ПЛОЩАДКИ

ПЛОЩАДКИ. 1. Площадки спортивные в узком смысле—специально оборудованные и приспособленные определенных размеров площади для проведения на открытом воздухе занятий по какому-либо виду спорта, например подвижных игр, гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр—тенниса, футбола, баскетбола, волейбола, хоккея, городков и др. В широком понимании под, спортивными П. имеют в виду площадь (участок, территорию), на к-рой наравне со специальными П. для занятий различными видами физич. упражнений, местами для закаливания и пр., местами для занятий физкультурой, расположен ряд дополнительных обслуживающих помещений—раздевальни, души, уборные, места для зрителей. В этом понимании П. спортивные приближаются к стадионам (см.) и отличаются от них меньшими размерами и меньшими удобствами для зрителей. П. спортивные могут входить/составной, частью в парки культуры и отдыха, устраиваться при производствах, при жактах, школах, в пионерских лагерях, колхозах, в санаториях и домах отдыха, в частях Красной армии (в масштабе лагерей частей, при ротных ленинских ‘ полянках) и т. Д. Размеры, содержание и характер, оборудования П. спортивных зависят от их задач и тех контингентов, на которые они рассчитаны. Так напр. спортивная П. при крупном производстве, как правило должна иметь оборудованные площадки для всех популярных видов спорта, начиная с футбольного поля и легкоатлетической площадки; наоборот, площадка при школе или при жакте потребует лишь площадь для подвижных игр и игр спортивных типа волейбола, занятий гимнастикой примерно из расчета 6—8 ж3 на 1 занимающегося. В П, спортивных, обслуживающих взрослых, основным ядром является обычно футбольное поле с идущей вокруг него беговой дорожкой и с расположенными на поворотах между нолем и дорожкой местами для прыжков и метаний. Футбольное поле используется и для других спортивных игр (хандбол, пушбол й др.) и массовых игр. П. для прочих видов физупраж-нений (волейбол, баскетбол, теннис и др.), не требующие много места, располагаются по территории, занимаемой спортивной П. в целом. Спортивные П., специально предназначенные для занятий тем или иным видом физических упражнений, должны удовлетворять ряду спортивно-технических требований. Почти все эти требования, начиная с размеров П., имеют определенное значение и в сан.-гиг. отношении, поскольку напр. в спортивных играх размер П. оказывает значительное влияние на интенсивность общей нагрузки при игре. Помимо специальных требований к П. по различным видам спорта при сооружении, оборудованииt содержании и занятиях на спортивных П. должен выполняться ряд сан.-гиг. требований общего порядка: 1) расположение П. по возможности в отдалении от фабричных труб, многопроезжих дорог и’т. п.; 2) обязательное обса-живание П. деревьями и кустарником с целью уменьшения попадания на П. пыли с прилегающих улиц; 3) обязательное наличие на П. сооружений для необходимых в связи с занятием физкультурой водных процедур—душей, умывальников и т. п.; 4) достаточная вместительность раздевален (не менее 172—2-леа на человека) и достаточная пропускная способность уборных, с учетом не только занимающихся на П., но и зрителей (примерно 1 очко на 100 чел.); ’5) соблюдение мер безопасности как при оборудовании П., так и при занятиях на них: достаточное удаление боковых линий П. от заборов, деревьев, столбов и пр. предметов, могущих послужить причиной травматических повреждений, меры обеспечения зрителей от случайных попаданий снарядов—общая дисциплина и порядок на П., достаточное удаление от зрителей мест метаний, специальные ограждения (напр. при игре в городки), взрыхленность мест приземления при прыжках и т. д.; 6) должное содержание П., их систематическая уборка, собирание камней, стекол и др. предметов, регулярная поливка и т. п.; 7) организация постоянного надзора за общим сан. состоянием П., а также мед. помощи на ней путем прикрепления врача, лекарского помощника и мобилизации внимания актива занимающихся физкультурников к сан. стороне П. О спортивно-технических особенностях П. для отдельных видов спорта—см. соотв. слова. н. Буикин. 2. Площадка детская—участок земли, специально приспособленный и оборудованный для организованного пребывания детей в течение дня. В зависимости от цели и задач организованного воздействия на детей П. разделяются на оздоровительные и массовые педагогические. Оздоровительные П. бывают санаторного типа, построенные по типу дневных санаториев и устраиваемые обычно при туб. диспансерах и поликлиниках, и П. полусанаторног
