САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Спасибо нашим инвесторам из казино онлайн

САНИТАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО . С. 3. СССР охватывает совокупность норм и распоряжений, установленных центральными и местными органами власти в рамках их полномочий и направленных к обеспечению наилучших возможных на данном этапе социалистического строительства гиг. и сан. показателей (см. Гигиена, Санитария) и к переустройству быта на социалистических началах. С. з. дооктябрьской революции в основном сводилось к установлению полицейского сан. надзора, гл. обр. в целях предупреждения распространения эпидемий. При этом большинство законодательных норм носило случайный половинчатый характер, что обусловливалось отсутствием материального базиса для их осуществления, т. к. и правительство и органы местного сан. управления затрачивали на здравоохранение ничтожные средства;кроме тогой вся политика правительства исключала возможность широких и эффективных оздоровительных мероприятий. Даже обязательное оспопрививание установлено было законом от 21/VІ 1914 года лишь частично только для определенных групп населения (чиновники, учащиеся, фабрично-заводские рабочие, заключенные и др.), состав – лявших в среднем 15—20% всего народонаселения России, а остальные 80—85 % (почти все крестьянство) не подпадали под действие этого закона. Заменяющим актом С. з. являлся т. н. Устав медицинской полиции, находившийся в XIII томе Свода законов Российской империи. Устав делился на 5 разделов: I—-положения общие; II —об общих мерах к охранению народного здравия; III об особенных мерах к охранению здравия народного от повальных болезней; IV — об учреждениях и мерах для предупреждения и прекращения эпидемических б-ней и о карантинной страже; V—о ветеринар-но-полицейских мерах. В разделе первом регламентированы права отдельных учреждений в области С. з., втом числе и органов местного сан. управления, на к-рые возложена «выработка в пределах своего района руководящих указаний для применения законоположений о са-^ нитарных мероприятиях». В основном установление обязанностей по санитарии и благоустройству повсеместно гл. обр. осуществлялось лишь в форме обязательных постановлений земских и городских органов; эти постановления содержали ряд сан. требований, обязательных. для каждого из жителей в отдельности, и меры взысканий за неисполнение этих требований. В общем С. з. дореволюционной России достаточно ярко охарактеризовано в известной работе д-ра Н. Г. Фрейберга «Врачебно-санитарное законодательство в России» (ряд изданий, последнее— М., 1913), где автор указывает, что основной смысл С. з. в России «лежит в обязанности обывателя исполнять известные сан. требования и в надзоре за тем же обывателем, чтобы он не уклонялся от исполнения этих требований». Определенных указаний на обязанность правительственных или общественных органов совершенствовать сан. благоустройство. общими мерами в Уставе медицинской полиции не содержится. Правда, на целый ряд правительственных и общественных учреждений возлагается обязанность заботиться о сан. благоустройстве, но при ближайшем рассмотрении обязанность эта является фактически лишь б. или м. точно выраженным правом и вместе с тем таким правом, для применения которого закон не дает достаточно прочной опоры. Более разработано было С. з. только в части, касающейся мер против заноса эпидемических б-ней по границам. Детальные мероприятия в этой области предусмотрены были в особых правилах, изданных в развитие ст. 854 Врачебного устава. В этом отношении необходимо упомянуть об издании в 1897 г. закона об учреждении особой Противочумной центральной комиссии, в функции которой вошли вопросы борьбы с чумой, холерой и затем позднее и с эпидемическим сыпным тифом; в развитие этого закона созданы были и на местах т. н. сан.-исполнительные комиссии (см. Санитарная организация). Закон имел в виду предоставление местной администрации, при помощи этих органов, чрезвычайных полномочий в случае возникновения и развития указанных эпидемий (объявление местности неблагополучной по чуме, холере и пр.). Он не давал каких-либо норм и определенных указаний по самым методам и способам борьбы с заразными б-нями и не отразился ни в какой степени на эффективности постановки этого дела в стране. Позднее постановлением совета министров от 16/111912 г. образована была междуведомственная комиссия для пересмотра врачебно-сани-тарного законодательства. Председателем ко – etS миссии назначен был профессор Г. Рейн. В конце 1916 г. комиссия разработала и опубликовала проект
