ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. Под этим понятием обычно подразумевается сумма организованных педагогических воздействий на подрастающую психику в целях выработки сознательного П. поведения. Как определенная система воспитательных моментов сумма организованных воздействий составляет предмет т. н. сексуальной педагогики. Не следует понимать этот термин в отрыве от общей педагогики или тем более в противопоставлении. Более того, в это понятие мы включаем всю сумму воздействий, косвенно определяющих П. поведение подрастающего организма, и т. о. сексуальная педагогика неотделима от ‘общей системы воспитания. Задачами П. в. (сексуальной педагогики) является воспитание сексуально здорового молодого поколения, умеющего подчинить свое П. поведение интересам своего класса и потребностям социалистического строительства. Проблема П. в. имеет свою большую историю, к-рая по существу является историей борьбы за свободную школу, за здоровое воспитание, борьбой с буржуазной лицемерной моралью и ханжеством. В течение веков вплоть до самого последнего времени считалось предосудительным какое-либо осведомление детей и подростков в вопросах пола. Естественная детская любознательность оставалась неудовлетворенной и должна была искать контрабандные пути или направлялась по ложному пути утаивания, умалчивания и обманов (пресловутые сказки об аистах и т. п.). Педагогическая литература последних 30—40 лет (в России вплоть до революции) иллюстрирует ту ожесточенную борьбу, к-рая шла вокруг этого вопроса. Прогрессивные педагоги, являвшиеся сторонниками П. в., насчитывались единицами, да и среди них не было ни полного согласия насчет объема и методов П. в. ни четкого, последовательного вскрытия этой системы. В советских условиях нужно считать эту проблему принципиально разрешенной и не вызывающей больше сомнений и возражений в отношении самой ее постановки, хотя в части практического осуществления сделано несомненно еще мало. Первый интерес к сексуальному появляется у детей довольно рано и обусловливается прежде всего наблюдениями за окружающим и повседневными впечатлениями. Это положение отнюдь не следует понимать в духе Фрейда о детской гиперсексуальности, что конечно извращенно трактует характер детского развития, ведя к грубейшим методологическим ошибкам теории пансексуализма. Те или иные воздействия оказываются обычно вне зависимости от желаний и намерений воспитывающих лиц (родители, учителя и пр.) всей окружающей жизнью, повседневным детским опытом, детскими наблюдениями за родителями, братьями, сестрами, животными и т. д. Жизнь животных (собаки, кошки, куры и пр.), разговоры взрослых, к сожалению не стесняющихся присутствием детей, иногда даже половые сношения при детях,—-все это уже в дошкольном возрасте действует определенным образом на детей, пробуждая у них ряд вопросов, требующих своего удовлетворения. Для характеристики условий получения первых сведений о половой жизни можно привести след. данные: Возраст получения сведений в о м процессе. о поло – Возраст Мужчины абс. Женщины абс. % ПоГуревичу иГроссеру До Ю лет. . Ю » 11—12 лет 13—14 » 15—16 » 17—18 raquo; 19—20 » Позже 20 » 12,2 8,0 17,5 20,6 22,6 12,5 4,4 1,6 Данные ГИСГ До 8 лет. . 8—11 лет 12—13 » 14—15 ь ‘ 16—17 » Позже 18 » 6,0 29,8 27,6 23,8 11,3 1,4 10 35 45 45 47 18 6,5 7,2 15,0 18,2 21,6 19,2 9,6 2,7 5,0 17,5 23,0 22,0 24,0 8,5 Источник получения первых сведений о половой жизни: товарищи и подруги у мальчиков в 71,7%, у девочек в 58,3%, родители— 5,9% и 6,6%, прислуга—5,9% и 10,3%, школа— 32,8% и 16,0% (по данным ГИСГ), а поданным Гуревича и Гроссера в первом случае (товарищи и подруги) мы имеем 79,7% (для мальчиков) и 61% (для девочек), а от родителей и учителей получили сведения только 6% мальчиков и 10,8% девочек. По объекту приложения можно наметить, с одной стороны, П. в. дошкольников, школьников, подростков, содержание которого определяется возрастными особенностями П. развития; по мегту приложения—П. в. в семье, в школе и внешкольные формы (пионер, работа и пр.). Этим определяются и методы работы, которые будут различны в зависимости от объекта и места работы. Чисто условно можно различать П. в. и П. просвещение, подразумевая под последним сообщение сведений о-П. жизни. Разумеется, ни’в коем случае не следует противопоставлять одно понятие другому, т. к. второе является лишь частью первого. Методы работы будут отчетливо видны при дальнейшем рассмотрении отдельных моментов. Одну общую предпосылку следует еде – S01 половой лать—об учете психологических факторов. К сожалению в условиях школы индивидуализация подхода п