о типа, именуемые обычно массовыми оздоровительными П.; они организуются при детских проф. амбулаториях, пунктах ОЗДиП, детских санаторных учреждениях. Массовые педагогические П. организуются при детских учреждениях (школы,, детсады и др.), при жактах, домовых трестах, домах-коммунах, в парках культуры и отдыха, при клубах и др. В зависимости от возрастного контингента детей различаются дошкольные, школьные и смешанные площадки. П. могут быть зимние, летние или функционирующие в течение круглого, года. Массовые оздоровительные и педагогические П. в наибольшем количестве развертываются обычно в летнее время. Оздоровительные П. имеют своей основной целью провести организованно и систематически известную сумму лечебно-профилактических мероприятий в отношении больных и физически слабых детей без отрыва их от семьи и учебно-воспитательного воздействия. Массовые педагогические П. имеют своей главной задачей организовать внеучебное время детей и их до – ПЛбЩАЦКИ суг на основе правильно проводимого в соответствии с требованиями гигиены и охраны здоровья режима дня и планового педагогического и учебно-воспитательного воздействия. 8&соответствии с указанными задачами определяется контингент детей, направляемых на оздоровительные и педагогические П., и их режим дня, а именно: на оздоровительные П. направляются дети с определенными формами заболевания tbc, дети истощенные, после перенесенных тяжелых заболеваний, физически слабые и малокровные; на массовые педагогич. П. направляются все дети независимо от их здоровья, в первую очередь из числа находящихся в наиболее тяжелых бытовых условиях. Продолжительность и время функционирования П. в течение дня различны в зависимости от местных особенностей и условий (бытовых, производственных, национальных и др.), а также от возрастного состава детей и характера самой П. Наибольшая длительность работы дет. площадки в день—10—12 часов, наименьшая— 4—6 часов. В зависимости от всех указанных условий устанавливается и соответствующий режим дня П. Приводим примерный режим дня летней школьной П., функционирующей в течение 10 час, в условиях центральной полосы РСФСР: сбор детей на П.—с 8 ч. до 8 ч. 30 м.; пионерская линейка—:с 8 ч. 30 м. до 8 ч. 40 м.; зарядка—с 8 ч. 40 м. до 8 ч. 50 м.; умывание и приготовление к завтраку—с 8′ ч. 50 м. до 9& ч. 15 м.; завтрак—с 9 ч. 15 м. до 9 ч. 45 м.; массовая работа и экскурсии—с 9 ч. 45 м. до.11 ч. 30 м.; солнечные и воздушные ванны—с 11 ч. 30 м. до 12 ч.; купанье, душ, обливание— с 12 ч. до 12 ч. 30 м.; спокойные игры в свободное время—с 12 ч. {50 м. до 1 ч.; приготовление к обеду и обед—с 1 ч. до 2 ч.; приготовление к отдыху и послеобеденный отдых—■ с 2 ч. до 3 ч. 30 м.; самодеятельность детей, клубные занятия—с 3 ч. 30 м. до 5 ч. 45 м.; пионерская линейка, роспуск домой—с5 ч. 45 м. до 6ч. В связи с постановлением ЦК ВКП(б) о работе пионерской организации от 21 апреля 1932 г. вопрос о детской П. как одной из наиболее доступных и лучших форм массовой оздоровительной работы среди детей становится особо актуальным. В наст, время, особенно летом, развертывается громадное количество детских П., охватывающих миллионы детей. П. обычно развертываются на средства населения и общественных организаций при сравнительно небольших дотациях из гос. бюджета, что в известной мере служит показателем популярности детских II. среди широких рабочих кругов. Основной задачей в наст, время» является закрепление сезонных детских П. на функционирование в течение круглого года и организация при каждом детучреждении на прилегающем к нему участке детской П.—Многолетний опыт работы детских П. как специальных оздоровительных, так и массовых педагогических вполне оправдал их большое организующее, воспитательное и оздоровительное значение, поэтому на вторую пятилетку намечается организация детских площадок при всех детских учреждениях школьного и дошкольного типа (по линии НКПроса) и при всех детских профессиональных амбулаториях, поликлиниках и – детских отделениях диспансерных объединений (по линии НКЗдрава). Благодаря этому площадка должна стать одной из основных форм организации досуга ребенка и проведения массовых ОЗДОрОВИТеЛЬНЫХ мероприятий.& А. Цейтлин. 3. Площадки физиотерапевтические служат для лечения солнцем, воздухом и физ. упражнениями. Помимо того многие такие П. оборудуются душами, которые в большей степени используются с гиг. целью. Движения назначаются в виде комплексов физ. упражнений по специальным методикам, разрабатываемым в лечебной физкультуре, души же используются чаще всего после гелиотера
пии и физ. упражнений, значительнб реже после аэротерапии, с дозировкой продолжительности душа.—Физ.-те-рап. П. должны строиться на территории по ffSsgo ■ir? :P ц>. о.- ™ •■£> – О °/ ^-:-e-^ Рисунок 1. Щлаи [физиотерапевтической площадки: 1—воздушные ванны, тент; и— помещение врача; 3—солнечные ванны; 4—площадка для лечения по – . коем; 6—отдых больных; в—площадка для дозированных движений; 7—дорожка для дозированной ходьбы; *—душ. возможности с зеленым покровом, окруженной зелеными насаждениями. Место для физ.-терап. П. должно отвечать высоким гиг. требованиям, поэтому непременным условием для организации П. является определенное расстояние от проезжей дороги, от источников пыли, дыма, копоти и пр. Понятно, что при наличии такой П., где озеленение уже произведено (озелененные П. при диспансерах, б-цах, школах и т. п.), необходимо ее использовать частично, а ино-» гда и целиком, для организации физ.-терап. П. Расположение отдельных элементов оборудования на физ.-терап. П. должно бьгуь максимально целесообразным. Средний размер П., солярия и аэрария можно ^~ рекомендовать из расчета 3,5—4 ж2 на челове –

