ПОЛОВОЙ ВОПРОС
Спасибо нашим инвесторам из казино онлайн
ПОЛОВОЙ ВОПРОС
(половая проблема, сексуальная проблема) охватывает в наст, время в буржуазных странах обширный круг вопросов, касающихся физиологии, психологии, психопатологии, евгеники, этнологии, права, социологии и социальной гигиены половой жизни. П. в. в буржуазном обществе играет весьма значительную, обычно сильно преувеличенную и искусственно подчеркнутую роль. В то же время здоровое внимание общественности к вопросам половой жизни определяется рядом весьма важных обстоятельств: половое влечение является могущественным фактором в деле сохранения вида; половые функции, являясь источником зарождения новых жизней, связаны с проблемами народонаселения, вопросами количества и качества новых поколений; физическое и психическое здоровье коллектива стоит в известной мере в связи с теми или иными сторонами половой жизни (роль проституции, влияние вен. болезней на здоровье и трудоспособность коллектива, роль абортов, неврозы на сексуальной почве и т. д.).—Учение о поле стало на научную базу только в последние 2— 3 десятилетия. Почти до последнего времени знание об основных процессах половой функции человека покоилось на самых примитивных представлениях. При наличии огромных побед материалистического знания в других областях биологии, область теории сексуального вплоть до конца 19 в. полностью находилась в плену идеализма. Половая функция человека, половое влечение, взаимоотношения полов и т. д., изменявшие формы своего выявления под влиянием общего изменения соц. отношений, определяемых экономическим развитием общества, признавались неизменными; к половому влечению подходили с точки зрения абсолютных понятий добра и зла, ряд физиологических процессов пытались объяснить изначально существующей целесообразностью. К научному изучению проблем половой жизни относились с предубеждением. И если предреволюционная буржуазия эпохи Ренессанса в противовес средневековой церкви требовала здорового и открытого отношения к вопросам пола, то в период заката капитализма буржуазное общество с его лицемерием, ханжеской моралью и пышным расцветом порнографической литературы считает нужным скрывать все то, что было связано с научным освещением половой жизни: известный английский сексуолог Гавелок Эллис (Havelock Ellis) в конце прошлого века не мог публиковать результатов своих исследований в Англии вследствие предрассудков буржуазного общества и традиций академических кругов. Развитие учения о сексуальном в научную дисциплину шло разными путями, соединившимися в одно русло только в последнее время. Первой по пути изучения сексуального выступила психиатрия в лице Вестфаля, Мань-яна, Ласега, Крафт-Эбинга (Westphal, Ма-gnan, Lasegue, Krafft-Ebing), которые изучали психосексуальные отклонения от нормы, связывая эти отклонения довольно поверхностно и односторонне с эндогенными факторами анормальной конституции. Наиболее обстоятельной из работ этого периода явилась книга Крафт-Эбинга «О половой психопатии» (1884; книга эта была много раз переиздана на различных языках, в том числе и на русском). Слабой стороной этих первых работ в области сексуологии было то, что они базировались на казуистике психиатрической клиники, рассматривали половые извращения исключительно с медицинской точки зрения и трактовали проблему сексуальной психопатологии как проблему вырождения. В ряде работ Гавелок Эллис дает анализ ряда больших проблем половой жизни. В 90-х годах со специальными работами, посвященными проблемам сексуальности, выступил венский невропатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud). Более обстоятельно его учение было развито в 900-х годах. Построенное на идеалистической базе, проникнутое, особенно в последние годы, ничем не прикрытым мистицизмом, совершенно не обоснованное, особенно в своей социологической части и в выдвижении сексуального начала как основного движущего фактора в жизни человека и общества,^—учение Фрейда внесло все же известный вклад в развитие сексуологии огромным фактическим материалом, к-рый Фрейд и его ученики собрали, и отчасти методом психоанализа. Уже в опубликованной вместе с Брейром (Breu-ег) статье о психическом механизме истерич. явлений (1893) и в книге «Studien iiber Hysterie» (Lpz.—Wien, 1909) Фрейд, изучая истерию, приходил к выводу, что неврозы являются выражением нарушений или психич. травм преимущественно половой сферы в раннем детстве. Сексуальное является основным во всех психических и особенно эмоциональных проявлениях. Все творческие процессы возникают путем сублимировани
