МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. История медицинского образования. Первые достоверные сведения о М. о. относятся к древнейшим историческим памятникам восточной культуры. В Месопотамии кодекс Хаммураби (около 2250 г. до н. эры) уже занимается врачебными вопросами. Врачеванием занимались врачи храмов богов-целителей Эа и Мардука, но одновременно существовали и мед. школы, основанные и содержавшиеся за счет государства. Лучшими из них считались школы в- Уруке и Борсиппе. Хирургия была выделенной специальностью, и насколько тщательно должен был готовиться хирург к своей профессии, видно из § 218 кодекса Хаммураби, к-рый карал отсечением руки врача за-неудачную операцию, последствием к-рой была смерть пациента или потеря глаза при удалении катаракты.—В древнем Египте за 3000 лет до нашей эры преподавание медицины велось сперва также в храмах, где жрецы, занимавшиеся врачеванием, записывали предания, наставления, рецепты и пр.: из этих записей составлялись книги, по к-рым велось обучение медицине, а так как сюда же стекались б-пые, то была возможность демонстрировать ученикам применение теоретических знаний на практике. Впоследствии были основаны мед. школы в Мемфисе, Фивах, Саи-се, пользовавшиеся большой известностью. В этих школах подготовлялись врачи трех специальностей: внутренней медицины, хирургии и искусства заговаривать, к-рое также относилось к медицине.—В древней И н д и и имелось обособленное сословие врачей, к-рые получали право на практику от государственной власти. Требовалась многолетняя подготовка к профессии: наряду с изучением мед. книг, существовавших в 5 в. до н. э., студенты учились технике владения ножом на растениях (водяных лилиях, фруктах) и на трупах животных. Зондированию они учились на дереве, изъеденном червями.—В Китае история медицины относит свое начало к 28 или 29 в. до н. эры. Уже тогда существовали учебники медицины. По свойственной старой китайской культуре склонности к филигранной работе в деталях и М. о. носило те же черты: напр. китайский врач должен был знать до 200 различных характеристик пульса, к-рый исследовался в различных частях тела при слабом, среднем и сильном надавливании на артерии. Для получения звания врача требовалось сдать экзамен, что регулировалось законом. То же относится и к Японии, которая целиком находилась под влиянием китайской культуры. В Японии существовали мод. школы с 7-летним курсом по отделу внутренней медицины и более короткими курсами по другим мед. специальностям. ‘ Студенты получали звание врача после заключительного экзамена в присутствии представителя государственной власти. В древней Греции медицина первоначально сосредоточивалась в храмах Асклепия, жрецы к-рого специализировались в медицине. Но наряду с этим существовала и свободная мед. практика вне связи с культом и государством, передававшаяся б. ч. по наследству от отца к сыну как ремесло. М. о. было делом частным. Государство ничем его не регламентировало и ничем ему не содействовало. Но поскольку спрос на врачей, быстро накоплявших богатство, особенно в век Перикла, был велик, обучение врачебному искусству было делом выгодным. И потому чисто ремесленное обучение начинает быстро раздвигать рамки семейной традиции. В то же время общий расцвет образования поднимает медицину в лице Гиппократа (460—370 гг. до н. эры) от ремесла до степени науки. Цех врачей стремится оградить себя от конкуренции новых элементов, особенно от недобросовестной конкуренции. Одним из средств для этого при отсутствии какой-либо законодательной регламентации является поднятие на возможно большую высоту своей профессии в отношении образования и проф. этики. От молодых людей, желавших посвятить себя занятию медициной, врачи требовали принесения клятвы. В этой клятве, дошедшей до нас в сочинениях Гиппократа, дается обещание не выдавать тайн науки посторонним, добросовестно употреблять свои знания ко благу б-ного, не злоупотреблять его доверием, относиться с уважением к учителям и передать полностью все свои знания своим ученикам. Обучение шло обыкновенно у одного учителя, но было в обычае и путешествие с целью обучения у выдающихся врачей в других городах и странах. Так как принимали б-ных не на дому, а большей частью в особых помещениях-лечебницах (jatreia), где были в небольшом числе и стационарные койки, или в асклепиях (общественных б-ницах), где работал коллектив врачей, то и обучение носило наглядный характер. Так возникла медицинская школа в Косе, откуда вышел Гиппократ, и