~f

Рисунок 2. ка. Орлюк предлагает – следующий типовой план физ.-терапевтич. площадки (рисунок 1). Указанная на плане П. для лечения покоем (Liegekur) желательна конечно как самостоятельная. При отсутствии достаточного количества зеленых насаждений для организации отдельной П. для Liegekur лечение покоем может быть проведено на месте, отведенном на физ.-терап. площадке для отдыха больных, или в. крайнем случае на той части П., где отпускаются воздушные ванны. Для оборудования физ.-терап.-П. предложены переносные лежанки со съемеым тентом (Орлюк) (рис. 2), а для отпуска гидропроцедур—солнценагревныи душ. Физ.-терап. П. должны быть не только при стационарах (б-цы, военные госпитали, санатории и т. п.), но и при леч. учреждениях амбулат. характера (диспансеры, поликлиники, амбулатории). Желательно иметь такие П. и при здравпунктах на предприятиях, по крайней мере наиболее крупных. Совершенно особо следует оговорить целесообразность и необходимость организации физ.-терап. П. при леч. учреждениях ‘в сельских местностях. В колхозах и совхозах обстановка позволяет значительно шире, чем в городах, строить такие П. Физ.-терап. П. совершенно необходимы также в учреждениях профилактического характера (дома отдыха, парки культуры и отдыха, лесные школы и т. п:); показаны физ.-терап. П. для более ослабленных контингентов из числа отдыхающих, к-рым оздоровляющие физ. агенты должны отпускаться не с чисто профилактической целью, но с лечебно-профилактической и конечно с более строгой дозировкой.’ С такой же целью физ.-терап. П. должны быть организованы при школах, имея в виду детей с начальными формами деформации позвоночника, с туб. интоксикацией, малокровных и с другими пат. формами, не позволяющими объединять таких детей и подростков в общие группы для закаливания естественными силами, природы. У взрослых пользование физ.-терап. П. показано в первую очередь для реконвалесцентов после острых заболеваний. В такой же степени показаны физ.-терап. П. и для страдающих хрон. заболеваниями: tbc, арт-ритизм, интоксикации, нарушенный обмен веществ и ряд других заболеваний, ведущих к значительному ограничению трудоспособности. Сюда же относятся и менее выраженные формы нарушенного здоровья, при к-рых трудоспособность неполноценна, но повышение ее может быть обеспечено на физ.-терап. площадках без отрыва работающих от их повседневных занятий. Отдельные элементы физиотерапии на П. могут быть использованы по общим для них Показаниям. &В. Шимшелевич. Лат.: КаценеленОоген С, Физиотерапевтические площадки для детей, Теор. и практ. физ. культ., 1927, Jfi 3; Молчанов А., Физиотерапевтические площадки, Ешенед. Мосздравотд., 1927, № 3-1; ■ О р л ю к А., Физиотерапевтические площадки при лечебных учреждениях, М.—Л., 1930 (лит.).

Изучайте:

  • СПЕРАНСКИЙ
    СПЕРАНСКИЙ Алексей Дмитриевич (род. в 1888 г.), профессор, крупный патофизиолог. Окончил мед. факультет Казанского гос....
  • НЕФРОЗ
    ...
  • ОВАРИОТОМИЯ
    ОВАРИОТОМИЯ, общее название для всех операций, сопряженных с удалением яичника. Удаление яичника с сохранением хотя бы ...
  • ГИДРАТЫ
    ГИДРАТЫ (oTrpe4.hydor—вода), соединения, образовавшиеся путем присоединения молекул воды к молекулам того или иного хим...
  • ПАРЕСТЕЗИИ
    ПАРЕСТЕЗИИ (от греч. para—около, вопреки и aisthesis—ощущение), называемое иногда также дизестезиями, не обусловленные ...