САНИТАРНЫЙ МИНИМУМ (САНМИНИМУМ)

САНИТАРНЫЙ МИНИМУМ (САНМИНИМУМ), это вся та масса простейших и наиболее доступных для своего осуществления санитарно – оздоровительных мероприятий, которые проводятся в жизнь при непосредственном участии самых широких групп населения и при привлечении дополнительных материальных и трудовых ресурсов самих заинтересованных организаций и групп населения. Идея санминимума как нового дополнительного метода санитарной работы по оздоровлению условий труда и быта рабочих и крестьянских масс явилась не случайно.

Декрет о санминимуме был издан СНК РСФСР 20 мая 1930 г. Эти годы были, как известно, периодом развертывания мероприятий первой пятилетки и широкого социалистического планового строительства во всех областях народного хозяйства. Развертывание плановых мероприятий в области здравоохранения выявило необходимость скорейшего ликвидирования имевшегося отставания дела здравоохранения в стране от общего экономического и культурного подъема; состояние санитарного дела оказалось в известном противоречии с теми требованиями, которые предъявлялись к оздоровлению со стороны растущих потребностей народного хозяйства и самого населения. Это отставание дела здравоохранения было подчеркнуто в постановлении ЦК партии «О медицинском обслуживании трудящихся» – декабрь 1929 г. В дальнейшем это отставание дела уже в области коммунального благоустройства было подчеркнуто также и в постановлении июньского пленума партии о развитии коммунального хозяйства (1931 г.). Условия развертывания народного хозяйства и рост потребностей населения в связи с быстрыми темпами хозяйственного строительства страны требовали поэтому со стороны самого населения широкой сан. работы, направленной к той же цели – санитарному оздоровлению страны. Выдвинутые декретом правительства 20 мая 1930 г. методы санитарного минимума как-раз и давали возможность органам здравоохранения использовать и другие широкие ресурсы и возможности. Декрет в своей вводной части точно формулирует эти установки для новых форм работы органов здравоохранения в деле сан. подъема страны. Декрет начинается краткой формулировкой положения: «Коренное оздоровление условий труда и быта требует значительного ускорения темпов проведения основных мероприятий по сан. благоустройству (планировка; устройство водопроводов, канализация и т. п.), намеченных пятилетним планом. Наряду с этим необходимо для ближайших лет считать весьма важной задачей осуществление минимума простейших, массовых, доступных сан.-оздоровительных мероприятий». Пунктом 1-м этого декрета и установлен перечень этих простейших мероприятий сан.-оздоровительного характера. Сюда относятся: «а) водоснабжение – устройство, сан. охрана, ремонт и содержание в надлежащем виде источников и сооружений водоснабжения; б) удаление отбросов и нечистот; в) простейшие мероприятия по благоустройству -борьба с заболоченностью, засыпка стоячих луж и т. д.; г) зеленые насаждения – устройство, охрана и расширение зеленых насаждений; е) сан. содержание жилищ – ежедневная уборка и проветривание, борьба с паразитами и грызунами, своевременный текущий ремонт; е) сан. содержание предприятий и учреждений – установка умывальников и душей, устройство раздевален, выделение специальных помещений для приема пищи, уборка и проветривание помещений, борьба с курением в служебных помещениях общего пользования и т. д.» (п. 1 декрета 1930 г.). При проведении санитарных мероприятий устанавливаются следующие основные формы этой работы: первое – это сама организация и проведение простейших сан. мероприятий, доступных для своего осуществления самому населению в лице самых разнообразных его групп; второе – привлечение к делу проведения сан. мероприятий широких масс этого населения, в виде постоянной систематической работы; основное внимание должно быть здесь обращено на использование массовых общественных организаций разного типа; третье – к расходам по сан. мероприятиям должны быть привлечены самые разнообразные материальные средства, получаемые как путем тех или иных дополнительных ассигнований отдельных учреждений и предприятий из различных фондов, так и путем самообложения самого населения; в то же время еще большее значение должны иметь здесь и самые трудовые ресурсы населения, мобилизация которых является одной из задач правильно понимаемого санитар. минимума.

