ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И МЛАДЕНЧЕСТВА

ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И МЛАДЕНЧЕСТВА Анализ понятия об охране материнства и младенчества. Понятие об О. м. и м. нельзя отождествлять с отношением к матери и ребенку в различные исторические периоды. Положение женщины в семье и обществе определяется производственными отношениями и хоз. ролью самой женщины. В период первобытного коммунизма существовало убийство младенцев и людоедство у кочевых племен, а у других, находящихся на сравнительно высшей ступени развития и перешедших к землепашеству, этого не было. Это различное отношение к женщине и ребенку объясняется экономическими условиями, бблыним развитием производительных сил, к-рые создавали лучшие условия существования и повышали уровень жизни. Если кочевники и охотники жестоко относились к детям, мешающим в их хозяйстве и их производственной практике, то это объяснялось состоянием производительных сил, уровнем источника существования, к-рые определяли политику’ рода в данном вопросе. Когда нехватало продуктов, детей и стариков убивали, когда беременная женщина являлась помехой в охоте за дикими зверями, она естественно не пользовалась ни заботой ни уважением. Когда из кочевого, скотоводческого периода человечество поднялось ступенью выше и перешло к земледелию, в хозяйственной жизни племен произошли благоприятные изменения в отношении средств существования и повысилась ценность каждой лишней производственной единицы. Каждая производственная единица становится ценной, т. к. может найти себе применение в возделывании злаков, к-рым занялись племена. Тогда-то меняется отношение к ребенку, детоубийство отмирает. Такое регулирование численности племени в зависимости от уровня средств производства, от производственных отношений, к-рые определяли характер жизни и сумму обычаев, отличавших родовой быт, нельзя еще назвать О. м. и м.—В позднейшие периоды в законодательстве древних египтян и древних евреев мы находим нормы цравового положения женщины, отражение ценности женщины как единицы чисто хозяйственной; в талмуде не мало чисто гиг. предписаний, к-рые можно толковать как истоки зарождения мед. науки. В письменах и рисунках древних есть интересные отражения быта того времени, напр. формы искусственного вскармливания непос – редственно от сосков животных, форма детских рожков и т. д. Но и это нельзя считать зачатками О. м. и м., как нельзя назвать охраной младенчества заботу матери о своем ребенке.—В рабовладельческий период беременность рабыни считалась преступлением против владельца, т. к. это понижало ее производственную ценность, а новая жизнь имела малую ценность, т. к. растить раба было дороже, чем его добыть. Позднее, когда воспроизводство рабов, «приплод», получает определенную ценность для рабовладельца, это находит отражение в обычном праве того времени; за увечье беременной начинают наказывать. Но это объясняется охраной интересов господствующего класса и не может быть названо О. м. и м. В эпоху феодального строя женщина правящих классов—крупного феодального дворянства и торговой буржуазии—была хозяйкой, замкнутой в тесном кругу семьи. Она пользовалась своего рода уважением, т. к. ее муж—рыцарь или крупный феодал—■ был занят походами, а она являлась домоправительницей замкнутого натурального хозяйства и хотя жила замкнуто, в тесном кругу своего замка, но имела определенную хозяйственную ценность. Если спуститься ниже по социальной лестнице в цеховое ремесленничество, то там женщина была тоже замкнута в тесном кругу семьи, и если ткачиха помогала мужу в его работе, то она помогала тут же в своей комнате, имея детей около себя. Не возникало еще резкого противоречия между производственными функциями женщины и материнством, и поэтому не имели места мероприятия, которые хотя бы относительно можно было назвать социальными мероприятиями. Для О. м. и м. крестьянства не было импульса у правящих классов и не было достаточной сорганизованности у крестьянских масс. Если при процессах ведьм наказание откладывалось до родораз-решения, то это являлось лишь отражением лицемерной христианской морали.—Обнищание крестьянства, постепенное разорение ремесленников, по мере того как возникали мануфактуры—-зачатки теперешних крупнейших промышленных предприятий, вели к нищете, пауперизации широких масс. Со стороны правящих классов замечаются попытки полу благотворительного характера, трактуемые некоторыми авторами как зачатки О. м. и м. Это—-призрение подкидышей. Первыми организаторами призрения подкидышей бы

Изучайте:

  • ПИРОГОВА ТРЕУГОЛЬНИК
    ПИРОГОВА ТРЕУГОЛЬНИК, trigonum lingua-1е, маленькое треугольное пространство в боковой части надподъязычной области шеи...
  • СКИАСКОПИЯ
    СКИАСКОПИЯ, или «теневая проба» (от греч. skia—тень и skopeo—рассматриваю), объективный метод определения р...
  • АУТОСПУТОТЕРАПИЯ
    АУТОСПУТОТЕРАПИЯ (от греч. autos— сам, лат. sputum—мокрота и греч. thera-peia—лечение), лечение мокротой, растертой с ф...
  • ЛЯРИНГИТ
    ЛЯРИНГИТ, laryngitis (от греч. larynx—-гортань), воспаление гортани. Л. проявляются в различных формах в зависимости от...
  • ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
    ГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (в экспериментальной и клиническоймедицине),метод объективной регистрации явлений в теле человека в н...