НАГЛЯДНЫЙ

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД 88 нужно понимать несравненно шире, даже не в смысле чувственного восприятия, а как упражняемость, выработку навыков самостоятельной работы, почему собственно говоря самый термин «наглядность» можно признать не отвечающим действительному содержанию этого понятия. Наконец нельзя не упомянуть о наглядности в применении к словесному восприятию, когда этот словесный материал подается в яркой форме, вызывающей у слушателя наглядные образы. Т. обр. в широком понимании Н. м. охватывает как применение наглядных пособий в собственном смысле этого слова, как-то: рисунок, таблица, диапозитив, модель, муляж, препарат, так и использование вещей и предметов, находящихся вокруг нас в • природе и в быту, в целях обучения. В этом направлении большое значение приобретает экскурсионный метет, который по сути является одним из видов Н. м. в его широком понимании. Свое законченное выражение Н. м. находит в музейно-выстаЕочыом деле, где имеются обширные коллекции наглядных пособий. Исследовательский метод, при котором учащиеся имеют дело не только с книгой в Смыслове самостоятельной проработки, но и с определенными трудовыми процессами (в частности самостоятельного создания наглядных пособий — собирание и обработка растений, собирание данных и составление диаграмм и т. п.), также основан на широком применении наглядного метод г. История Н. м. достаточно давняя. Н. м. применялся в обучении в античной Греции и еще ранее в Египте. Гераклит, один иэ основоположников диалектики, говорил: «Глаза лучшие свидетели, чем уши». За наглядность ратовал и Квинтилиан (2 в. нашей эры). Эпоха феодализма, ознаменовавшаяся гнетом церкви, на место наглядности принесла мертвую схоластику. Слово становится выше реальных представлений и знания вещей. С нарождением торгового капитализма, отражением к-рого являлась эпоха Возрождения и гуманизма, в педагогике происходят сдвиги. Рабле первый в своем знаменитом романе «Гаргаптюа и Пантагрюэль» в системе новых педагогических взглядов отводил большое место наглядности, и в частности экскурсионному методу. Вслед за Беконом, который своей индуктивной философией выдвинул на первое место наблюдение, выступил крупнейший педагог этой переломной эпохи Ян Амос Коменекий (1592—1670). В своей «Великой дидактике», к-рап положила основание буржуазной педагогике, он выдвигал наглядность на первое место; в этой книге он дает примеры применения Н. м. Не ограничиваясь теоретическими положениями о Н. м., он создал книгу «Мир в картинках» (Ornis plctus), в к-рой дал первый образец применения II. м. в учебниках. Вслед за ним выступили поборниками Н. м. английский философ Локк (он говорил: «Было бы совершенно бесполезно и неинтересно для детей говорить им о таких вещах, о к-рых у них нет никакого представления; о конкретных вещах знания приобретаются никак пе из звуков и слов, а из самих вещей и их изображений») и Жан-Жак Руссо в своем известном романе «Эмиль или о воспитании», где он выступает идеологом мелкой буржуазии предреволюционной эпохи. Руссо идет уже дальше и ставит вопрос не об изображениях, а о предметности; изучение живой природы выдвигается на первый план (Руссо восставал даже против глобуса и карты в преподавании географии).—Следующий этап истории вопроса о Н. м. связан с имепами Песталоцци, Фребеля и др. немецких педагогов. В своей книге «Как Гертруда. учит своих детей» (1801 г.) Песталоцци говорил: «Наглядность—основа всякого познания; всякое обучение основывается на наблюдении и опыте». Фребель присоединил к элементам созерцания еще элемент активности, расширив т. о. понятие, наглядности как упражнения органа зрения также мышечным чувством; всякое наглядное пособие должно быть сделано самим учащимся. Из других активных проводников Н. м. следует еще назвать Базедова (из группы так наз. «филантропистов») и Герберта. Русская школа, остававшаяся вплоть до последних лет царизма под гнетом классицизма, далекая от жизни и природы, проводи – ла у себя Н. м. в крайне ограниченных размерах. Группа педагогов 60-х гг., активно разрабатывавших вопросы Н. м. (в частности для низшей школы Ушин-ский), сравнительно мало могла сделать в существовавших условиях режима. Применение И. м. до революции носило преимущественно чисто демонстративный характер и выражалось в зрительной иллюстративной наглядности, благодаря чему чувственное восприятие, хотя и расширенное по сравнению со словесным восприятием, все-таки остается еще пассивным. Этим объясн
