МУЗЫКА

МУЗЫКА, искусство организации звуков. Восприятие М. и действием. В восприятии М. можно отметить следующие моменты, из к-рых каждый может существовать до известной степени самостоятельно. 1) Общее органическое потрясение/ вызываемое динамической стороной, резкими контрастами, общей интенсивностью воздействия. Этот момент — не чисто слухово здесь участвуют и осязательные ощущения и органические изменения дыхания, сердцебиения. Франц. авторы Бургес и Денереаз (Bourgues, Denereaz) называют синестези-ческим действием М. грубые, но глубокие потрясения в противоположность кинестезии— более тонкому и диференцированно-му двигательному отклику. Синестезическое восприятие М. доступно в общем всем людям и не требует специальных музыкальных способностей. Его находят даже у глухих. Нем. исследователи Кац и Ревеш (Katz, Re-vesz) установили, что т. наз. вибрационное чувство делает доступным наслаждение М. для глухих. При этом сильные колебания воздуха, производимые М., непосредственно влияют на вазомоторную систему тела (в европейской М. именно так действует большой оркестр, массивные звуки органа).— 2) Слуховое восприятие звуковых соотношений, понимание объективных и формальных свойств М. (быстро, медленно, высоко, низко). Такого рода восприятие направлено гл. обр. на двигатель-но-звуковую сторону. Оно характерно для лиц, занимающихся М. по профессии, и требует специальных способностей. При этом восприятие должно быть направлено на музыкальное целое, должно быть осознано фнкц. значение звуков (более важные, центральные звуки, устойчивые и неустойчивые). Иначе восприятие не будет собственно музыкальным. Дориак(Баипас) еще в 1905году подчеркивал значение восприятия музыкальных соотношений и ссылался на случаи амузии, когда слушатель неспособен различать напевов, хорошо воспринимая отдельные звуки. — В наст, время большое значение приобрела т. н. психология формы (Gestaltspsycliologie). Восприятие целого определяет восприятие элементов, к-рые получают смысл в зависимости от этого целого. Так напр. величина интервала для восприятия и воспроизведения зависит от характера и направления мелодии, в состав к-рой интервал входит [экспериментальные работы Абрагама (Abraham), Беляевой-Экземплярской и Яворского]. В связи с этим стоят и исследования слуховой установки на определенный лад, мелодическую или ритмическую фигуру и т. д.—3) Понимание выражаемого содержания. Наиболее доступным является для М. передача эмоциональной и двигательной стороны. Неотъемлемым специфическим содержанием М. считается напряжение-разрешение. Относительно передачи других содержаний (образов, картин, идей) имеется непримиримый спор формалистов и сторонников изобразительной М. Формалисты (наиболее яркий представитель Hanslick; 19 век) понимают М. как абстрактное, обособленное искусство (изобразительная и звукоподражательная М. есть для них низший вид М.); противоположные теории утверждают, что М. доступно выражение внемузыкальных содержаний. Современное советское музыкознание, и особенно музыкальная педагогика, резко отрицательно относятся к формализму в М., к пониманию ее как абстрактного искусства и находят объяснение своеобразия музыкальных произведений в их классовой обуслов – ленности. В связи с этим стоят напряженные поиски М., в классовом отношении наиболее соответствующей пролетариату. Реакция слушателя на М. может принимать чрезвычайно разнообразные формы, начиная с сильнейшего физиол. потрясения (какое производит М. напр. на первобытные народы в ее магическом и терап. применении*) и кончая бесстрастным инте-лектуальным суждением, как это имеет место наприм. у теоретика-критика. Типичным образом реакция на М. у среднего слушателя развертывается следующими путями: 1) общий эмоциональный толчок (напряжение-разрешение, возбуждение-успокоение, удовольствие-неудовольствие) ведет к 2) переживанию определенной эмоции (печаль, страх) и 3) к двигательной стороне эмоции, 4)к созданию образов и представлений (в случае звукоподражательной М. образы минуют промежуточные ступени и возникают непосредственно).—Последействие М. имеет две характерные формы: двигательное заражение, эмоциональное возбуяадение с одной стороны и облегчение от эмоций, успокоение, очищение, понимаемое просто физиологически (Беляева-Экземплярская). На этих двух формах может основываться различное терап. действие М.—В области индивидуальных различий много наблюдений накоплено относительно цветного слуха. Цветным слухом обозначают тот факт, что у нек-рых лиц восприятие или пред