Таким образом проведение санитарных мероприятий должно явиться не только по своей идее дополнительным мероприятием к основным плановым оздоровительным мероприятиям, проводимым государственными органами, но вместе с тем санитарный минимум должен создать и использовать и дополнительные методы участия масс населения и его материальных средств в этом деле и на этом шире организовать санитарное воспитание населения.

Декрет 20 мая 1930 года в своих дальнейших статьях указывает формы организации сан. мероприятий. В этой области выдвигаются следующие практические вопросы: а) руководство этой работой, б) выбор объектов для проведения сан. мероприятий, в) установление плана работы, г) точные указания о лицах и учреждениях, которые будут вести намечаемые мероприятия по сан. мероприятиям, д) установление сроков и календарности выполнения работы, е) установление ответственных лиц и ж) изыскание материальных и финансовых ресурсов.

Декрет 20.05.1930 г. устанавливает, что «непосредственное руководство всей работой по выработке и проведению сан. минимума осуществляется Народным комиссариатом здравоохранения и местными органами здравоохранения» (ст. 2). Таким образом, при наличии ряда директивных указаний центральных органов здравоохранения местные органы здравоохранения и местные медицинские работники должны включать в свою деятельность непосредственное руководство и всей местной работой в этой области. Для этой цели как сами здравоохранительные отделы, так и их периферические органы, и прежде всего санитарные органы на местах должны составить на каждый данный год краткие планы проведения санитарных мероприятий в пределах своей территории. Основным здесь является точный перечень всех объектов, где намечается проведение сан. мероприятий и где для этого есть соответствующие условия.

В полном согласии с последними директивами правительства и партии о преобладающем значении в деле хозяйственного строительства основных видов промышленности и социалистического сектора сельского хозяйства в первую очередь необходимо здесь выдвигать соответствующие объекты в этом направлении. Таким образом, в плане организации сан. мероприятий на каждой территории деятельности того или иного здравотдела или тех или иных санитарных органов (район, город, район города, участок, совхоз, колхоз и т.п.) должны быть составлены списки наиболее важных пунктов для деятельности санитарного надзора. Сюда относятся: 1) промышленные предприятия в целом или по отдельным цехам и мастерским, 2) обобществленные предприятия и товарищества в сельском хозяйстве – машинно-тракторные станции, различные типы совхозов и прочее, 3) торговые учреждения и предприятия, а также учреждения административного характера, магазины, склады и т.п., 4) здания и учреждения общественного и коммунального назначения – бани, прачечные, клубы, зрелищные учреждения и т.п., 5) предприятия пищевого промысла и общественного питания, 6) жилища как индивидуальные, так и прежде всего коллективные – общежития, ночлежные дома, дома крестьянина, 7) детские и физкультурные учреждения – школы, ясли, колонии, 8) лечебные и санитарные учреждения – больницы, поликлиники, санатории, дома отдыха. Особо должны быть выделены мероприятия в области сан. оздоровления путей сообщения – вокзалы, пристани, подвижной состав, а также и места лишения свободы. В каждом из этих объектов должна быть создана группа для проработки и дальнейшего проведения санитарных мероприятий. При соответствующем инструктаже санитарных и других медицинских органов эта группа, куда входят представители наиболее активных общественных организаций, а также представители административно-хозяйственного управления этих объектов, составляет свой местный санитарный минимум для данного объекта. В этот сан. минимум должны войти мероприятия как по проведению мер по поддержанию санитарного уровня данного учреждения или предприятия на должной высоте, так и проведение мер по мелкому санитарному ремонту. Таким образом, составляется перечень отдельных мероприятий, которые надлежит осуществить в данном помещении или предприятии с целью поднятия его санитарного состояния. Таковы мероприятия по систематической очистке помещений, по их вентиляции и нормальному освещению, по периодическому ремонту в виде побелок, покрасок и прочему, по наблюдению за приборами отопления, по наблюдению за содержанием подсобных санитарно – технических установок, за эксплуатацией столовых, кухонь, детских учреждений, надзор за благоустройством и очисткой двора, улиц и т. д. Участие общественных сил, как указано выше, должно сказаться не только в разработке этого плана санитарных мероприятий, но, главным образом при его проведении. Поэтому каждое намеченное мероприятие должно иметь своих физических исполнителей или из состава того же актива или из специально приглашенных лиц. В последнем случае за деятельностью этих лиц должен быть установлен систематический общественный контроль. Самое близкое участие в этой работе должны прежде всего принять органы здравоохранения, то есть тот или иной медицинский персонал, работающий на соответствующем объекте – лечащие врачи, средний и низший медицинский и хозяйственный персонал, санитарные органы; далее, в этой работе принимают участие представители месткома, профсоюзов, секции здравоохранения, комсомола, женотдела и различных массовых обществ (РОКК, Осоавиахим, Друг детей и пр.). Для успеха этой работы чрезвычайно важно отсутствие обезлички в проведении каждого из намеченных мероприятий. Определенные лица прикрепляются к каждому данному мероприятию и ответственны перед контрольными органами за реализацию соответствующих планов.

