ПСИХОТЕХНИКА

Спасибо нашим инвесторам из казино онлайн

ПСИХОТЕХНИКА , отрасль психологии, изучающая роль «психологического фактора» в различных областях человеческой деятельности с целью ее рационализации. Термин «психотехника» впервые применен был В. Штерном (W. Stern) в 1903 г. для обозначения психологии, разрабатывающей вопросы воздействия на человека и изыскивающей принци – пы и средства этого воздействия. Термин П. очень скоро утвердился и получил широкое распространение, но не в том суженном значении, какое придавал ему Штерн. Как особое направление психологии П. характеризуется в основном двумя признаками: 1) П. разрабатывает лишь такие психологические проблемы, которые возникают как результат непосредственного преломления в психологии’ определенных практических запросов; 2) П. разрабатывает специфические методы исследования, направленные в основном на выявление практически-значимых психологических признаков (аналитическое русло П.), на распознавание этих признаков у разных людей (экспериментально-диагностическое русло П.), на нахождение надежных критериев практической эффективности разрабатываемых П. мероприятий (контрольное русло П.). Применяя в основном средства психологического анализа, эксперимента и контроля, П. захватывает предмет шире, нежели традиционная психология, кооперируя постоянно с представителями иных специальностей (врачами, физиологами, инженерами, экономистами, педагогами и др.), т. к. ей необходимо удовлетворить в конечном счете потребности производства, школы, клиники, армии и т. д. В психотехнике с исключительной остротой встают вопросы о критериях эффективности ее исследований. Отсюда ряд надстраивающихся над основной ее проблематикой специальных вопросов, как методы оценки квалификации, учета производительности, измерения успешности, установление математических показателей достоверности и надежности психотехнич. испытаний и др. История П. Возникновение первых попыток к психологическому изучению трудовой деятельности человека в капиталистических странах тесным образом связано с общими тенденциями капиталистической – рационализации, являющейся характерным продуктом последнего этапа капиталистической системы хозяйства с крайним обострением в нем противоречий между ростом производительных сил и классовой структурой общества. П., получившая наибольшее развитие первоначально в передовых капиталистических странах, призвана была углубить капиталистическую рационализацию в направлении учета и использования человеческих ресурсов (рабочей силы), вовлекаемых в производственный процесс. Капиталистическое производство использует в своих целях психологию труда как науку, способную вскрыть психологические предпосылки индивидуальных различий в проф. ; пригодности, сократить расходы на подготовку необходимых для производства квалифицированных рабочих, уменьшить потери, возникающие вследствие неналаженности режима и условий труда, нерациональности трудового 1 процесса. Наивно-психологические воззрения первых исследователей, изучавших роль «че – . ловеческого фактора» в трудовой деятельности, нашли свое выражение в совершенно некритическом перенесении измерительных принципов точных наук на область исследования психологических свойств человека. Отсюда берет свое начало механистическая струя в том. разделе П., к-рый посвящен «измерению» человеческих способностей. Струя эта еще и сейчас сильно пробивается в диагностической П. Первой более или менее серьезной попыткой включить изучение индивидуальных разли – чий в систему научного знания являются работы Биые (Франция), Штерна (Германия), Каттеля (Америка), начатые еще в конце 19 в. В этих работах однако все внимание сосредоточено на изучении различий в интелектуаль-ных способностях учащихся—детей и подростков. Установление непосредственной значимости психологических различий между людьми в отношении их трудовой деятельности является заслугой позднейших работ Мюнстерберга (Munsterberg). С 1908 г. начинают появляться психотехнические учреждения, занимающиеся профподбором. При этом уже на первых порах намечаются два типа учреждений: 1) психотехнические лаборатории на предприятиях, занимающиеся в основном оценкой проф. пригодности кандидатов на ту или иную профессию; 2) профконсультационные бюро, обслуживающие преимущественно подростков, кончающих школу и распределяемых по различным проф. руслам. Эти два типа учреждений возникают и развиваются параллельно, отражая своим существованием первоначальную диференциаци

Изучайте:

  • ВЕЗИКУЛЯРНОЕ ДЫХАНИЕ
    ВЕЗИКУЛЯРНОЕ ДЫХАНИЕ, нормальный дыхательный шум, слышный при аус-культации над здоровой легочной тканью. Состоит из не...
  • ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ
    ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ. Развитие человеческой личности не представляет собой равномерно идущего процесса, а в известные пер...
  • ЖЕЛУДОК
    ...
  • СИНЕРГИЯ
    СИНЕРГИЯ, способность комбинирования отдельных элементарных движений в сложный двигательный акт. Наиболее показательный...
  • ЛИХТЕНБЕРГ
    ...