я сексуального. Сексуальность играет доминирующую роль в жизни человека и общества. Проявляется сексуальность уже в весьма раннем возрасте: грудной ребенок уже в акте сосания получает сексуальные переживания. Половые проявления у детей проходят через три основных стадия: ранний стадий, или гомосексуальный, аутоэротизм,. или нарцисизм, и стадий полового созревания, или гетеросексуальный.—В 1904 г. вышла книга Фореля (August Forel) «Половой вопрос». Она выдержала ряд изданий и была переведена на многие языки, в том числе и на русский. На титульном листе книги стояло: «естественно-научное, психологическое, гигиеническое и социологическое исследование». В 1906 г. вышла на немецком языке книга Ивана Блоха «Половая жизнь нашего времени». В предисловии Блох писал, что он рассматривал проблему половой жизни «не только с точки зрения медицины, но и с точки зрения антропологии и истории культуры, убежденный, что чисто мед. рассмотрения, хотя оно и будет всегда составлять ядро науки о половой жизни,—недостаточно. Для понимания многосторонних отношений пола ко всем другим областям жизни человека науку о половой жизни нужно включить в науку о человеке вообще, обнимающую и все другие науки: общую биологию, антропологию и этнографию, философию и психологию, медицину, историю литературы и историю культуры в ее полном объеме». Уделяя особое внимание «обнаружившимся в последнее время в сфере половой жизни стремлениям социального, экономического и расово-гигие-нического характера, в особенности проявившимся в вопросе о столь важной борьбе с половыми болезнями, в вопросе о защите материнства и о свободной любви», Блох центральной проблемой П. в. считал борьбу за уничтожение вен. б-ней. Несмотря однако на значительные успехи, сделанные в изучении полового вопроса к началу 900-х годов, сексуология все еще оставалась лишенной того научного базиса, который был внесен в нее, с одной стороны, биологией, эндокринологией и рефлексологией, с другой—марксистской методологией и специальными работами Маркса—Энгельса-—Ленина, посвященными истории брака и семьи, анализу брака и семьи, взаимоотношений полов, положения женщины, причин проституции в капиталистическом обществе, а также и взглядов на будущее всех этих отношений при социализме. Исследования Корренса, Моргана, Вильсона, Иогансена (Correns, Morgan, Wilson, Johannsen) и др. в 20 в. глубоко и всесторонне разработали то, что было сделано Грегором Менделем (Gregor Mendel), открывшим в 1865 г. законы наследственности,’ и Оскаром Гертви-гом (О. Hertwig), показавшим в 1875 году ход процесса оплодотворения. Этим самым проблемы пола в биол. отношении стали действительно на материалистическую базу. Не меньшее значение имели для научного развития сексуологии успехи эндокринологии в 20 веке. Более или менее случайные наблюдения над кастратами, касающиеся взаимоотношений половых желез и половых признаков, стали гораздо понятнее благодаря проведенным Штей-нахом, Зандом, Липшюцем (Steinach, Sand, Lip-schutz) систематическим экспериментальным исследованиям над животными, в особенности зов над морскими свинками, а также опытам Бран-деса, Пезара, Воронова (Brandes, Pezard, Vo-ronoff) и Завадовского над другими млекопитающими и птицами. Сюда должны быть также отнесены работы Бидля, Анселя и Буена, Кирле, Штиве, Пранге (Biedl, Ancel et Bouin, Kyrle, Stieve, Prange), Данилевского, Тушнова, Сахарова и др. Эти работы выяснили все огромное значение половых желез и вырабатываемых ими специфических половых гормонов в биологии и патологии половой жизни. Большую роль в научном развитии сексуологии сыграли также в 20 в. работы Бехтерева, к-рый изучал половое влечение с точки зрения рефлексологии. Одновременно с изучением проблем пола медициной и биологией научное освещение ряда сторон половой жизни шло со стороны антропологии, социологии и этнографии (Westermark, Reitzenstein, Ploss-Bartels, Muller-Lyer, La-t’argue, Kunow, Kautsky. Malinowsky, Felix Bryck и др). Уже к концу прошлого веда был накоплен колоссальнейший материал, к-рый касался, по Мюллер-Лиеру, «совокупности всех социологических явлений, к-рые непосредственно или косвенно соприкасаются с производством людей» и к-рый охватывал собой, по Мюллер-Лиеру, социологию любви, брака и его заключения, добывания ясен, расторжения брака, общественного положения женщины, семьи, воспитания, наследования, полового отбора, возрастного положения, родства, свадебных установлений и т. д. Однако весь этот огромный материал, собирание которого буржуазными путешественниками, этнографами, историками культуры и др. продолжается и в наст, время, носит по п