яется та реакция, к-рая возникла среди современных педагогов в отношении применения наглядных пособий. Уже на I Всероссийском съезде преподавателей естествознания в Петрограде в 1921 году прозвучал резкий протест против наглядных пособий. «Идет речь не о пропаганде наглядности и расширении пользования наглядными пособиями, а о том, чтобы умерить пыл в этом направлении, дабы не исказить и не умалить значения экскурсион. и лабораторно исследовательских методов преподавания, не подменить природу, ее громадного воспитательного значения мертвым хламом и пособиями».—«Применение наглядных пособий теснейшим образом связано с демонстративными приемами обучения. Они предназначены только для глядения на них, они по самому существу своему суть корректив к словесному обучению. Они игнорируют прочие органы чувств и не дают возможности упражнять двигательные способности». Поэтому «долой из школы все модели, схемы, схематические таблицы и рисунки».—«Принцип наглядности отжил свой век и должен уступить место самостоятельной, творческой работе в изучении окружающей природы» (доклад В. Ф. Натали). Однако несомненно этот перегиб был вызван односторонним применением Н. м. в старой школе и вследствие этого неправильным пониманием его сущности. Когда в старой школе экскурсионный метод почти совсем не имел применения и изучение живой природы подменялось созерцанием цветов на рисунке или в готовом гербарии, а пасеко-мых в коробке под стеклом, такой Н. м., разумеется, никуда не годился. Но ведь Н. м. отнюдь не исчерпывается демонстрированием рисунков. Ведь и в исследовательской работе элементы наглядности играют большую роль. Наряду с этим большое значение имеет характер использования наглядных пособий. Совершенно правильным представляется взгляд: «Прежде всего такие пособия должны явиться необходимым материалом, дополнением того, что не может дать непосредственное изучение объектов природы. Во-вторых—многие пособия могут осветить’и разрешить те детали, которые в силу тех или иных причин могут быть недостаточно ясны и понятны на естественных объектах» (Ульянинский). Т. о. требования к Н. м. можно сформулировать следующим образом: 1) в основу Н. м. должна быть положена предметность, т. е. изучение натуральных вещей, а не их изображений. Лишь в том случае, если ознакомление с предметом занятия невозможно, то вполне уместно его изображение (например в зоологии изображения тропических зверей и т. п., в медицине— анат. таблицы и т. п.); 2) применение Н. м. не должно носить пассивно-созерцательного характера, а служить материалом для самодеятельности. В этом отношении следует признать правильным положение, что «в настоящее время приходится говорить не о наглядных пособиях, а о рабочем материале для самостоятельных знаний и исследований учащихся» (Коноров). Однако мы должны признать, что это есть не что иное как высшая форма Н. м., вышедшая из границ узко формального понимания этого метода. Все эти положения сохраняют свою силу полностью и в отношении применения Н. м. в сан. просвещении, не говоря уже о преподавании гигиены в школе, где таблицы по анатомии, скелет, модели тех или иных санитарных установок, анат. микроскоп, препараты, одним словом разнообразные формы наглядн. пособий найдут самое широкое применение; особенно большое значение имеет Н. метод в массовой сан.-просвет. работе., 89 & НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД 90 Имея своею конечной целью активирование самодеятельности широких масс в борьбе за оздоровление труда и быта, сама массовая работа по сравнению со школой, где имеется стабильность аудитории и большой запас времени, дает меньше возможностей для активного метода в самом процессе сан.-просвет, работы. Поэтому в массовой работе вопреки мнениям противников Н. м., приведенным выше, имеют большое значение и чисто иллюстративные пособия. Значение наглядных пособий может быть сведено к следующему: они облегчают восприятие новых сведений, сокращают время на объяснения, повышают усвоение и содействуют созданию образных представлений. Однако рост самодеятельности масс, коренная перестройка всей массовой работы совершенно по-иному ставят и задачу применения Н. м., т. к., вовлекая широчайшие массы в работу по оздоровлению—в работу секций здравоохранения, здравячеек, сан. комиссий, комиссий охраны труда и т. п., мы не на искусственно создаваемых наглядных пособиях, а непосредственно в жизни, на практической повседневной работе проводим наглядно сан. обучение миллионных масс, примером чего является про
