ЯСЛИ

ЯСЛИ, учреждение, целью которого является обобществление ухода и воспитания детей раннего возраста и их оздоровление. Коллективное воспитание раннего детства про-•водится в значительной своей части через Я, В условиях второго пятилетия Я. становятся основным учреждением охраны материнства •я младенчества. Я. имеют своей главной задачей организацию быта ребенка и способствуют. наряду с консультацией для женщин органи-еации труда и быта матери-работницы, разрешая тем самым задачу вовлечения в производство новых кадров женщин. От развития и качества работы Я. в значительной степени зависит не только выполнение плана по женскому труду и тем самым всего народнохозяйственного плана по промышленности и сельскому хозяйству, но и создание базы рационального ухода за ребенком, коллективного воспитания здорового детства. В яслях должны быть заложены основы правильного физ. и общего развития детей— •будущих строителей коммунистического общества. Качества и навыки, которые обязательны для участника соц. строительства, основы творческой трудовой деятельности человека закладываются с самого раннего детства. Развитие познавательных способностей, умение ориентироваться в пространстве, в об-становке, интерес к трудовым процессам, знакомство с трудом взрослых закладывают в ясельных детях основы для развития коммунистического отношения к труду. Умение жить. в коллективе, считаться с желаниями и удобствами других вырабатывает уже в раннем детстве способность к «сплоченной солидарной дисциплине». Вот почему во втором пятилетии по охране материнства и младенчества. большой раздел уделен развитию педагогической работы в Я., коммунистическому воспитанию раннего детства. Особую ценность вся система детских учреждений приобретает при сравнении с положением работниц в капиталистических странах, где нет ничего подобного нашим учреждениям, нашей системе охраны материнства и младенчества. Обслуживание детства является такой дотацией к индивидуальному бюджету рабочей семьи, о к-рой даже нельзя и мечтать в условиях капиталистической системы. С первых шагов организации охраны материнства и младенчества яслям придавали громадное значение, но рост сети Я. в первые годы значительно отставал от роста других учреждений. Т. к. первое время организация охраны материнства и младенчества росла шире возможностей и имеющихся в ее распоряжении материальных ресурсов, то органы ОММ и старались материальные затраты переложить на те организации, средства к-рых можно было привлечь к этому делу, и в первую очередь на хозорганы. Эта связь с хозорганизациями первое время определяла характер Я. Органы НКЗдрава до 1924 г. осуществляли гл. обр. контроль над Я., но почти не организовывали их. Хозяйственные органы управляли Я., и Я. далеко не всегда соответствовали всем требованиям гигиены и педагогики и оставляли желать много лучшего. С 1930 г. финансирование Я. идет гл. обр. за счет средств Цус-страха (ВЦСПС) без специальных начислений на зарплату. Мощный размах соц. строительства сопровождался громадным ростом бюджета Цусстраха. В 1934 г. из средств Цусстраха выделено 120 млн. руб., а в 1935 г.—175 млн. руб., к-рые пошли на содержание Я. В 1931 г. Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановили: 1. Установить обязательное отчисление из фондов улучшения быта рабочих и служащих на организацию и содержание яслей в размере 10%, дошкольных учреждений в размере 8% с повышением указанного размера этих отчислений по соглашению с соответствующими профессиональными союзами для отдельных промышленных предприятий с значительным применением женской рабочей силы. 2. Установить с 1 января 1931 г. для всех государственных и кооперативных, промышленных и торговых предприятий на территории РСФСР, находящихся в ведении ведомств, учреждений и организаций Союза ССР, насчитывающих не менее 25% женской рабочей силы или же имеющих не менее 200 работниц, обязательные взносы в размере */*% общего фонда выплачиваемой этими предприятиями заработной платы на организацию и содержание яслей и дошкольных учреждений. Но развитие ясельной сети упиралось не столько в отсутствие средств, сколько в отсутствие помещений для яслей. Жилищный фонд, который можно было использовать, исчерпан был целиком и полностью. Поэтому с 1929—1930 гг. усиленно начало развиваться строительство специальных помещений noj Я. Строительство Я. идет гл. обр. за счет ассигнований по бюджету Цусстраха и за счет трестов и объединений промышленных наркоматов