реимуществу описательный характер, не углубляясь до установления связи семейно-брачной организации со всем общественным строем и не подымаясь до уловления руководящей развитием семьи и брака социальной закономерности. Марксу принадлежит первое место в установлении того, что половые отношения в обществе регулируются в первую очередь социальными отношениями на каждой данной ступени развития общества. В то время, когда не существовало каких-либо значительных этнографических исследований, Маркс указал на то, что брак и семья есть такая я^е историческая категория, как и другие общественные ин-ты и учреждения, и что основную роль в возникновении этих ин-тов играли интересы экономические. Вслед за ним Энгельс, исполняя, как он писал, духовное завещание Маркса, в своей книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» на основе исследований Моргана, Бахофена, Мак Ленана и др. дал блестящий исторический анализ семьи. Первичной формой отношений между полами, по Энгельсу, был промисквитет: относительно беспорядочные половые отношения, выражающиеся в непрочных, легко расторжимых союзах. Первобытная форма половых отношений была «беспорядочной постольку, поскольку еще не существовало ограничений, установленных впоследствии обычаем. Но отсюда еще отнюдь не следует необходимость смешения всех без разбора в повседневной практике. Отнюдь не исключается существование временных одиночных пар» (Энгельс). Первоначальной и стихийно возникшей формой человеческого общества был род, основанный на кровной связи, и лишь после того, как родовые связи стали ослабевать, начали развиваться многообразные формы семьи. На смену относительного промисквитета приходит затем групповой брак, который проходит сначала через фазу кровнородственной семьи, которая возникает в результате того, что племя распадается на несколько возрастных групп. Половые сношения разрешаются только группам одного возраста; половое общение между лицами, связанными по восходящей или нисходящей линии родственными узами, исключается. В следующей фазе семьи, пуналуаль-ной, или товарищеской, постепенно развившейся из предыдущей, запрещаются уже половые сношения не только между лицами, связанными родством по восходящей и нисходящей линии, но и между ближайшими родственниками по прямой линии (братьями и сестрами). С переходом к более оседлому быту семья становится синдасмической (случайной). Здесь, и в фазу группового брака, родство определяется по матери, имеется общность для семьи отдельного хозяйства, строй которого выдвигает женщину как руководительницу. Усложнение хозяйственных отношений и вечные войны между дикарями ведут к развитию новых форм брака и семьи. На смену своеобразной форме половых отношений, покоившихся на отсутствии частной собственности и первобытном коммунизме с его всеобщим равенством, уничтожавшим право сильнейшего индивида и сильнейшего пола, приходит сначала хищнический брак, а затем и покупной. Свободно распоряжавшаяся собой женщина постепенно теряет свою свободу. Уничтожается первичная моногамная гетерестическая система. Растущие элементы частной собственности заменяют эту систему такой, когда мужчина может держать столько женщин, сколько позволяет ему его положение среди соплеменников и его физ. силы, обусловливающие ему успех при похищении женщин. Развитие меновой торговли, постепенно вытесняющее похищение жен продажей, превращает женщину в собственность мужчины. На смену матриархату приходит патриархальная семья, причем причину этой смены Ф. Энгельс видит в усложнении экономических условий жизни, в приручении животных, разведении стад, хлебопашестве. «Ниспровержение материнского права,—пишет Энгельс,— было поражением женского пола, имеющим всемирно историческое значение. Муж захватил в доме бразды правления, а женщина утратила свое почетное положение, была порабощена, превращена в рабу его страстей, простое орудие для деторождения». «Индивидуальный брак,—пишет Энгельс,—при своем появлении в истории отнюдь не означает примирения мужчины и женщины, а еще меньше может быть признан высшей формой брака. Напротив, он означает порабощение одного пола другим, провозглашение неведомой до сих пор во всей предыдущей истории взаимной враждебности полов». Далее, приводя слова Маркса о том, что «первое разделение труда произошло между мужчиной и женщиной в целях рождения детей», Энгельс прибавляет: «Первое классовое противоречие, появляющееся в истории, обнар
