. значение И. в том, что человек, играя, развивает свои свойства, пригодные ему в его жизни и трудовой деятельности. Подражая явлениям окружающей жизни в И., и ребенок и взрослый получают те навыки и знания, к-рые закрепляют педагогически ценные качества, приобретенные в процессе воспитания. В отношении физического развития И. представляет форму естественных упражнений, заключая в себе элементы ходьбы, бега, прыжка, метания, борьбы и пр. Преимущество игр перед искусственными упражнениями еще и в том, что игры связаны с возбуждением эмоциональной сферы играющих. Игры кроме того являются также средством развития ряда психо-физических функций (комбинаторные способности, внимание, память, воображение, решительность, самообладание и пр.). Повышенное настроение в И. содействует установлению соц. связей, благодаря чему И. легко создает коллектив и воспитывает через добровольное подчинение правилам И. коллективистические навыки; но с другой стороны надо учитывать, что игра при антисоциальной направленности может стать средством развития и закрепления ряда отрицательных качеств (жестокость, корысть и пр.), почему вопрос подбора и руководства играми является актуальной педагогической задачей, осуществляемой при помощи врача. И. делятся на 2 основных вида: свободные и организованные. Свободные И. не ограничены правилами; в них имитируется окружающая среда; они отображают или соц. события (например война, революция, демонстрация, перевыборы советов и пр.), или производственные явления (фабрика, кооператив, транспорт), или бытовые (уход за детьми, обед и пр.). При желательной направленности И. педагогическая практика стремится использовать И. путем обогащения детского опыта через рассказ, экскурсию, организованную игру и пр. Свободные игры обычно практикуются детьми в дошкольном возрасте и младшем школьном.—О рганизо-ванные И., ограниченные правилами, проверенными на опыте, входят в наст, время в систему соц. воспитания. Организованные И. делятся по степени и характеру моторной активности на подвижные (простые и партийные подвижные с делением на партии, ритмические, драматизированные, гимнастические, спортивные, военизированные) и на малоподвижные интелектуальные: состязания в комбинации слов, шарады, загадки и пр.; настольные, сопровождаемые передвижением фигур по доске (напр. шахматы, шашки), карты и пр. Промежуточным видом И. являются спортизированные настольные И. с упражнением в меткости (биллиард, пинг-понг и пр.).—-При проведении подвижных И. учитывается соц.-биол. их основа. Должны быть приняты во внимание биол. особенности каждого возраста, т. е. степень развития двигательного аппарата (костей, связок, мышечной системы), развития внутренних органов (сердца, кровеносной системы, легких), центральной нервной системы. Необходимо учитывать пол играющих; так напр. после 12 лет не все И. можно про

Изучайте:

  • БАЗЕЛЬСКАЯ АНАТОМИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА
    БАЗЕЛЬСКАЯ АНАТОМИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА (BNA—Baseler nomina anato-mica). В 1887 г., по инициативе THca(W. His) и Брауне (...
  • АУТОПЛАСТИКА
    АУТОПЛАСТИКА (от греч. autos—сам и plassein—образовывать), пластические операции, при к-рых материалом служат собственн...
  • ГОРЯЧИЕ ЦЕХА
    ГОРЯЧИЕ ЦЕХА, такие цеха, где организм рабочего подвергается воздействию высокой t°. В них различают след. основные...
  • ОСМОТИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ
    ОСМОТИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ, давление, производимое молекулами растворенного вещества на полупроницаемые стенки сосуда^ Теори...
  • СУХОЖИЛЬНЫЕ РЕФЛЕКСЫ
    СУХОЖИЛЬНЫЕ РЕФЛЕКСЫ, сокращение мышцы в ответ на раздражение сухожилия. С. р. вызываются не со всех мышц тела: наиболе...