– Жилстройкооперация специальный постановлением СНК с 1929 г – обязана былг выделять на строительство Я, 5% строитель S01 ясли ных сумм и 10% квартирной платы, но распыленные по большому количеству кооперативов эти суммы не вносили существенного улучшения в дело строительства Я. Поэтому очень важно было добиться, чтобы при строительстве жилых домов помещение для Я. выделялось натурой. Это было достигнуто в 1931 г. Постановление СНК РСФСР от 22/IV 1931 г. прямо говорит: «6. В целях обеспечения яслей и дошкольных учреждений помещениями, предложить: а) Совнаркомам автономных республик, краевым и областным исполкомам и горсоветам, а также Центрожилсоюзу, ВСНХ РСФСР обязательно выделять во всех новых крупных домах и группах домов, вновь строящихся или вступающих в эксплоатацию, часть жилой площади для развертывания яслей и дошкольных учреждений». В целях привлечения средств трудящегося населения на организацию и оборудование Я. еще в 1929 г. на IV Всесоюзном совещании охраны материнства и младенчества была принята резолюция о введении частичной платности в Я. Поднятие уровня зарплаты, широкое вовлечение в производство жен рабочих, ведущее к поднятию жизненного уровня рабочей семьи, и наконец движение за соц. воспитание в самих рабочих массах сделали вполне возможным постановку и положительное решение этого вопроса. Совершенно очевидно, что без широкого материального и организационного участия жилстройкоопера-ции, потребкооперации, Цустраха, профсоюзов и участия самого населения было бы невозможно достигнуть действительного массового охвата Я. детей работниц и сделать из Я. необходимую составную часть сов. социалистического быта. Как велик ясельный фонд, точнее, в каких цифрах выражается единый финансовый план развертывания ясельной сети, можно судить по плану на 1935 г. (в млн. руб.): Табл. 1. Ясельный фонд Местный бюджет. . Средства соцстраха. ‘/t% зарплаты. . . . Фубр. Средства родителей. Промкооперация. . Прочие средства. . Всего. 1934 г. 1935 г. 37,0 127,1 76,3 113,7 15,2 48,5 4,8 20,1 ?3,5 9,6 17,2 15,7 24,4 178,0 348,8 Декретом СНК СССР от 28/VІ 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам.» дается мощный размах и развитию Я. На расширение ясельной сети дополнительно к бюджету 1936 г. ассигновано 346 млн. руб., причем внесены существенные изменения в самый порядок финансирования: в изменение пост. СНК СССР от 6/VІI 1935 г. об обязательном взносе всех учреждении и предприятий в размере 1/i% к фонду зарплаты на содержание Я. и детсадов установлено прямое Лсигнование на эту цель из госбюджета и на 1936 г. отпущено 300 млн. руб. Статистические показатели обслуживания Я. женского пролетариата. Статистика показывает, что с 1923 по 1928 г. рост детей в Я. составил 63%, а рост женской рабочей силы 121%, что видно из табл. 2. Эта таблица показывает кривую роста ясельных коек, дает количественные показатели. Нужно отметить сдвиг в ясельном обслуживании детей работниц с 1929 г. С этого года рост сети начи – нает перегонять рост женской рабочей силы, и количественные показатели обслуживания детей из года в год повышаются, особенно с 1931 г. Табл. 2. Динамика обсл уживания яс ля – ми ж енщи н—ч ленов профсоюзов. Годы Число женщин чл. профс., зан. по пайму Число обсл. детей Рост женской рабочей силы Рост обслужив. детей На юоо работниц, обслужив’. детей 1 015 700 19 659 100 18,8 1 220 800 21 633 | 117 17,7 1 660 600 24 094 15,5 1 913 800 24 609 12,8 2 121 700 26 600 12,4 2 311 800 32 046 13,8 2 411700 52 000 21,5 3 174 000 59 000 S04 18,5 4 204 800 122 500 29,1 5 056 800 189 096 37,3 в 855 800 232 205 1 180 33,8 7 175 900 264 510 36,8 — 366 000 — Тем же декретом СНК СССР от 28/VІ1936 г. НКЗдр. союзных республик предложено к I/I 1939 г. удвоить существующую сеть ясельных коек для детей по городам, совхозам, раб. поселкам и на ж.-д. транспорте, доведя их общее количество до 800 тыс. коек. Социалистической реконструкцией народного хозяйства определились два момента, к-рые потребовали перестройки ясельной работы. Во-первых высокие темпы, взятые на индустриализацию страны, сопровождаются быстрым вовлечением новой женской рабочей силы в производство. В 1928 г, мы имели 2 140 тыс. женщин, занятых в производстве, а в конце первой пятилетки эта цифра возросла почти до 6 млн. и до 33,7% к общему числу занятых в производстве. В 1935 г. процент вовлеченных в производство женщин составляет 35% к общему количеству рабочих. Второй момент, связанный с социалистической реконструкцией промышленности,— это введение 7-час. рабочего дня, связанное с вовлечением работниц в ночные смены. Первые изменения ясельной работы были связаны с задачей обслужить ночные смены. Т.к. опыта в этом отношении не было, то наметились сначала два варианта. В Ивановской Пром
