АВИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА

АВИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА,отрасльпроф. гигиены, изучающая характер, условия труда и влияние их на здоровье летно-подъемного состава и занимающаяся изысканием практических мер для организации летно-подъемного труда на гиг. началах. Начало А. г. относится к первым гиг. наблюдениям и исследованиям, сделанным во время подъемов и полетов на аэростатах (XIX в.), но специальной отраслью гигиены А. г. стала лишь за последнее десятилетие и особенно в связи с применением авиации в военных целях в мировую войну 1914—1918 гг. Малая изученность гиг. условий летной деятельности и связанная с этим неудовлетворительность подбора летного состава, бывшие причиной массовых аварий, послужили толчком к развитию А. г. в ряде государств, участвовавших в мировой войне. В Италии, Англии, Франции, Сев.-Амер. Соед. Штатах еще во время этой войны были созданы специальные научно-исследовательские учреждения, значительно развившиеся в последующие годы и создавшие обширную литературу по вопросам А. г.—-Главнейшие профессиональные вредности летно-подъемной деятельности, являющиеся предметом изучения авиац. гигиены, связаны с необходимостью для А. состава совершать работу на больших высотах, в условиях: а) уменьшенного атмосферного давления, б) уменьшенного парциального давления кислорода, в) пониженной t° воздуха, г) повышенной его влажности, д) большой скорости движения и е) значительного ветра.—Наибольшее значение имеет уменьшение парциального давления кислорода, что подтверждается как опытами в камере с пониженным давлением, имитирующими большие высоты, так и практикой летной деятельности. По мере подъема в верхние слои воздуха процент кислорода остается неизменным, но барометрическое давление падает, и вместе с тем падает и парциальное давление кислорода. Следствием этого является недостаточное насыщение кислородом крови, а затем недостаточное снабжение им тканей (аноксемия). Постепенно нарастающий недостаток кислорода особенно опасен тем, что вызывает тяжелые явления с чрезвычайной внезапностью.—Падение парциального давления кислорода на высоте сказывается на дыхании тем, что падает парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе, а следовательно, понижается и газовый обмен. Естественной реакцией организма является углубление, а иногда и ускорение дыхания, вследствие чего больший объем воздуха входит в альвеолы, они расширяются, и кислород приходит в соприкосновение с большей поверхностью легочных капилляров, чем в обычных условиях. Летчики на высоте 4l/t км дышат более углубленно, нередко открытым ртом. — Действие высоты на сердечную деятельность обнаруживается постепенным учащением пульса до высоты в 4 кл», после чего происходит быстрое его учащение (Schneider, Liitz и др.). Если испытуемому дать кислород или возвратить к нормальным условиям, пульс быстро приходит в норму. Степень учащения зависит от частоты пульса у испытуемого в нормальных условиях, от высоты и продолжительности полета, от общего психофизического состояния. Взгляд на учащение пульса, как явление компенсаторного порядка, свидетельствующее об ускорении кровообращения, новейшими исследованиями не подтверждается, так как кровообращение на высоте не ускоряется (Schneider, Barcroft и др.). Следовательно, учащение пульса—признак патологический. У людей, плохо переносящих недостаток кислорода, внезапное резкое ослабление пульса сопро^ вождается обморочным состоянием.—Кровяное давление не всегда обнаруживает изменения. При хорошей компенсации систолическое и диастолическое давления на умеренных высотах почти не изменяются. При плохой компенсации систолическое и диастолическое давления могут резко пасть и повлечь обморочное состояние. Возрастание пульсового давления, повидимому, является неблагоприятным признаком. По данным опыта Schneider ‘а, венозное давление на высоте уменьшается, изменения же капиллярного давления он не отметил.— Ряд исследователей указывает на изменение состава крови: возрастание количества красных кровяных телец и увеличение гемоглобина во время полетов на большие высоты. Возможно, что констатируемое при исследованиях увеличение количества красных кровяных телец является результатом изменения концентрации крови или появления т. н. «резервных клеток». Употребление кислорода предупреждает и ослабляет явления аноксемии. Однако, имеется граница, до которой человек может подняться и с кислородом. Этот уровень до некоторой степени индивидуален и определяется сохранением работоспособности на извест
