ВИТАЛИ РЕАКЦИЯ

ВИТАЛИ РЕАКЦИЯ (Vitali), проба на гной в моче. Осадок кислой или, если нужно, подкисленной мочи в количестве 1 куб. см переслаивается настойкой гваяковой смолы без прибавления скипидара. В присутствии гноя через короткое время появляется голубое окрашивание. Если гноя мало, его можно собрать на маленький фильтр и капнуть в него несколько капель гваяковой настойки,—получается синее окрашивание внутр. поверхности фильтра. После предва-рительн. кипячения реакция не получается. ВИТАЛИЗМ (от лат. vitalis—жизненный), учение о том, что жизненные явления хотя и обусловливаются в той или иной степени физич. и химич. процессами, но в то нее время отделены от явлений неживой природы абсолютной гранью и управляются особыми нематериальными силами, принципами или началами, отличными от наблюдаемых в неорганическом мире. История В. может быть разделена на три периода: 1) античный В., 2) В. новой эпохи от Пара-цельса до Иоганна Мюллера, 3)неовитализм. Античный В. Говорить об античном В. можно только cum grano salis, так как модернизация греческой натурфилософии и науки, при более близком знакомстве с ними, становится делом очень нелегким. В. новой эпохи определяется своей противоположностью механизму и имеет своей целью пополнить его пробелы, но именно такое противо – поставление в античной натурфилософии не было отчетливо выражено: пункты разногласия античных систем лежали в другой плоскости—устройства и управления миром в целом. Большинство древних натурфилософов проводило различие не только между живым и мертвым, но также между человеком и прочими живыми существами, считая это последнее различие более важным. У признанных материалистов древности Лев-киппа и Демокрита (460—370 гг. до хр. э.) и их позднейших последователей—Эпикура (342—271 гг. до хр. э.) и Лукреция (99— 55 гг. до хр. э.) мы встречаем определенное разграничение живого и мертвого по признаку—душа; их новаторство заключалось в том, что они отождествляли с душой разум, считавшийся исключительной принадлежностью человека. Душа, по представлению атомистов, состоит из атомов особого вида, мелких, круглых, легкоподвижных, напоминающих атомы огня; они проникают в тело путем дыхания и в силу особой конструкции тела задерживаются в нем, оживляя и двигая его. Более близкий к современному В. находим мы у Платона(427—347 гг. до хр. э.): для него бессмертная душа есть не только движущее начало тела, но и «движущее само себя». Следует, однако, заметить, что для Платона живы не только организмы, но и небесные светила;весь мир есть «живое существо, одушевленное и разумное». Разница между различными категориями живых существ зависит от состава души и большей степени разума. Обыкновенно родоначальником В. считают Аристотеля (384—322 гг. до хр. э.), хотя он является им не в большей мере, чем прочие древние мыслители, а пожалуй, даже в меньшей, т. к. бессмертия души он не признавал, а считал душу формой, энтелехией тела. По учению Аристотеля, всякое тело, естественное и искусственное, состоит из материи и формы, к-рая и превращает материю в тело; материя есть понятие относительное, она представляет собой также оформленные тела низшего порядка, а первоматерия остается для нас неизвестной. Формы существуют от вечности, и всякое возникновение нового тела совершается при участии ранее бывших тел, т. е. форм. Конечно, не всякая материя может воспринять любую форму, она должна обладать известной потенцией, и в процессе возникновения потенция переходит в действительность, реализуется форма. Момент реализации, завершения обозначается Аристотелем термином энтелехия, к-рый не представляет собой, так. обр., ни субстанции, ни агента, во что превратил впоследствии энтелехию Дриш (Driesch). Живые существа, по Аристотелю, имеют троякое сложение: 1) элементы, которые оформляются в единицы высшего порядка; 2) простые или однородные части (ткани, жидкости); они, в свою очередь, служат материей для 3) частей неоднородных—органов. Органы соединяются в целое—организм—при посредстве высшей формы—души. «Душа,—говорит Аристотель,— есть первая энтелехия естественного, составленного из органов тела, имеющего жизнь в потенции». При зарождении живого существа материя доставляется выделением матери, форма—семенем отца; при самопроизвольном зарождении материя и форма доставляются окружающей средой. Аристотель различает душу нескольких видов: питающую, чувствующую, движущую и размышляющую; каждый последующий вид включает в себя предшествующие. В развитии и жизни принимают участие также пневма и в

Изучайте:

  • ЛЕЙКОПЛАКИЯ
    ЛЕЙКОПЛАКИЯ (от греч. leukos-—белый и plax-—-плита, бляха), или лейкокера-т о з (leukokeratosis), хрон. поражение слизи...
  • ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
    ...
  • ВЫПАДЕНИЕ ПРЯМОЙ КИШКИ
    ВЫПАДЕНИЕ ПРЯМОЙ КИШКИ (prolapsus recti;, временное или постоянное нахождение прямой кишки (или части ее) вне заднепрох...
  • ГЕБЕФРЕНИЯ
    ГЕБЕФРЕНИЯ, термин, введенный в психиатрическую литературу в 1863 г. Каль-баумом (Kahlbaum) для обозначения психическог...
  • СТАФИЛЕМА
    СТАФИЛЕМА (от греч. staphyle—виноградина), в офтальмологии так паз. выпячивание роговой оболочки и склеры. С. роговой _...