ЗАИКАНИЕ

ЗАИКАНИЕ (balbuties), спазм артикуляции, периодически наступающий во время речевой функции. 3. обыкновенно появляется в детском возрасте, б. ч. от 2 до 7 лет (чаще—в 4 года). Распространение 3. среди детей школьного возраста, по Капустину, равно 0,8%. У большинства заикающихся можно найти наследственно-семейное и очень часто специальное отягощение. Заикающиеся дети чаще всего принадлежат к мужскому полу; они, иногда при позднем развитии способности самостоятельно говорить, страдают различными дефектами произношения (напр. картавостью). При изучении взрослого заикающегося часто можно встретить какую-либо фнкц. недостаточность в области анимальноЙ и вегетативной нервной системы или желез внутренней секреции; приблизительно в половине случаев земетны так наз. физ. признаки дегенерации. Влияние окружающей среды может вызвать 3. и ухудшить его (конечно у предрасположенных). Неумелый подход родителей в обращении с заикающимся ребенком, недостаточный уход, общие тяжелые бытовые условия часто служат поводом к усилению 3. Внезапные душевные потрясения могут быть непосредств. причиной возникновения 3. По Гуцману (Gutzmann) в 14%, а по Ми-гинду (Mygind) в 13% случаев 3. возникает вслед за псих, травмами (испуг, дурное обращение, половая травма и т. д.)- Имеет значение подражание заикающимся, напр. заикающемуся школьному товарищу (по Гуцману в 9,5% случаев, а по Tromner’y от 4% до 6% случаев). 3. может возникнуть в связи с органическим поражением головного мозга, наир. после мозгового кровоизлияния, травматического или инфекционного энцефалита и т. д. Гораздо чаще 3. возникает психогенным путем, являясь своеобразной невротической реакцией психопатической личности. У маленьких детей 3. легко развивается как пат. условный рефлекс. При отсутствии у заикающихся органического повреждения головного мозга, т. е. заметных корковых, стрио-паллидарных и мозжечковых явлений, исследователи приписывали появление 3. нарушению функций двигательного речевого аппарата (Сикорский) или повышенной возбудимости всего двигательного аппарата от корковых центров до мышечных пучков (по Россолимо, обычно при наличии конституции навязчивых состояний) или видели причину в нарушении функций полосатого тела (Foerster). Существование у большинства заикающихся (особенно у взрослых) краниальной иннервационной асимметрии, напр. в отношении лицевого и подъязычного нерва и др. двигательной гипериннервации центрального происхождения в виде различных сопутствующих движений, дает основание искать объяснения 3. в особых свойствах иитракортикальной церебральной работы (именно: в отношении процессов возбуждения, торможения, их иррадиации, индукции и т. д-.)- Видимыми отличительными особенностями при 3. являются а) спазм речевой мускулатуры и б) периодичность приступов спазма. Помимо общеукрепляющего лечения хорошо действует водолечение в форме тепловатых ванн; прохладные ванны и души не рекомендуются. Применяется метод упражнений актов дыхания, голоса и артикуляции. Дыхательная гимнастика состоит в применении глубоких вдыханий, задержки вдыхаемого воздуха, в выполнении по команде вдыхания и выдыхания и т. п. После применения дыхательной гимнастики приступают к голосовым упражнениям на гласных буквах —а, е, мит. д.—и наконец к упражнениям в произношении согласных букв с гласными. Одновременно с речевой ортопедией можно проводить лечение шведской лечебн. гимнастикой. Лечение лучше проводить в специальных учреждениях под руководством врача, опытного в деле перевоспитания речи и с достаточным невро-психиатрическим образованием, при содействии специалистов-логопедов. У детей младшего возраста 3. часто излечивается путем правильного речевого воспитания без применения логопедических упражнений, а чаще всего проходит без всякого вмешательства при установлении общего режима. По-Фрёшельсу (Froschels), 12-летний возраст является особенно благоприятным для проведения лечения. Систематическая речевая терапия проводится в течение 2—3 месяцев. Успех лечения бывает положительным в 70—80% случаев. Профилактически в отношении детей с семейной склонностью к 3. рекомендуется необходимый гиг. уход; следует избегать общения таких детей с заикающимися, устных ответов перед классом; в отношении всех заикающихся необходимо проведение невро-психиатрической диспансеризации. Лит.: А вд рее Э., Заикание и его лечение, СПБ, 1887; Капустин А., Этиология, патогенез и профилактика заикания, Психогигиенические и неврологические исследования, М., 1928; Сикорский И., О заикани
и, СПБ, 1889; Fletcher J., The problem of stuttering, N. У., 1914; Froschels E., Lehrbuch der Sprachheilkunde, Lpz.—Wien, 1925; Outzmann H., Das Stottern und seine grilndliche Beseitigung durch ein methodisch geordnetes und praktisch erprobtes Verfahren, В., 1906; о н ж е, Die dysarthrischen Sprachstomngen, Berlin, 1911; Na-doleczny M., Kurzes Lehrbuch der Spraeh – und Stimmheilkunde, Lpz., 1926J А. Капустин.

Изучайте:

  • ПАРАЗИТИЗМ
    ПАРАЗИТИЗМ, одна из форм сожительства (симбиоза), при к-рой один организм живет за счет организма другого вида. Человек...
  • ЖЕЛЕЗО
    ЖЕЛЕЗО, Ferrum (Fe), тяжелый металл, относящийся к VIII группе периодической системы Менделеева. Ат. в.-—55,84(0=16), п...
  • КАРЛИКОВЫЙ
    КАРЛИКОВЫЙ Р0СТ(син.: нанизм, микро-сомия, наносомия), рост, не достигающий нижней границы нормального (130 см для мужч...
  • ЛАКТОБУТИРОМЕТР
    ЛАКТОБУТИРОМЕТР, прибор для определения жира в молоке объемным способом. Имеется несколько модификаций Л., из которых н...
  • ЛАКИ
    ЛАКИ, жидкости, образующие после высыхания на воздухе тонкую, твердую или эластичную оболочку и служащие для сохранения...