ышленной области работа пошла по типу перестройки и реорганизации типа Я. на 3 смены. Это вызвало невероятную дезорганизацию жизни учреждений, потому что введение 3 смен происходит не равномерно по всему производству, а по цехам; смены по пятидневкам меняются между собой и т. д. Было сплошное передвижение детей, к-рое вредно отражалось на жизни учреждения, на состоянии самих детей, и воспитательное значение Я. для детей значительно снизилось. Состав детского коллектива постоянно менялся; текучесть детей мешала проводить режим детского дня. Бытовое значение таких Я. было неполноценным с точки зрения и воспитания детей и обеспечения отдыха работнице. Поэтому Отдел охраны материнства и младенчества НКЗдрава, обсуждая этот вопрос, остановился на другом варианте введения длительного ясельного дня, при к-ром ребенок проводит в Я. весь день—12—13—14 часов. На ночь ребенок возвращается домой. При введении этой системы яслей удлиненного дня быстро выявились как ее преимущества, так и ее недостатки. Преимуществом является то, что ребенок не остается дома беспризорным, и для него не пропадает воспитательное влияние Я., а мать имеет возможность отдохнуть без ребенка после ночной смены. Самым существенным недостатком было то, что ночью ребенок часто оставался без присмотра. Поэтому наметился еще новый тип Я.—суточные, в к-рых ребенок остается круглые сутки всей пятидневки, пока мать занята в ночных сменах. Суточные Я. наиболее соответствуют интересам матери и ребенка, т. к. задачей Я. является не только освободить мать на время работы, но и повысить производительность ее труда, создать условия для ее полного отдыха, освободить ей время для учебы, для общественной работы. Но развитие суточных яслей тормо-л зится пока дороговизной и сложностью организации, т. к. они превращаются уже в учреждения для почти постоянного пребывания в них детей; при недостатке персонала и низкой его квалификации вести такие учреждения чрезвычайно трудно. Поэтому суточные Я. пока сравнительно немногочисленны. Пока же можно сказать с уверенностью, что тип Я. с 8—9-час. пребыванием в них детей не вполне содействует вовлечению женщин в производство, общественную работу и учебу, и основным типом Я. следует считать Я. с длительным пребыванием в них ребенка—в течение 12—14 часов. Сменные Я. с 8—9-час. пребыванием детей допустимы на данном этапе лишь временно, в виду недостатка ясельных коек. Все новые и новые повышенные требования к ясельной сети, выдвигаемые соц. реконструкцией народного хозяйства, массовым вовлечением женщин в производство, и резкое отставание роста Я. от потребности в них заставили Отдел охраны материнства и младенчества искать новых, более упрощенных форм ясельного обслуживания детей. Необходимо было шире развернуть сеть, добиться массового охвата Я. детей работниц. Отдел охраны материнства и младенчества встал тогда на путь развертывания т. н. домовых Я., к-рые в виду упрощенности организации назвали «примитивами». Организация домовых Я. является своего рода «кооперированием» населения вокруг строительства бытовых учреждений. Домовые Я. строятся за счет бюджета органов здравоохранения, но с обязательным привлечением средств населения—потребкооперации, жил-стройкооперации и самих родителей. Не получили они до сих пор необходимого размаха в силу острого жилищного кризиса, затрудняющего выделение помещений. Домовые Я. имели своей целью организовать инициативу и самодеятельность рабочего населения в деле социального воспитания детей раннего возраста с помощью и под руководством органов охраны материнства и младенчества. Домовые Я. организовывались при крупных жилкоопах и рабочих поселках. Они обслуживают детей как работниц, так и жен рабочих, служащих—членов жилкооперации, населяющих данный жил-кооп. Домовые Я. предназначаются для детей в возрасте от 1 г. и до 4 лет. Число детей в каждых Я.—15—17. Помещение должно состоять не менее как из 2 комнат, исключительно для пользования детей. В крайнем случае допустима одна большая комната с площадью не менее 4 м* на одного ребенка. Кроме того необходимо иметь туалетную-уборную для детей и кухню. Необходимо наличие чистой площадки во дворе или садика для пользования Я.—для прогулок и дневного пребывания в теплое время года. При отсутствии отдельной комнаты для туалетной-уборной допускается приспособить под детскую уборную изолированную часть коридора, прихожей. При отсутствии отдельной кухни Я. должно быть предоставлено право пользования общей кухней. Питание детей ка

Изучайте:

  • ГИПЕРНЕФРИТ
    ГИПЕРНЕФРИТ, hypernephritis, воспаление надпочечника, чаще обоих, наблюдаемое при инфекционных заболеваниях, а также пр...
  • ВОЛЬФ
    ВОЛЬФ, Каспар Фридрих (Kaspar Fried-ricn Wolff, 1733—94), один из крупнейших биологов XVIII в. и один из основателей со...
  • ГАЛЕТА
    ГАЛЕТА (франц. galette), сухая хлебная лепешка особого приготовления. Обладая хорошей питательностью и компактностью, Г...
  • МЕНОРДГИЯ
    МЕНОРДГИЯ (от греч. теп—месяц и rhegny-mi—разрываю), сильное месячное кровотечение. М. по времени соответствует менстру...
  • КАПУСТИН
    КАПУСТИН Михаил Яковлевич (1847— 1920), известный гигиенист и общественный деятель. По окончании Медико-хирургической а...