Такое же значение имеет при проведении санитарных мероприятий и установление сроков и порядка выполнения. В целом ряде тех простейших сан. мероприятий, которые входят в понятие санминимума, успех дела зависит от своевременности проведения санитарного надзора и самих санитарных мероприятий. Ежедневное проветривание помещений в определенные часы, ежедневная протирка окон, своевременный периодический ремонт, ежедневная уборка тех или иных помещений, ежедневная проверка работы санитарно – технических установок, такой же ежедневный контроль за этим делом – все это создает не только определенный тонус санитарной деятельности, но и создает определенные привычки и навыки у населения. С этой точки зрения санитарный минимум – при правильном его проведении – несет в себе определенные зачатки развития у населения той санитарной культуры, которая в значительной мере состоит в повседневных привычках и навыках населения к поддержанию чистоты тела и обстановки. Специальные контрольные комиссии, создаваемые общественностью для проверки санминимума, также в определенные сроки проверяют эту работу и отчитываются на широких массовых собраниях. Совершенно очевидно, что как в начале развертывания этой работы, так и в периоде самой работы надлежит широко использовать те или иные большие собрания трудящихся, где можно было бы агитировать за этот метод санитарного оздоровления условий жизни. При такой постановке работы санминимум никоим образом не может проходить везде по единообразному шаблону. Он должен везде быть приноровлен ко всем местным особенностям обстановки и быта и направляться на изживание именно тех недостатков сан. устройства и быта, которые свойственны данному объекту. Наряду с этим санитарный минимум не должен оставаться предметом забот только органов здравоохранения. Последние, беря на себя всю инициативу и руководство в этом деле, все же являются лишь частью тех общественных сил, которые проводят санитарные мероприятия, поэтому в директивных указаниях НКЗдр. РСФСР также содержатся предложения и о соответствующем привлечении к делу санитарных мероприятий других ведомств и прежде всего хозяйственных органов. В развитие этого предложения в 1930— 1931 гг. был издан ряд согласованных распоряжений со стороны многих центральных органов. Таковы распоряжения НКЗдр. и НКВД о проведении сан.мероприятий в области коммунальной санитарии; таковы же распоряжения НКЗдр. и НКЗ (сельский сектор); НКЗдр. и НКПроса (школы), а также и аналогичные распоряжения центральных органов общественных организаций (РОКК, Осоавиахим).

Важный вопрос о финансировании мероприятий по санминимума разрешается согласно указанию закона. Ст. 3 декрета 30 мая 1930 года говорит следующее: «Расходы по проведению тех сан.-оздоровительных мероприятий, финансирование которых по закону возложено на местный бюджет, на хозяйственные органы и другие организации, производятся в установленном законом порядке. Вовлечение средств трудящегося населения в проведение санитарно-оздоровительных мероприятий должно быть основано исключительно на добровольных началах. Общие собрания коллективов вправе выносить решения об установлении денежных взносов для проведения намеченных ими санитарно-оздоровительных мероприятий». Одной из наиболее удобных форм привлечения денежных средств является включение некоторых мероприятий по санитарному минимуму в промышленные финансовые планы предприятий.

