ВУЛЬПИУС

ВУЛЬПИУС, Оскар (Oskar Vulpius, род. в 1867 г.), выдающийся германский ортопед. Мед. образование получил в Гейдельберге и Берлине. В 1890 г. удостоен ун-тетской премии в Гейдельберге за работу «Ober die Entwickhmg u. Ausbreitung d. Tangential-fasern in der menschlichen Grosshirnrinde» (Archiv f. Psychi – £Й^ч atrie, B. XXIII, 1892) и степени доктора медицины за защиту диссертации «Die Radi-caloperationen der Hernien in d. vor-deren Bauchwand». С 1891 г. по 1896 г. состоял ассистентом хир. клиники проф. Черни (Czer-пу) и организовал университ. ортопедическую поликлинику. В 1896 году основал частную ортопедическую лечебницу, к-рая впоследствии стала крупнейшим институтом подобного рода в Германии. В 1910 г. создал Баденский краевой приют калек с клиникой и с техническими мастерскими. Кроме того, на курорте Рап-пенау основал еще санаторий для костного туберкулеза, расширенный после империалистской войны и дополненный ортопедической Freiluftklinik. Научно-практические заслуги В. на поприще ортопедической хирургии доставили ему сравнительно рано широкую известность далеко за пределами Германии. Так, ему первому в 1903 году за работу «Die Sehnenuberpflanzung» (Leipzig, 1902) присуждена была Ин-том Риццоли в Италии премия имени короля Умберта. Из других монографических работ, обеспечивающих В. почетное место в истории развития ортопедии, заслуживают особого внимания работы о спинальном детском параличе и написанная совместно с А. Штоффе-лем (A. Stoffel) книга «Orthopadische Орега-tionslehre» (3-е издание—-Stuttgart, 1924). Всего Вульпиус опубликовал ок. 300 работ на ортопедические и хирургические темы. ВУНДТ, Вильгельм Макс (Max Wilhelm Wundt, 1832—1920), знаменитый немецкий психолог и философ, основоположник экспериментальной психологии. Изучал медицину в Тюбингене, Берлине и Гейдельберге, где начал научную деятельность в качестве приват-доцента физиологии; был ассистентом Гельмгольца. В 1864 г. сделался профессором физиологии. В 1874 г. был избран на кафедру философии в Цюрихе, откуда перешел в Лейпциг в 1875 г.; здесь протекла почти вся его научная деятельность ординарного профессора, директора Института экспериментальной психологии, ученого исследователя и писателя. В 1879 году В. основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии и через несколько лет создал научный журнал «Philosophische Studien». Научное’творчество В. поражает огромной продуктивностью и разносторонностью, обилием научных трудов и областей исследования. В. был ученым-энциклопедистом в точном смысле слова. Врач и профессор физиологии, он был не только естествоиспытателем, но и философом, написавшим этику и логику, психологом, создавшим экспериментальную психологию, исследователем в области истории культуры и этнологии, собравшим огромный материал по развитию языка, мифов и обычаев в десятитомной этнической психологии («Volkerpsycho-logie»). Во всех этих областях научного знания В. не был диллетантом и в каждой выступал как специалист-исследователь. Главнейшая заслуга В. заключается в создании экспериментальной психологии. Психология была истинным центром всего его научного творчества; естествознание (физиология) и история культуры были для него основами, на к-рых он стремился построить здание научной психологии; философия была для него куполом, завершившим это здание. Реформа психологии, произведенная В., оказалась возможной именно благодаря его энциклопедизму. Он расширил и укрепил опытную основу психологии—в противовес умозри –

тельному характеру рациональной психоло-гии. Он привил этой науке методы и дух естествознания. «Психология,—говорит В.,— поскольку она существует как естественная наука, почти всецело лежит в области экспериментальных и измерительных изысканий. Многие из этих исследований относятся к довольно давнему времени, и они принадлежат не психологам, а физикам, астрономам, физиологам, которые часто наталкивались на них случайно и чаще всего не подозревали их психологического значения». Экспериментальный метод был впервые применен к психологическому исследованию не В., а учеными другой специальности. Фех-нер (Fechner) является истинным основателем экспериментального метода в психологии, но именно В., завершив работу предшественников, создал экспериментальную психологию как науку, как систематическую и самостоятельную дисциплину. Без эксперимента, по мнению В., психология обречена была «оставаться, в сущности, неизменной в продолжение веков, так как то, что в ней было научного, едва отделялось от того, что принадлежит обыденному опыту». Вместе с экспериментом в психологию проникла тенденция к точному измерению, к установлению «твердых законов, которые управляют явлениями», тенденция к преобразованию в объяснительную науку. В «Основах физиологич. психологии» В. развернул систему экспериментального исследования и измерения элементарных псих. процессов, исходя из физиол. условий их возникновения и протекания; фактически это означало отказ от исследования псих. процессов вне их связи с физиол. процессами, попытку утвердить психологическое исследование на объективных основах, допускающих точное измерение. Однако, сущностью психологического эксперимента для В. все же оставалось самонаблюдение. Аналогичное расширение опытной основы психологии произвел В. в CBoeft«V61kerpsycholo-gie». Правда, здесь, несмотря на огромный собранный В, фактический материал, ему не удалось обогатить психологию системой положительного знания, как в области физиол. психологии, и создать новую научную дисциплину. Крупнейшим недостатком этого труда является методологическая неразработанность проблем и метода этнической психологии. В. не удалось выяснить своеобразие этой дисциплины и ее методологические отличия от индивидуальной психологии. Принципиальные построения его этнической психологии обнаруживают явную аналогию с психологией индивидуальной и прямую зависимость от этой последней. «Этническая психология,—говорит В.,— желает быть не чем иным, как расширением и продолжением психологии в области феноменов общественной жизни»; поэтому трехчленное деление—язык, миф, обычай—соответствует, по В., трем группам псих, процессов—представлению (язык),чувству (миф) и воле (обычай). Другим следствием методологической неразработанности является, как уже сказано, недостаточно четко проведенное отграничение психологической точки зрения от исторической, этнографической,

