КРАУСА УЧЕНИЕ

КРАУСА УЧЕНИЕ (F. Kraus). Основным в учении Крауса является его борьба с грубо морфологическим пониманием болезненных процессов. Краус проповедует энергетический взгляд на течение процессов в организме. У высших животных нет б-ней отдельных органов: каждое заболевание вызывает реакцию всего организма в. виду взаимозависимости частей (органов,. тканей) между собой в неделимой в своей сущности целостной личности (Person). Поэтому-то К. и называет свое учение «сизигис-логией», т. е. учением о взаимозависимостях. Личность, по Краусу, надо рассматривать как «целостность», а не сумму частей как unitas multiplex. Ответ организма на раздражение не есть простое следствие раздражения, но зависит от всей биосистемы в целом. Связи и взаимоотношения частей в организме следует рассматривать с точки зрения законов гидро-термо-динамики современной коллоидной химии. Жизнь есть результат трансформации энергии в цепи биосистемы,, состоящей из отдельных жизненных рядов (Vitalreihen). Эта система все время находится в колебаниях; регулятором ее является «глубинная личность»—нервно – глян-дулярная система, от которой, как от конденсаторов, исходят колебания, в электрическом напряжении системы; она регулирует отношения К – и Са – ионов, ионов ОН и Н, движение электролитов. Отдельную личность невозможно рассматривать вне истории развития ее рода, вне законов наследственности, ее генотипа как родовой движущей силы. В основе развития стоит гармония функций в генотипе. Болезни по К.—это «evolutionistisch-dissolutionische Storungen der Vitalreihen». Последователь. Маха и Авенариуса, К. защищает положение, что не ощущения есть образы вещей г а вещь является комплексом ощущений. Естествознание лишь описывает те элементы, к-рые мы ощущаем. Дело лишь в том, какую-«коллокацию» серий фактов мы отбираем для описания. Между органическим и неорганическим, физическим и психическим нет качественной разницы. Давление камня на его ложе вполне сравнимо с «внутренним давлением» (волей, стремлением), которое «я» испытывает перед действием: «природа стремится обнаружить тяжесть так же, как мы стремимся обнаружить наши желания г намерения». Мы используем природу в своих целях точно так же, как природа использует и нас. Причинность Краусом рассматривается также в Маховском смысле и заменяется фнкц. взаимоотношением. Совместное объединение то одних то других коллокаций (т. е. в одном месте существующих явлений) в новую серию, в новое идейное целое — это и есть причина изменений, но новое соединение—всегда следствие всех раньше данных коллокаций. В этом—закон эволюции. Организм составляет часть коагитаций (совместных действий) всего внешнего мира. Отсюда гармония между мышлением и объективным миром: мыслить — это коагити-ровать (coagitare), т. е. объединять раздельные данные ряды в общее идейное целое. То, что выделяется как отдельная сущность, что рассматривается как обособленное существование, есть лишь не что иное, как момент в развитии всего мира, игра сериальных (выделяющих отдельные серии из всего мира) идей. Изолированного «я» нет, как нет и изолированных вещей; вещи и «я» суть временные функции одинакового жизненного ряда. Весь мир в его эволюции движет идея всеобщего систематического всеединства, раскрывающаяся в общей целостности корреляций всего мира (здесь Краус близок к Когену и Бергсону). Объективные отношения возможно строить только при помощи категорий отношения и постижения общей идеи. Отдельные отношения, ограниченные специальным опытом, исходящим из отдельных органов восприятий, доступны логическому мышлению—функции коркового аппарата; но логическое мышление ограничивается только отдельными моментами; поэтому параллелизма между вообще возможным, между действительностью и логическим мышлением не имеется. Способностью охватывать соотношения более всесторонне обладает лишь «глубинная личность» (Tiefenperson), обладающая «Ursinn» (нечто вроде инстинкта Бергсона), постигающим то общее, что в данный момент представляется целостной идеей для всех явлений мира, т. к. глубинная личность имеет источником общую со всем миром идею, дающую «vegetative Stromungen» всей личности. Индивидуальность есть относительно изолированная «сериальная идея»жизненного процесса, она—лишь отвлеченное понятие; лишь глубинная личность вплотную связана с природой и исходит из «Schopi’ungen der Umwelt». Жизнь имеет и сверхиндивидуальные реакции (родовые, видовые), индивидуум—лишь временная реакция приспособления

Изучайте:

  • КРАШЕНИЕ
    КРАШЕНИЕ, операция,-при помощи к-рой в текстильной промышленности всем волокнам придается однообразная окраска, иначе г...
  • БРОНХИАЛЬНЫЕ СВИЩИ
    БРОНХИАЛЬНЫЕ СВИЩИ, ненормальные отверстия в бронхе или ненормальные каналы, ведущие к этим отверстиям, при посредстве ...
  • ПЛОМБЫ
    ПЛОМБЫ, ПЛОМБИРОВАНИЕ. Под пломбированием зубов понимают заполнение дефектов твердых тканей зубрв такими препаратами, к...
  • ЭКЗОСТОЗЫ
    ЭКЗОСТОЗЫ, костные образования, имеющие периферический рост и возвышающиеся над поверхностью кости. По Кауфману (Kaufma...
  • LICHEN
    LICHEN (от греч. leichen—лишай), название, унаследованное от Гиппократа и Галена и употреблявшееся в дерматологической ...