редставляется затруднительной. Между тем учет особенностей отдельного ребенка, его домашней обстановки, наличных представлений, псих, склада должен иметь большое значение. Основным содержанием работы должны быть преимущественно* биол. основы П. жизни. Поэтому знакомство детей следует начинать с того близкого и понятного, что окружает детей, что они могут наблюдать в природе—-с размножения растений и животных. Именно такой естественно-научный подход позволяет построить П. в. на наиболее здоровых началах, устраняя какую-либо нарочитость и нездоровую специфичность, какая привносится нередко при изолированном освещении П. жизни человека. Для дошкольного возраста основным правилом П. воспитания должно быть следующее: никогда не забегать вперед и не толкать ребенка в его интересе к сексуальному, а лишь удовлетворять его любознательность, правдиво отвечая на его вопросы. Однако это положение о правдивости едва ли следует понимать так, чтобы говорить ребенку всю правду до конца, т. к. для ребенка дошкольного возраста знание излишних деталей половых отношений может играть обратную роль, провоцируя сексуальную возбудимость. Поэтому следует отвечать детям только самое необходимое, не вдаваясь в излишние детали, без к-рых можно обойтись. Размер сообщаемых сведений должен находиться в строгом соответствии с общим представлением об окружающем мире. Для первой ступени П. в. в школе может быть в основном сведено к сообщению осношых биол. данных, оставляя социальную сторону П. в. на последние группы второй ступени (7—8-й год обучения) .При этом в первой ступени сведения о поле отнюдь не должны как-либо выделяться, а должны сообщаться в общем комплексе природоведения. Наряду с сообщением сведений о П. жизни необходимо отметить важную в условиях сов. школы сексуально-педагогическую роль коллектива и его организации. В противоположность условиям развития ребенка в капиталистическом мире с сексуально насыщенной литературой, искусством, новый быт, пионерское движение, совместное воспитание, политехническая школа с ее трудовым воспитанием, физкультурное движение—все это мощные воспитательные факторы переключения П. направленности в русла иных интересов. Большое значение в системе П. в. имеет т. н. сексуальная диететика (термин, предложенный Эйленбургом), как-то: .здоровое питание без излишних пряностей и др. возбуждающих веществ, одежда, не вызывающая механического раздражения и пр. Особо важным представляется вопрос о проводниках П. в. Каждая из трех возможных здесь сил имеет свои задачи. Основной силой должны явиться педагоги. Только тогда можно будет не вырывать вопросов П. в. из общего комплекса воспитательных воздействий. Однако это требует известной специальной подготовки педагогов, к-рой большинство работников первой ступени не обладает. Поэтому следует признать необходимым, с одной стороны, освещение методики и содержания П. в. в пед-. техникумах, с другой—специальный инструктаж наличных педкадров. И здесь, равно как и в проведении работы с родителями, выступает роль врачей как лиц, обладающих необходимой биологической подготовкой. В отношении самостоятельной работы врачей по П. в. в школе (хотя бы и врачей ОЗДиП) следует высказаться отрицательно, так как занятия с посторонним человеком создадут нежелательную настороженность детей. Единственно, что возможно, это индивидуальные, вполне интимные беседы с отдельными школьниками в связи с их запросами или в случаях, требующих врачебного вмешательства, как напр. при обнаружении мастурбации. Большое место должно быть отведено родителям. Никто не может заменить положительного (а подчас и отрицательного) влияния семьи на ребенка в деле его П. в. Только в обстановке семьи возможно интимное воспитательное воздействие на ребенка, основанное на учете его индивидуальных особенностей. К сожалению семья до сих пор мало занята этим важнейшим воспитательным моментом, что обусловливается неграмотностью родителей в вопросах П. в. Отсюда вся актуальность, развернутая работой врачей с родителями.—Технические средства П. в., к-рые могут быть использованы в работе, сводятся к наглядным пособиям—учебные таблицы по размножению, набор растений или их модели, диапозитивы. Лит.: Азбукин Р., Половое воспитание и просвещение детей и подростков в школе, М., 1928; Весело в ск ая К., Педологические основы полового воспитания, М., 1926; Г о дан М., Откуда берутся дети, Харьков, 1925; Залкинд А., Половое воспитание, М., 1930; о н ж е, Половое воспитание юных пионеров, М., 1930;КалвертониЛиндсей, Бр

Изучайте:

  • АДАМЮ К
    АДАМЮ К, Эмилиан Валентинович (1839— 1906), один из основоположников русской офтальмологии, выдающийся клиницист и круп...
  • РЕДУЦИРОВАННОЕ КРОВООБРАЩЕНИЕ
    РЕДУЦИРОВАННОЕ КРОВООБРАЩЕНИЕ, понятие, введенное Оппелем в 1911 году для обозначения такого состояния, когда конечност...
  • СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ
    СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ (от лат, sensibilis — чувствительный), повышение реактивной чувствительности клеток и тканей. Понятие С....
  • КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
    КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО возникло при органах т. н. местного самоуправления: городских управах в России, муниципалитетах ...
  • БЕЛОНОВСКИЙ
    БЕЛОНОВСКИЙ, Георгий Дмитриевич, проф. бактериологии Гос. ин-та для усовершенствования врачей (Ленинград); родился в 18...