конкурирующая с ней школа в Книдосе. Нужно отмстить, что это были не только мод. учебные учреждения, но одновременно и научно-исследовательские. Обучение шло в этих школах в асклепиях, т. е. у постели б-ного. Что одновременно было высоко поставлено и теоретическое обучение, об этом свидетельствуют сочинения Гиппократа и самый факт двух направлений в медицине, получивших свое название по именам школ—Косская и Книдосская Школы. С другой стороны, теоретические мед. вопросы затрагивались и всеми философскими системами того времени, знакомство с к-рыми было обязательно для всякого образованного грека. Теория даже превалировала над практикой, и заслугой Гиппократа Цельз правильно считал то, что он, будучи современником таких крупных философов древности., как Сократ-и.Платон,—• primus disciplinam hunc a studio sapientiae se- G35 paravit. В 3 в. до н. ары греческое М. о. сделало значительные успехи после основания в Александрии знаменитой библиотеки и. музея. Музеем было названо учреждение, в к-ром ученые и учащиеся получали бесплатное содержание за счет государства. Тут же находились и аудитории, где читались лекции по всем отраслям знания. Медицину здесь преподавали крупнейшие врачи того времени, в частности Геро-фил и Эразистрат. Ими впервые было введено изучение анатомии на трупах и изучение физиологии как основы врачебного искусства. В древнем Риме во времена республики медицины как науки не было вовсе. Плиний писал, что римляне 600 лет обходились без врачей. Во времена империи после покорения Греции греческие врачи начали эмигрировать в Рим, где они сперва были встречены враждебно, но потом получили признание как в богатых классах общества, так и со стороны государственной власти. Именно по декрету Антонина Пия наиболее выдающимся врачам-эмигрантам были даны права римского гражданства. Император Септимий Север регламентировал это право тем, что для получения его требовалась аппробация со стороны муниципалитетов, но так как последние не были компетентны в оценке мед. знаний, то Александр Север сделал следующий шаг: им были открыты в Риме аудитории для чтения лекций по медицине, лекторы получили содержание из гос. средств, а учащимся были даны стипендии. Аппробация же врачей муниципалитетами стала производиться после испытания в коллегии архиатров—врачей, состоявших на службе городских общин или государства. Знаменитейший врач того времени Гален отметил, что регулированный государством порядок получения звания врача и организуемое государством М. о. имеют большое преимущество перед системой свободного ученичества. После падения Рима хранительницей греческой науки осталась Византия. Через византийских ученых, особенно через изгнанных из Константинополя несториан, греческая наука перешла к арабам. Для М. о. арабская культура дала очень много. В Багдаде, Дамаске, Каире и др. крупных городах калифами были выстроены крупные госпитали, и здесь же была организована подготовка врачей. Греческие мед. сочинения были переведены на арабский язык, и быстро выросла собственная литература. Насколько она была велика, видно из того, что по одним только глазным б-ням до нас дошло 18 арабских сочинений. Были написаны и общие руководства по медицине. Нек-рые из них через Испанию после ее завоевания сарацинами, а оттуда через Салерно (см. ниже) проникли в Зап. Европу, были переведены на латинский язык и легли в основу западноевропейских университетских курсов по медицине. На первом месте среди этих учебников нужно назвать «Канон врачебного искусства» Авиценны (980— 1036 гг. н. эры). В М. о. арабов в согласии с общим магическим характером их мировоззрения на первое место были поставлены фармация и фармакология, тогда как анатомия сделала шаг назад по сравнению с тем, что мы видели в Александрии.

Изучайте:

  • КОМПЛЕКСЫ
    КОМПЛЕКСЫ (от лат. complexus—соединение), группы представлений, объединенные вокруг какого-нибудь одного переживания, в...
  • ЛАВАНДОВОЕ МАСЛО
    ЛАВАНДОВОЕ МАСЛО (ФУИ), Oleum Lavandulae, получается из цветов лаванды (Lavandula vera D. С, Lavand. officin. Chaix, La...
  • ДЕРМАТОМЫ
    ДЕРМАТОМЫ, сегменты кожи, на к-рые подразделяется вся поверхность человеческого тела в связи с иннервацией ее различным...
  • БОЛГАРСНАЯ ПАЛОЧКА
    БОЛГАРСНАЯ ПАЛОЧКА (Вас. Bulgari-cus, Вас. Yoghurti), приобрела известность благодаря И. И. Мечникову, указавшему на ее...
  • СИМУЛЯЦИЯ
    СИМУЛЯЦИЯ (отлат.8шш1аге—притворяться). В медицине под С. понимается предъявле - ние картины болезненного состояния, ко...