лингвистической. Причина того, что В. не мог создать из психологии народов самостоятельную научную дисциплину, совершенно ясна: ему не на что было опереться, как при создании физиол. психологии; там была прочная и разработанная почва естествознания, здесь—полное отсутствие какой-либо подлинно научной теории социальных и исторических явлений. Научная и плодотворная теория исторического материализма была чужда В. Поэтому идея соц. психологии оказалась для В. неосуществимой. Психологическое учение В. основывается, гл. обр., на теории ассоциации и апперцепции. Ассоциация для В. обозначает всевозможные связи, вносимые субъектом в ощущения, представления, чувства и во все вообще элементарные псих, процессы и созидающие новые качества у возникающих таким путем комплексов—качества, не содержащиеся в элементах, образующих комплекс. Такие связи В. называл творческими синтезами психики. Вундт различал несколько форм ассоциации: слияние, ассимиляцию, компликацию и т. д. Отличие этого учения от традиционной ассоциацион-ной теории заключается, во-первых, в подчеркивании субъективной переработки псих. элементов при ассоциативном объединении их в «психические образования» и, во-вторых, в расширении понятия ассоциации: оно охватывает, по В.,. одновременные связи элементов;—равно как последовательные эмоциональные элементы, так и познавательные (ощущения). Наряду с ассоциативными связями В. различал апперцептивные, основное отличие к-рых состоит в том, что они переживаются нами как внутренняя активность нашего сознания, в то время как ассоциативные связи образуются при пассивном состоянии сознания. Апперцепция для В.—внутренний волевой процесс, сопровождающийся активным вниманием и чувством деятельности, В. сближает понятие апперцепции с волей, корни к-рой он видел в аффекте. Понятие апперцепции у В. насквозь проникнуто метафизически-идеалистическими воззрениями и стоит в связи с его философскими взглядами на психику. В. стоял на точке зрения психо-физического параллелизма и полагал, что этот принцип «с необходимостью приводит к признанию самостоятельной психической причинности». Он считал, что основным вспомогательным понятием психологии является душа, как материя является вспомогательным понятием естествознания. Он заменил при этом понятие субстанциональности души понятием актуальности, от чего идеалистическая метафизика этого учения не приблизилась к научному построению. Но, как уже сказано, сила и значение В. заключаются не в его философских построениях и даже не в положительном содержании его психологического учения, но, именно, в создании экспериментальной психологии.—Основные сочинения В.: «Volkerpsychologie», B. I—X, Leipzig, 1912 — 23; «Elemente der Volkerpsychologie», Leipzig, 1913; «Grundriss der Psychologie», Lpz., 1911 (пер.); «Logik», B. I—III, Stuttgart, 1906—08; «Naturwis-senschaft und Psychologie», Stuttgart, 1911; «Hypnotismus und Suggestion», Lpz., 1894; «Die Prinzipien d. mechanischen Naturleh-re», Stuttgart, 1910. В 1893—1902 гг. в Лейпциге выходили сборники трудов Вундта и его учеников: «Philosophische Studien». Главнейшие сочинения В., переведенные на рус. яз.: «Основы физиологической психологии», т. I—III, СПБ, 1912—13; «Лекции о душе человека и животных», СПБ, 1894; «Гипнотизм и внушение», СПБ, 1898; «Очерки психологии», М., 1912; «Введение в психологию», СПБ, 1912; «Введение в философию», М., 1902; «Фантазия как основа художественной деятельности», СПБ, 1914 (часть отдела об искусстве из «Volkerpsychologie»); «Этика», СПБ, 1887—88. Лит.: Р и б о Т., Современная германская психология, СПБ, 1895; Hall S., Wilhelm Wundt, der Begriinder der raodernen Psychologie, Lpz., 1925; К г u e g e г F., Wundt als deutsclier Denker, Erfurt, 1922; Nef W., Die Philosophic Wilhelm Wundts, Lpz., 1924; Passtonig O., Die Psychologie Wilhelm Wundts, Lpz., 1912; Petersen J., Wilhelm Wundt u. seine Zeit, Stuttgart, 1924.

Изучайте:

  • СКЕЛЕТИНЫ
    СКЕЛЕТИНЫ, вещества из группы альбуминоидов., являющиеся главными составными частями покровных и защитных тканей беспоз...
  • ГЛАЗ ИСКУССТВЕННЫЙ
    ГЛАЗ ИСКУССТВЕННЫЙ, впервые описан и применен в качестве протеза для замены недостающего глаза А. Паре (Ambroise Pare) ...
  • ИСПРАЖНЕНИЯ
    ...
  • БАКТЕРИИ
    БАКТЕРИИ. Содержание:* Общая морфология бактерий.6 70 Дегенерация бактерий.675 Биология бактерий.676 Бациллы ацидофильн...
  • ПЛАЗМА
    ПЛАЗМА, жидкая часть крови, составляющая около 50—57% всего объема крови. Плазма представляет собой прозрачную желтоват...