ной высоте. Как общее правило принято считать, что подъем выше 51/» км опасен и что свыше 41/, км рекомендуется применение кислорода, особенно при продолжительных и. повторных полетах. Средней границей, на к-рой человек без применения кислорода теряет сознание, признается высота около 8 км. Однако, этот уровень зависит, кроме индивидуальности летчика, и от быстроты подъема. Абсолютная граница, до которой может подняться человек (с кислородом, употребляемым обычным способом). по мнению Bauer’а, лежит около 12—14км, так как за этими пределами парциальное давление кислорода в альвеолах слишком низко для поддержания жизни. При подъемах на бблыпие высоты могут наблюдаться явления сосудистого коллапса: бледность, холодный пот, падение мышечного и вазомоторного тонуса, мышечные подергивания, обморок.—Действие высоты на нервную систему выражается вначале эвфорией, сменяющейся уменьшением объема внимания, и утратой способности к управлению произвольной мускулатурой. На очень больших высотах память, суждение, острота слуха и зрения уменьшаются; наступает сонливость, обморок. Фактор высоты оказывает известное влияние и на орган зрения. Wilmer и Berens указывают, что на большой высоте поле бинокулярной фиксации суживается, нередко уменьшается сила аккомодации, быстрее наступает утомление аккомодации и ряд других расстройств, при чем все эти явления у лиц с ненормальными глазами встречаются чаще и резче выражены.— Действие ветра, возникающего от работы винта, оказывает большое влияние на летчика, производя изменения дыхания, нарушая его ритм, ускоряя его или вызывая неравномерность отдельных дыхательных актов, усиливая нарушения, происходящие вследствие пониженного барометрич. давления, ускоряя и замедляя пульс с нарушением ритма и изменениями характера пульсовой волны и усиливая сердечный толчок (Agazzotti, Galeotti). Движение воздуха содействует охлаждению тела.— Действие холода на летчика зависит от времени года, климата, скорости полета и высоты. Первые признаки охлаждения (ощущение зноба, гусиная кожа и бледность) в случаях, когда одежда недостаточно тепла, усиливаются: появляется озноб, члены коченеют, наступает оцепенение и наклонность ко сну.—Действие движения и скорости при быстроте движения современных самолетов более 400 кдв 1 час, давление, исцытываемое летчиком при полете, особенно при виражах, достигают значительных размеров. При крутых поворотах машина наклоняется так, что крылья и сам летчик становятся под прямым углом к их первоначальному положению. При повороте усиление центробежной силы, действующей в направлении – первоначальной линии полета, направлено от головы летчика к его ногам. Летчик укреплен в машине, центробежная сила не в состоянии выбросить его и действует на его тело. Вследствие этого все, могущее в нем двигаться, движется, т. е. кровь отливает от головы к ногам и внутренностям. Малокровие мозга ведет к затемнению сознания, головокружению и даже обмороку.—Пребывание в воздухе связано с частым и весьма разнообразным изменением положения, что предъявляет высокие требования к органам равновесия. —Необычайность и разнообразие нервных переживаний и напряжений, испытываемых летчиком при подъеме, полете, работе в воздухе (особенно боевой), посадке (особенно вынужденной), могут быть отнесены к числу профессиональных вредностей, не свойственных другим профессиям. В целях борьбы с проф. вредностями летно-подъемной деятельности, А. г. на первое место ставит рациональное укомплектование летно-подъемного состава. Установлено, что для летной деятельности необходимы молодые люди хорошего сложения с вполне здоровым сердцем, здоровыми верхними дыхательными путями, легкими и почками, с хорошей мускулатурой, хорошей вазомоторной регуляцией и вполне нормальными суставами (Bauer). Лучший возраст для кандидатов в авиацию—от 20 до 28 лет. Для летчика необходимы нормальное зрение, как центральное, так и периферическое, нормальное цветоощущение, хорошее восприятие глубины, вполне нормальная рефракция, отсутствие заметных расстройств равновесия глазных мышц, хорошая сила аккомодации, отсутствие патологических изменений и аномалий глазного яблока, нормальные слух и обоняние; летчики должны обладать вполне нормальными органами равновесия и развитым чувством равновесия, устойчивой нервной организацией, гарантирующей способность противостоять серьезнейшим напряжениям. От летчика требуется быстрая и правильная реакция даже в случаях неожиданных. Летчик должен быть способен переносить нед
остаток кислорода на высоте. Для опре – деления этой способности и установления индивидуального предела высоты («потолок») применяются т. н. «тесты высотной квалификации». Наиболее совершенными современными методами являются камера пониженного давления, аппарат Dreyer’a, ререспирационные аппараты Henderson ‘а и Piers’а. В основе всех их лежит уменьшение парциального давления кислорода: в камере пониженного давления —• путем уменьшения барометрического давления; в аппарате Dreyer’a при нормальном давлении уменьшение процента кислорода производится разведением его азотом; в ререс-пирационных аппаратах—путем использования испытуемым одного и того же воздуха при удалении С02, вследствие чего с поглощением кислорода понижается его парциальное давление. «Тесты высотной квалификации» дают возможность распределить испытуемых на классы соответственно предельным величинам переносимых ими высот. В сев.