уживается в развитии противоположности интересов мужа и жены в индивидуальном браке, а первое классовое угнетение—в порабощении женского пола мужским». Моногамная семья, выросшая на основе патриархата, удержалась в буржуазном общест – ве до наст, времени. Буржуазное государство всячески охраняет семью и брак как институт частной собственности. Главной целью буржуазного законодательства является обеспечение имущественных прав и прав наследования. Брачное и семейное право буржуазных стран стоит на защите главн. обр. «законного»
брака
(см.). Права «незаконных» детей весьма ограничены. В большинстве стран государством признается гражданских! брак или исключительно или наравне с религиозным обрядом. В ряде стран до наст, времени сохранило полную силу каноническое право, по которому брак нерасторжим. В большинстве буржуазных стран законодательство всячески затрудняет развод. Отсюда вся ложь и лицемерие, составляющие сущность и основу буржуазного брака и семьи. Отсюда проблема освобождения брака и в особенности развода от опеки со стороны церкви и государства как наиболее важная составная часть П. в. и половой реформы в капиталистических странах. Марксу, Энгельсу и Ленину принадлежит наиболее блестящий анализ и критика брака, семьи и взаимоотношений полов в буржуазном обществе. Маркс и Энгельс неоднократно подчеркивали, что брак и семья в буржуазном обществе являются формой частной собственности, что буржуазную семью невозможно оторвать от ее экономической основы, что все отношения в буржуазном браке и семье являются отношениями чисто денежными. «На чем держится современная буржуазная семья? На капитале, на частной наживе» (Маркс и Энгельс, «Коммунистический манифест»). Энгельс современный ему во французском и немецком обществе буржуазный брак оценивает «как законом признанную форму разврата» (Энгельс, «Анти-Дюринг»), «как грубейшую проституцию иногда для обеих сторон, чаще для женщины, к-рая отличается от обычной куртизанки только тем, что она отдает в наймы свое тело не за поштучную плату, как наемная работница, а продает его раз навсегда в постоянное рабство» (Энгельс). Моногамный брак и семья в капиталистическом обществе в действительности не существуют, «и в цивилизованных странах в этом „окончательном союзе» давно перестали видеть что-либо морально связывающее, и, напротив, муж содержит любовницу, а жена наставляет мужу рога» (Маркс и Энгельс, Сочинения, т. V, Исследования, статьи 1845—1848 г., стр. 155—156). Другой составной частью П. в. и половой реформы современных капиталистических стран является
проституция
(см.), связанное с ней распространение вен. заболеваний и необходимость их предотвращения. Проституция, будучи тесно связана с институтом буржуазного брака, является необходимым социальным учреждением буржуазного строя. «В буржуазном обществе брак представляет собой одну сторону половой жизни, проституция — другую» (Бебель). Проституция есть следствие безработицы в капиталистическом обществе и «является симптомом плохой организации нашего – общества» (Маркс и Энгельс, Исследования и ■статьи, т. III, стр. 674). Ее социальные корни в «нужде и нищете рабочих семей, эксплоата-ции детского труда, невыносимых квартирных условиях» (Ленин, т. XXVІ, 5-й международный съезд по борьбе с проституцией). Десятки тысяч проституток, каждый вечер наполняющих улицы городов и вынужденных продавать свое тело первому встречному, обязаны этим своим положением «добродетельной» буржуазии и ее обману: «сама буржуазия содействует развитию проституции» (Энгельс, «Положение рабочего класса в Англии», стр. 147). Спрос на проституцию обусловливается распадом семьи, все уменьшающимся значением брака вследствие поздних браков, приурочивающихся к периоду полной экономической самостоятельности, достижение которой в условиях мирового послевоенного экономического кризиса все больше затрудняется. Спрос на проституцию обусловливается также тем, что при капитализме половые наслаждения, так же как алкоголь, выдвигаются как необходимый институт социальной эйфории. • Наконец развитие проституции в капиталистическом обществе связано с тем, что она так же, как и другие виды капиталистических предприятий, является источником Капиталистической наживы. Стоящее в тесной связи с наличием проституции колоссальное распространение вен. б-ней заставляет буржуазное общество выдвигать вопросы борьбы с проституцией. Эта борьба, к-рая в осно