НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ

НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ, население (теория Н.), в элементарном понимании совокупность людей, проживающих на определенной территории (население данной страны, население того или иного населенного пункта и т. п.). Это определение уже в самом общем виде указывает, что изучение населения немыслимо только как простое количественное изучение простых отношений населения, какими являются возраст, пол, семейное состояние и пр., в каких пределах обычно и охотно население изучается в буржуазной демографии. Такие представления о населении как о простом механическом агрегате людей характерны для разнообразных оттенков органической школы социологии, развитой позитивистами (Контом, Спенсером) и оказавшей значительное влияние на современную демографию, рассматривающую население как социологические категории в форме органического капитала (Гольд-шейдер, Томилин). Учение о населении как об органическом капитале изображает людей в качестве простого агрегата трудовых единиц, источников физиологич. труда, рассматривает человека без учета качественного своеобразия общественного человека как производительной силы, отождествляя труд. человека с простой способностью производить работу. В плане изучения населения у органической школы доминирует поэтому интерес к возрастно-половому составу населения как основному показателю трудовых ресурсов страны. Школа эта весь прогноз хозяйственного развития строит гл. обр. на основе учета соотношения отдельных воз-растно-половых групп, изучая детально анализ таблиц смертности и пр., с целью прог – 210» ноза состояния рабочего фонда населения. Последнее именно свойственно всем последователям так назыв. теории Menschenoko-nomie, развитой Гольдшейдером. В этом же направлении развиваются современные работы нем. статистического управления под руководством Бургдорфера, опубликовавшего прогноз расчета трудовых ресурсов населения в Германии на предстоящие десятилетия 20 в., вплоть до 2000 г. Теория органического капитала, как указано выше, проникнута механистическими взглядами и противоречит современному диалектическому пониманию жизненных процессов. Человек является не простой производительной силой в том смысле, как можно говорить о производительных силах в органической и неорганической природе, приспосабливаемых человеком. Человек является творческой производительной силой, подчиняющей себе развитие производительных сил в целом, в порядке осознания необходимого хода естественных процессов; т. о. человек является не столько объектом, сколько субъектом развития прозводительных сил и создания на базе последних соответствующих производственных отношений. Внимательное изучение показывает, что распределение труда в человеческом обществе всего меньше подчиняется представлениям о человеке как об источнике физиоло-гич. труда. Огромное количество незанятых рабочих и миллионные контингенты избыточного крестьянства в самом цветущем возрасте, наблюдаемые КЕ1К постоянный спутник капиталистических отношений, быстро и бесповоротно разрушают всю легенду о постоянной, неизменной заинтересованности об-ва в органической структуре населения. Само представление о человеке как об источнике просто физ. труда или, что то же—о машине, способной производить работу, легко и быстро разрушается процессами своеобразного изменения возрастного состава рабочих, наблюдающимися в наст, время в стадии загнивания капитализма. Характерны данные, публикуемые американской предпринимательской статистикой, указывающие на систематическое понижение возраста лиц, занятых наемным трудом по отдельным отраслям промышленности, указания на существующий возрастный лимит, устанавливаемый предпринимателями в порядке рационализации и спускающийся в наст, время ниже 40 лет, обрекающий бы на социальную смерть огромные массы пролетариата, далекие еще от состояния физиол. одряхления (см. напр. книгу Стюарта Чейса «Процветание Америки—факт или миф»). Классическая политическая экономия (А. Смит и др.), провозгласившая, что количество населения составляет основное богатство страны, была собственно предшественником современных сторонников теории органического капитала. Однако дальнейшее развитие капитализма привело к тому, что это положение было заменено своеобразным афоризмом Тестю деТраси, приводимым Марксом: «Богатые нации суть те, где народ беден, и наоборот, бедны те нации, где народу хорошо живется». Учение о населении как о трудовых ресурсах уступило место мальтузианской до