-амер. армии, напр., принята разбивка на четыре класса: класс А не ограничивается в отношении высоты; класс В ограничивается, примерно, 4.700м; класс С—около 2.500.W и класс D—отстраняется как негодный для летной деятельности. Распределение по классам отвечает проф. практическим требованиям: воздушный бой ведется на больших высотах (истребители), дневное бомбометание и разведка—на средних (бомбовозы, разведчики), ночное бомбометание и разведка—на малых. Летная деятельность, требующая большого напряжения всех психо-фи-зиологических сил летчика, при неправильном трудовом режиме и плохой организации труда, легко приводит к утомлению, в его различных формах, вплоть до тяжелых видов сосудисто-нервной астении, и к понижению профессиональных качеств и авариям. А. г. стремится классифицировать различные формы иг степени утомления, установить точные объективные методы их распознавания, определить причины, вызывающие утомление и переутомление. Эти причины весьма разнообразны и могут заключаться в нерациональном быте летчика, неправильном питании, пренебрежении мерами физ. тренировки, в несовершенной конструкции аппарата, необорудованности аэродрома, плохом качестве горючего и смазочных веществ, чрезмерных по продолжительности или частоте полетах, неблагоприятных условиях их совершения, нецелесообразной рабочей одежде, отсутствии или несовершенстве всякого рода предохранительных приборов, приспособлений и принадлежностей (кислородные аппараты, глушители, предохранительные козырьки, очки и т. д.). В зависимости от условий полетов, А. г. требует для летного состава периодических отдыхов через определенные периоды летной работы. В боевых фронтовых условиях англичане в мировую войну считали необходимым предоставлять б. или м. продолжительный отдых после 150—300 «залетных» часов. Американские гигиенисты придают чрезвычайно большое значение систематическим физ. упражнениям и легкому спорту для сохранения сил летчика. Из спортивных игр рекомендуются ручной мяч, теннис, верховая езда, плавание и гольф. Гимнастический зал и спортивная площадка признаются в наст. время необходимой принадлежностью благоустроенного аэродрома. Для предупреждения вредного влияния утомляющих, а иногда и опасных полетов в высоких слоях атмосферы, в силу недостатка парциального давления кислорода, такие полеты обеспечиваются запасами кислорода. С этой целью предложен ряд специальных аппаратов, автоматически доставляющих летчику кислород па любой высоте в количестве, отвечающем соответственной высоте. Существенное гигиен, значение имеют предохранительные очки. Основные требования к ним сводятся к тому, чтобы они не ограничивали поля зрения, не искажали его, предупреждали задувание ветра, удобно сидели, не могли бы, в случае аварии, нанести вреда. Для предупреждения неприятных и болезненных последствий шума мотора применяются особые ушные предохранители. Для защиты головы от холода и ветра употребляется кожаный шлем. Одежда должна быть удобна, не стеснять свободы движения, хорошо защищать от холода и ветра, быстро и легко сниматься; за последние годы применяются особые, соединенные с одеждой, обогревательные электрические приборы. В виду расхода энергии, в условиях летной работы достигающего значительных размеров, летчики должны быть обеспечены легко усвояемой и богатой жирами пищей. Конструктивные свойства самолета должны быть предметом тщательного изучения не только инженеров, но и гигиенистов, так как удобство сидения и управления, устройство защитительных козырьков, выхлопных труб и т. п. ок
азывают большое влияние на состояние здоровья летчика и расход затрачиваемой им энергии. Лит.; Бауэр Л., Авиационная медицина, пе-рев. Ю. А. Васильева, Авиоиздательство, М., 1927 (обширная библиография); Андерсон и Кома, Психофизиология летчика, перев. Минца и Жаброва, 1925; «Воённо-санит. сборник», кн. 1, 3, 4; «Вестник Воздушного Флота», 1925—1927; Dockeray a. Isaacs, Psychological research in aviation etc., Journ. Сотр. Psychol, v. I, 1921; В еу пе. Т., L’examen medical du personnel navigant de l’aeronautique, Archiv de medec. et de pharm. milit., 1926. H. Зеленев.

Изучайте:

  • АДДИСОНОВА БОЛЕЗНЬ
    АДДИСОНОВА БОЛЕЗНЬ (morbus Addi-sonii), впервые описана в 1855 г. англ. врачей Томасом Аддисоном (Thomas Addison). Наиб...
  • ГЛИЦЕРИН
    ГЛИЦЕРИН (Ф VII), Glycerinum, СНгОН. .СНОН. СН2ОН, трехатомный спирт, три-оксипропан, пропантриол. Получается при разло...
  • ГОРЧИЦА
    ГОРЧИЦА, название, даваемое нескольким видам растений из семейства крестоцветных (Cruciferae), из которых имеют мед. зн...
  • МОЛИБДЕН
    МОЛИБДЕН, хим. элемент, симв. Mo, порядковый номер 42, ат. вес 96,0; стоит в 6-й группе периодической системы. Природны...
  • КРЕОЗОТ
    КРЕОЗОТ (Ф VII), креозотовое масло, Kre-osotum, Creosotum (от греч. kreas—мясо и sozo — сохраняю). Под этим названием и...