ведение сан. минимума. Новые формы труда—социалистическое соревнование и ударничество— в еще большей степени наглядно обучают массы борьбе за новую жизнь. Период реконструкции – всего народного хозяйства, построения фундамента социализма в нашей стране предъявил и к делу здравоохранения совершенно иные требования. Коренная перестройка всего дела здравоохранения требует также новых подходов и огромного размаха в распространении массовой сан. культуры. Все это совершенно по-иному ставит на данном этапе вопрос о Н. м. и наглядных пособиях. Постановление ЦК ВКП(б) от 5/VIII 1931 г. о техпропаган-де, открывающее новый этап и в деле сан. просвещения, заостряя внимание всей советской общественности на этой важнейшей задаче, непосредственно подчеркивает значение наглядных пособий. В школе, где наглядные пособия имеют особо большое применение в связи с активными формами работы и ростом самодеятельности, Н. м. также принимает иной характер и проводится непосредственно на реальных объектах. Политехнизация школы несомненно увеличивает еще больше значение наглядного обучения, проводя его не на картинах и изображениях, а непосредственно на трудовых процессах, у станка, в поле и т. д., придавая ему характер величайшей жизненной наглядности. Этим самым наглядные пособия отнюдь не вычеркиваются из арсенала сан.-просвет. методики, но им отводится чисто служебное значение как-важному подсобному методическому моменту. Содержанием наглядн. пособий могут служить любые вопросы медицины и здравоохранения, но актуальность темы, ее соответствие потребностям социалистического строительства являются одним из важнейших требований к наглядным пособиям. Основные требования к наглядным пособиям сводятся к следующему: научная грамотность (не только в смысле формальной точности, но в особенности в отношении истолкования тех или иных процессов на основах марксистско-ленинской методологии и недопущения виталистического и механистич. освещения, примеры какового можно найти в германском гиг. музее в Дрездене в отделе «Человек», где в наглядных пособиях занята позиция нейтралитета между обоими идеологическими направлениями, одинаково враждебными для последовательного диалектич. материализма, на базе которого только и может строиться сан. просвещение; как аналогичный пример можно назвать таблицу «Тело человека», помещенную в книге Kahn’a: «Das Leben des Menschen» и выпущенную несколько лет тому назад изд. «Гудок» и «Научной мыслью»; она является худшим образцом вульгарно-механистического упрощенства: все тело человека представлено в виде ряда машин). В каждом наглядном пособии политическая четкость и заостренность наряду с борьбой с указанными сейчас извращениями должны находить свое выражение в политической насыщенности каждого наглядного пособия, к-рое должно служить не целям голого культурничества, а быть орудием борьбы за социалистическое наступление, должно будить активность трудящихся масс на оздоровление труда и быта, проведение сан. минимума, за снижение заболеваемости, тем самым ускоряя темпы нашего строительства. Только при этих условиях наглядные пособия в настоящий момент могут быть признаны годными; всякая нейтральность и в наглядных пособиях так же, как и в других областях, должна быть признана вредной и нетерпимой. Третье требование к наглядным пособиям — художественность выполнения. Из отдельных видов наглядных пособий можно назвать последовательно: использование окружающей природы и быта, натуральные предметы, взятые в их обычной обстановке, те же предметы, взятые изолированно и перенесенные в учебную обстановку в натуре или в препаратах, их изображения как вполне документальные (фотографии), так и творческие (рисунок, таблица, плакат), причем можно говорить как о заранее приготовленных печатных изображениях, так и об импровизируемых тут же перед аудиторией с помощью доски и мела. Наряду с этими плоскими изображениями имеют большое значение трехмерные пособия, к к-рым следует отнести модели, муляжи, макеты. Последнюю группу составляют приборы и опыты. На первое место в наглядном методе должно быть поставлено использование в целях наглядного обучения окружающей нас природы и быта, использование натуральных предметов. При этом нужно иметь в виду, что самые знакомые предметы в процессе повседневности именно в силу своей привычности обыкновенно не подвергаются нами анализу и воспринимаются почти бессознательно. Поэтому разбор самого привычного предмета в качестве наглядног

Изучайте:

  • АДЕНОМА
    АДЕНОМА (от греч. aden—железа), железистая опухоль, представляет собой истинную опухоль, могущую развиться из железисто...
  • МАЛЬТУЗИАНСТВО
    МАЛЬТУЗИАНСТВО, теория народонаселения, названная по имени англ. экономиста священника Томаса Роберта Мальтуса (Malthus...
  • ЭНТОМОЛОГИЯ
    ЭНТОМОЛОГИЯ (от греч. entomon—насекомое и logos—наука), наука, изучающая насекомых. Несколько десятков лет тому назад Э...
  • КЛАРКА ЭЛЕМЕНТ
    КЛАРКА ЭЛЕМЕНТ (L. Clark) применялся как нормальный элемент до тех пор, пока он не был вытеснен более удобным элементом...
  • КАЛЬМЕТ
    КАЛЬМЕТ Альберт (Albert Calmette, род. в 1863 году), знаменитый франц. бактерио-_—жз». лог и гигиенист. По оконча...