В виду того, что организация санминимума на самой широкой периферии, где зачастую нет достаточного контингента руководителей в лице квалифицированных представителей санитарного надзора, может встретить большие трудности, НКЗдр. РСФСР проделана была и большая инструктивная работа для актива этой периферии. В течение 1930—31 гг. НКЗдр. РСФСР разработал ряд примерных санитарных мероприятий по наиболее важнейшим и ответственным объектам приложения этой формы работы. В дальнейшем все эти примерные минимумы были изданы в виде отдельного сборника, вышедшего в 1933 году 2-м изданием. В эти разработанные санитарные минимумы отдельных объектов вошли следующие: I. Санитарный минимум (С.м.) а) по благоустройству рабочих поселков, б) по благоустройству на новостройках,, в) по благоустройству в колхозах и г) по благоустройству в совхозах; II. С.м. в промышленном предприятии; III. С.м. а) для жилищ в городах и рабочих поселках, б) для общежитий временного проживания; IV. С.м. а) для предприятий общественного питания, б) для хлебозаводов и хлебопекарен, в) для ларьков и киосков, г) для буфетов, д) для продмагов, е) для предприятий, производящих напитки, ж) по содержанию складов и распределителей пищевых продуктов, з) для базаров; Y. С.м. а) для бань, б) для прачечных, в) для парикмахерских, г) по личной гигиене; VI. С.м. а) по водному транспорту, б) на железно-дорожном транспорте; VII. С.м. а) для школ, б) в яслях; VIII. С.м. а) для рабочих клубов, б) для административных и конторских учреждений, в) для домов колхозника и гостиниц; IX. С.м. для физкультурных учреждений; X. С.м. а) для учреждений амбулаторного типа в городах, б) для сельского врачебного участка, в) для поселковой и районной б-цы, г) в санаториях и домах отдыха, д) для водолечебниц, грязелечебниц, пляжей и т. п.; XI. Санитарный минимум по борьбе с малярией в малярийных местностях. В означенных санминимумах даны во-первых точные указания о всех тех мероприятиях, к-рые возможны по отношению к данному объекту; во-вторых указания как самого объекта, так и его частей, по отношению к которым мероприятия применяются; в-третьих указания, какие группы населения или общественные органы привлекаются для каждого данного мероприятия; в четвертых указания, в каких формах и какие материальные средства потребуются для данного мероприятия, и в-пятых очередность выполнения этих мероприятий. Весь этот материал изложен в табличной форме. Задача составления этих примерных С.м. состояла в том чтобы облегчить периферийным работникам и общественности составление своих местных С.м., подсказывая в известном смысле все те мероприятия, которые необходимы и возможны для проведения в каждой данной области. Так, например, в отношении С.м. для жилища подробно перечисляется ряд мероприятий по следующим разделам: а) использование жилых и подсобных помещений по своему прямому назначению (напр, запрещение стирки и сушки белья в жилых квартирах, запрещение варки пищи в жилых комнатах при наличии кухни и т. п.); б) предупреждение и борьба с сыростью в жилище (просушка, проветривание, штукатурка и дренаж, исправность крыш и водосточных труб и прочее); в) обеспечение правильного теплового режима в жилище (поддержание определенной температуры в помещениях, правильное содержание подпольных пространств, отепление наружных дверей, вставление зимних рам, известное отепление чердака, надзор за приборами отепления, очистка труб и пр.); г) обеспечение лучшего солнечного освещения жилых помещений (содержание в чистоте стеклянной поверхности окон, побелка стен светлыми тонами, правильная расстановка зеленых насаждений перед фасадами домов и пр.); д) общее поддержание чистоты в помещении (приборы против занесения грязи и пыли в помещения, устройство раздевален, подметание и очистка лестниц и входов в помещениях, влажная уборка этих последних, систематическая мойка полов, удаление пыли с мебели и предметов оборудования, обметание стен и потолков, недопущение накопления отбросов в помещении, наличие ведер с крышками для сухих отбросов, мероприятия по содержанию домашних, животных в помещениях, установка плевальниц и пр.). По отношению к мероприятиям в области личной гигиены С. м. также имеет в виду детальные отдельные меры по отношению к содержанию в чистоте тела человека, его одежды, обуви, постели, а также простейшие формы личного режима, предохраняющие от развития инфекционных заболеваний и т. д.