ктрине (см. Мальтузианство), рассматривающей население как потребительскую категорию, как семью индивидуумов потребляющих, и мальтузианство-исследует этот вопрос с точки зрения соотношения численных размеров населения и уровня средств существования. Эти два основных направления — учение об органическом капитале и мальтузианство — и составляют суть современного буржуазного учения о Н., находя себе выражение либо в чистом виде либо в тех или иных вариациях, всевозможных дополнениях или в эклектическом объединении обеих систем. Все эти разнообразные этапы учения о Н. являются отражением существующих особенностей той или другой фазы современного развития капитализма с учетом своеобразия экономических, национальных и политико-государственных образований той или иной эпохи; этим например объясняется своеобразие демографических школ Германии, Италии, Англии, Америки и т. д. Точные формулировки основных проблем в. этой области даны Марксом. Т. н. естественная структура Н. и процессы* т. н. естественного движения населения определяются с его точки зрения соц.-эконом, отношениями, и в основе мнимого естественного закона населения при капиталистическом обществе лежит закон капиталистического производства (Маркс). Международная профес. статистика, в особенности отчетливо статистика безработицы, показывает, как мало связано изменение численности пролетариата с т. н. естественным движением населения. Еще Рикардо подчеркнул, что наприм. количество промышленного пролетариата Англии в основных отраслях промышленности с 1812 до 1867 гг. изменялось совершенно незначительно (с 66% до 80%), в то время как естественный прирост населения за те же годы увеличился на. 76%. Далее прогрессирующая мировая безработица ничуть не уменьшается в странах, обладающих незначительным естественным приростом, и кроме того мировая безработица. охватывает взрослое население и неимеет никакого отношения к цифре рождаемости данного года. Т. обр. ни вульгарная проблема физиол. труда ни проблема потребительских ресурсов не являются научным разрешением проблем населения. Эти буржуазные демографические школы представляют собой т. обр. лишь обычную попытку прикрыть отношения эксплоатации, существующей в капиталистическом обществе, и подменить ее рассуждениями о естественных биол. процессах, происходящих в человеческом обществе, аналогично с животным и растительным миром, определяемых якобы высшими закономерностями, лежащими уже вне общественных процессов. Раскрытие истинной сущности проблемы народонаселения принадлежит, как указано, Марксу и разработано в дальнейшем наиболее полно Энгельсом, Лениным и отчасти Плехановым. В предшествующей Марксу классической политической экономии можно найти ряд отдельн. мыслителей (Мандевиль„ Идеи, Рикардо, Смит. и др.), к-рые в известной степени также критически относились к основным положениям органической школы и мальтузианства, так как изучение фактов показывало, что в условиях капиталистического производства использование труда рабочего всего меньше связано с т. н. естественными процессами движения населения и всего менее соизмеряется соответствием между последним и уровнем средств существования. Они заметили, что «странным образом гармоническое развитие капитализма как-раз и требует постоянного нарушения, гармонии человеческого потребления. Для свободной нации, у которой рабство не допускается, самое верное богатство заключается в массе трудолюбивых бедняков. Не говоря уже о том, что они служат неиссякаемым источником для укомплектования флота и армии, без них не было бы никаких наслаждений и невозможно было бы использовать произведения страны. Чтобы сделать общество (которое конечно состоит не из рабочих) счастливым, а народ довольным даже •его жалким положением, для этого необходимо, чтобы огромное большинство оставалось невежественным и бедным. Познание расширяет и умножает наши яселания, а чем меньше желает человек*, тем легче могут быть удовлетворены его потребности». Маркс дал наиболее последовательную критику взглядов буржуазной политической экономии и социологии в области Н., и его учение о населении представляет собой один ■из блестящих образцов конкретизации метода диалектического материализма в его конкретном применении к учению об общественном развитии в форме исторического материализма. Т. н. закон Маркса о населении сводится к трем положениям: 1) в человеческом обществе нет абсолютного закона населения для всех эпох. Каждому способу произ

Изучайте:

  • КЮММЕЛЬ
    КЮММЕЛЬ Герман (Hermann Kummell, род. в 1852 г.), известный германский хирург, ученик Шеде. К. большую часть своей деят...
  • СТАТИСТИКА
    ...
  • КАМЧАТСНИЕ КУРОРТЫ
    КАМЧАТСНИЕ КУРОРТЫ. Камчатка-единственная местность в СССР, где кроме потухших вулканов имеется целый ряд действующих (...
  • РАЗМНОЖЕНИЕ
    РАЗМНОЖЕНИЕ, или способность самовоспроизведения, один из основных признаков живого, обеспечивающий сохранение жизни ви...
  • ПЛЕТИСМСТРАФИЯ
    ПЛЕТИСМСТРАФИЯ (от греч. plethyo—на-лолняю и grafeo — пишу), метод измерения объема различных частей тела. Объем всех ч...