ставление М. или звуков связано б. или м. постоянно со зрительными образами. Вероятно в связи с этим у ряда музыкантов мы можем найти создание параллельных музыке «цветовых» партитур (напр. Laszl6,Скрябин).—На основании работ по музыкальному развитию ребенка заслуживают быть отмеченными следующие факты: раннее развитие ритмического чувства, преобладание сен-сомоторной стороны от 6 до 10 лет, позднее— появление различения гармоний и постепенное развитие понимания выразительного содержания. Соц. значение М. основывается 1) на ее эмоционально и двигательно заражающем характере; это заражение в М. более непосредственно, чем в других искусствах; 2) на возможности одновременного массового восприятия и исполнения музыки; 3) на организующем значении ритмической стороны. Первый момент сказывается в возбуждающем действии военной М., победных песен, ритуальной М. В каждую эпоху можно найти такие эмоционально объединяющие музыкальные явления. Организующая роль М. важна для объединения коллективных движений (для одновременности усилий многих участников—рабочие песни) и для облегчения движений от ритмизации их (легкость ходьбы под музыку). Последние обстоятельства могут иметь большое производственное значение. Музыкальная од ар енность. Определение способностей, нужных для занятий М., издавна проводилось в педагогической практике. Научным оно делается при * Физиолог, действие акустических стимулов можно проследить даже на децеребрированных животных (последние американские работы). введении определенных методов испытания и точной меры, принимаемой за единицу. В большинстве своем испытания музыкальной одаренности (тесты) рассчитаны на отдельные способности. Таковыми являются относительный слух—способность различать интервалы; абсолютный слух— способность узнавать или воспроизводить высоту отдельного звука, напр. до, до-диэз; музыкальная память —■ способность узнавания и воспроизведения; ритмическое чувство и т. д. Наряду с этим возникает стремление к стандартизации испытаний, поиски стандартных измерений [Си-шор (Seashore) и его школа, работы ГИМН 'а]. Другое направление считает важным не атомистическое определение по отдельным элементам, а установление способности воспринимать музыкальное целое, напр. мелодию (Brehmer). Нек-рые педагоги-музыканты считают самым существенным понимание М. как способа выражения, а знание средств с этой точки зрения неважно (Jacoby). С этим связывается утвернодение об универсальной доступности М. и лозунг «немузыкальных не существует». Так называемая «немузыкальность» объявляется результатом психической травмы, задержки: немузыкальные боятся, а не не могут. Среди методов установления наиболее характерных для музыкальности свойств и их связи с остальными проявлениями личности важное место занимают статистические методы корреляции (Миллер, работы ГИМН ‘а). Музыкальную продуктивную деятельность можно разделить на две группы: композиторскую и исполнительскую. Данные о музыкальном творчестве находятся 1) в той части теории М., которая называется теорией композиции; 2) в обще-психологических исследованиях по психологии творчества; 3) в специальных исследованиях по творчеству отдельных композиторов, в биографических и исторических сведениях. Принято разграничивать в композиторском творчестве самопроизвольную деятельность фантазии и сознательную критическую работу. В зависимости от преобладания того или другого момента намечают типы музыкального творчества. Типы композиторов устанавливаются еще и другим путем: для одних важна передача определенного содержания (напр. Глинка, Мусоргский), для других—художественное оформление материала (напр. Танеев).—Имеются попытки построить психофизический тип музыканта; данные по этому поводу имеются и в работах по проф. заболеваниям музыкантов. В области музыкального исполнения начинают приобретать значение психотехнические исследования. С одной стороны—это стремление к рационализации определенных форм движения (циклографическое изучение движений пианиста, регистрация и регулирование процессов дыхания). С другой стороны возникает вопрос о профессиональном отборе, профессиональной консультации и о составлении профессиограммы музыкантов разных специальностей.& С. Беляева-Экзомпиярская. Лечебное влияние М., в частности на нер-вно-псих. сферу, как эмпирический факт известно еще в самые древние времена. Неда – ром Эскулап считается сыном Аполлона. Упоминание о терап. воздействии М. имеется в библии (паслмах Д

Изучайте:

  • ПАХИМЕНИНГИТ
    ПАХИМЕНИНГИТ церебральный или спи-нальный (pachyrneningitis cerebralis, s. spi-nalis), воспаление твердой оболочки голо...
  • ЕВФЕНИКА
    ЕВФЕНИКА (от греч. ей - хорошо и phai-по - проявляю), учение о хорошем проявлении наследственных задатков - необходимое...
  • GIARDIA INTESTINALIS
    GIARDIA INTESTINALIS Lambl., 1859 (син. Cercomonas intestinalis, Lambl., 1859; Hexamitus duodenalis, Davaine, 1875; Me-...
  • СЕННАЯ ЛИХОРАДКА
    СЕННАЯ ЛИХОРАДКА, аллергическое заболевание, наблюдающееся у лиц, обладающих повышенной чувствительностью в отношении н...
  • ЛОПАТКА
    ЛОПАТКА (scapula) принадлежит к костям пояса верхних или передних конечностей. У человека она представляет плоскую, шир...