В первые же годы после издания декрета о санитарном минимуме эта форма работы по сан. оздоровлению условий труда и быта получила широкое распространение. Местные органы здравоохранения в борьбе за поднятие сан. уровня, в дополнение к своим более широким оздоровительным мероприятиям, стали повсюду применять и этот новый метод работы. По отношению к тем планам работ по оздоровлению и здравоохранению, которые вырабатывались органами здравоохранения как основной вид их работы, проведение санминимумов являлось как бы встречным планом, идущим со стороны самого населения. Правильное согласование обоих этих планов и видов деятельности по оздоровлению давало наилучшие результаты. Необходимо однако указать, что само проведение С.м. на местах носило и носит до сих пор очень пестрый характер. Причиной этого является как неправильное понимание самих методов работы по С.м., так и зачастую подмена С.м. различными ударными кампаниями, месячниками и пр. Вместе с тем во многих местах и сами органы здравоохранения недостаточно учитывают значение С.м. и не втягивают население в это дело. В результате этого практика проведения С.м: на периферии не везде дала и дает определенные результаты; наряду с целым рядом удачных начинаний в этой области, отмеченных и в периодической прессе и в отчетных данных, имеется и ряд недочетов. Надлежит во всяком случае помнить, что С.м. не является заменой повседневной планомерной сан. работы органов здравоохранения и что этот метод деятельности может и должен являться лишь крайне важным подсобным методом, варьирующим в своем объеме в каждом данном отдельном случае. При широком реальном развертывании сан. мероприятий в области коммунального благоустройства и оздоровления быта означенное применение С.м. будет несомненно меняться, но это будет идти за счет поднятия сан. уровня и сан. культуры и увеличения у населения тех навыков личной гигиены и профилактики, о которых говорилось выше. Декреты о санитарном минимуме повторены были после 1930 г. и во всех остальных союзных и автономных республиках. Практика их проведения в общем аналогична практике РСФСР. В применении С.м. выявилась также и большая роль выделения некоторых показательных участков и показательных объектов, а также и проведения методов соцсоревнования, образования ударных бригад, премирования и т. д. Вместе с тем и все приемы санитарного просвещения должны быть также использованы для этой цели. Для творческой инициативы широких рабочих и крестьянских масс в области поднятия их сан. уровня санминимума является одним из наиболее плодотворных методов их деятельности.

Лит.: Брагин Е., Санитарный минимум, М., 1931; Санитарный минимум для отдельных объектов, НКЗдрав РСФСР, 2-е изд., М., 1933 (справочник). НКЗдравом РСФСР в 1931—33 гг. издана серия массовых брошюр о сан. минимуме для отдельных объектов. А. Сысин.

Изучайте:

  • ТКАЧИ
    ТКАЧИ. Ткачество—процесс, в к-ром путем переплетения нитей, идущих в длину (основа), с нитями, идущими поперек (уток), ...
  • АОЛАН
    АОЛАН, Aolan, белковый препарат из* обезжирен, коровьего молока для парентеральной протеиновой терапии, вызывающий силь...
  • ДЖЕЛАЛ-АБАДСКИЕ ИСТОЧНИКИ
    ДЖЕЛАЛ-АБАДСКИЕ ИСТОЧНИКИ, ми - неральные, находятся в одноименном кантоне Киргизской АССР, в 5 км от ст. Джелал-Абад С...
  • БОГОСЛОВСКИЙ
    БОГОСЛОВСКИЙ, Сергей Михайлович, известный сан. врач-статистик (род. в 1870 г.). После окончания мед. факультета Москов...
  • ПСИХОГИГИЕНА
    ПСИХОГИГИЕНА. С одержание: I. Предмет и задачи П.749 II. История психогигиенического движения. . . 751 III.& Методы и с...