Устава здравоохранения, в к-рый вошел в качестве составной части и устав санитарный. Однако этот Устав не успел вследствие войны и революции пройти через законодательные инстанции и сделаться законом. Временное правительство в 1917 г. также не предприняло никаких радикальных реформ в области С. з. Октябрьская революция 1917 г. сдала в архив истории и все существовавшее дореволюционное С. з., а также и указанный проект устава здравоохранения комиссии Рейна. Этапы развития советского С. з, Среди широких сан. мероприятий, намеченных к проведению по программе ВКП(б), значится также «создание санитарного законодательства» [п. «г» § 1 ст. 25 программы ВКП(б)]. Поэтому, когда декретом от 1/VІI 1918 г. организован был в РСФСР центральный орган (НКЗдр.), ведающий делом здравоохранения в целом, то в его функции вошла и разработка и внесение на утверждение правительства законопроектов и по санитарному делу. Первые же годы советской власти ознаменовались рядом важных декретов в области С. з. Постановления СНК от 16/VІ 1919 г. о сан. охране жилищ, от 29/IV 1920& г. и от 1.6/ІX 1921 г. об охране зеленых насаждений, декрет от 21/Ш 1921 г. «О мерах по улучшению водоснабжения, канализации и ассенизации в Республике», утвержденные СНК положения «Об охране здоровья подростков и детей» (закон от 15/ІX 1921 г.) и «О детской социальной инспекции» (закон от 26/ІX 1921& г.), имеющие назначением также улучшение сан. условий для детей,—все это отдельные акты С. з., означающие переход в наступление советской власти для ликвидации сан. не благоустройства и общего улучшения сан. условий. В этих законах содержатся уже не запретительные нормы «полицейского характера» для отдельных граждан, составлявшие характерный признак дореволюционного С. з., а нормы положительного порядка, осуществление к-рых должно создать определенные предпосылки конкретного улучшения сан. состояния страны. Постановление СНК РСФСР от 15/ІX 1922 г. «О & анитарных органах республики» впервые подвело общий законодательный базис для повсеместного и единообразного развертывания сан. организации и сан. надзора в стране и дало столь необходимое, отсутствовавшее раньше законодательное оформление значительно выросшей и окрепшей уже к тому времени советской санитарной организации. С окончанием гражданской войны и с переходом страны к мирному социалистическому строительству, с упрочением экономического базиса страны открылась возможность дальнейшего развития С. з. путем установления сан. норм, требующих больших затрат и наличия значительных материальных ресурсов. Такие нормы содержатся уже в постановлениях СНК от 18/Х 1923 г. «О производстве гидротехнических работ», от 11/ІX 1924 г. «Об обязательном оспопрививании», от 12/V 1924 г. «О мероприятиях по борьбе с малярией», от 21/ХП 1926 г. «О мерах борьбы с бешенством животных», от 6/VІI 1928 г. «Об установлении зоны санитарной охраны водных источников» и т. д. Углубление успехов социалистического строительства в СССР, гигантские размахи индустриализации, коллективизации сельского хозяйства, промышленного, жилищного и культурно – го строительства, рост благосостояния трудящихся масс выдвинули затем и другие новые проблемы перед С. з. и вызвали к жизни новые нормы закона, определяющие дальнейшее наступательное движение советского здравоохранения соответственно остальным участкам социалистического строительства.—Постановление июньского (1931 г.) пленума ЦК ВКП(б) «о городском хозяйстве», на основе директив которого появились два важнейших одноименных законодательных акта: а) СНК РСФСР от 10/VІII1931 г. и б) СНК СССР от 9/ІX 1931 г. «О мероприятиях по улучшению сан. состояния рабочих районов, рабочих общежитий и учреждений общественного питания», положивших фундамент для организации сан. инспекции в системе НКЗдр., постановление СНК РСФСР от 14/V 1932 г. «Об улучшении сан. состояния городов и новостроек» и предшествовавшие им постановления СНК РСФСР: а) от 7/VІI1929 г. «О сан. состоянии РСФСР», б) от 20/V 1930 г. «О сан. минимуме» (см. Санитарный минимум), в)&от 19/VІII 1930 г. «О борьбе с эпидемиями» и г)&от 6/VІ 1931 г. «О нормах сан. органов» (см. Санитарная организация) —все это документы огромного значения, из к-рых каждый является определенной вехой на путях развития С. з. в стране, документы, содержащие законодательные нормы периода социалистической реконструкции, имеющие целью «связать задачи и работу здравоохранения с основными задачами и насущными потребностями социалистического строитель

Изучайте:

  • ОРЕШКИ ДУБИЛЬНЫЕ
    ОРЕШКИ ДУБИЛЬНЫЕ, чернильные орешки (Ф VІI), Gallae turcicae (levanticae, halepenses), пат. наросты на молодых ветвях и...
  • КАРАНТИН
    КАРАНТИН (от итальянского quaranta—-сорок), профилактическое мероприятие, возникшее в 14 в. в Италии для предупреждения...
  • ГАБАСТУ СПОСОБ
    ГАБАСТУ СПОСОБ (Gabastou, непрявиль* но раньше накывался Gabaston), предложен в 1914 году (сто лет назад его применял M...
  • ЖЕСТКОСТЬ ЛУЧЕЙ
    ЖЕСТКОСТЬ ЛУЧЕЙ, термин, применяемый в рентгенологии для характеристики степени проницаемости рентгеновскихлучей. Ж. л....
  • ХЛОРПИКРИН
    ХЛОРПИКРИН (акинит), трихлорнитрометан, нитрохлороформ, С-С13—N02, бесцветная (технический—желтоватая), маслянистая, ле...