БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Спасибо нашим инвесторам из казино онлайн

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (биохимия), изучает химические процессы, совершающиеся в живых организмах. Всякий живой организм представляет собой обособленную от окружающей среды, но сообщающуюся с ней динамическую систему, нормальное функционирование (постоянный режим, regime permanent) которой обеспечивается тем, что из окружающей среды через организм проходит ряд веществ, претерпевающих при этом прохождении определенные хим. превращения. Особенностью живого организма является то, что нек-рые составные части его, по сравнению с составными частями мертвой природы, обладают большим запасом энергии, легко переводимой из потенциального состояния в кинетическое. Этим обусловливается неустойчивость (лабильность) живого организма. Чтобы сохранять постоянный режим и при всех процессах, непрерывно протекающих в нем, оставаться равным самому себе, живой организм должен обладать способностью воспроизводить свои части по мере их изнашивания. Но, кроме этой способности сохранять свое индивидуальное бытие, живой организм обладает еще способностью воспроизводить из себя подобные себе организмы, т. е. переносить совершающиеся в нем процессы за пределы индивидуального бытия, и тем обеспечивать сохранение бытия родового. Этими основными свойствами живого организма, отражающими совокупность процессов, протекающих в нем, определяется логический подход к его изучению, к-рый в значительной мере совпал с фактическим. Если вещество живого организма отличается от вещества окружающей мертвой природы, естественно возникает вопрос—откуда оно берется и как образуется. Повседневный опыт учит, что животный организм может существовать лишь за счет веществ, к-рые он посредственно или непосредственно извлекает из растительного. Последний же может существовать вполне самостоятельно, т. е. обладает способностью каким-то образом переводить вещества мертвой природы в то состояние, к-рым характеризуются вещества живого организма. Первые шаги Б. х. как экспериментальной науки и были направлены именно в эту сторону. Для выяснения вопроса,—откуда живое растение берет вещество, необходимое для построения своего тела, Ван-Гельмонт (Van Gelmont, 1577— 1644) поставил след. опыт, к-рый надо считать первым количественным опытом в истории Б. х. Он отвесил 200 фунтов высушенной земли, посадил в нее ветвь ивы и поливал ее дождевой водой в течение 5 лет. По истечении этого времени он извлек из земли и взвесил выросшее дерево, землю высушил и тоже взвесил. Оказалось, что потеря в весе земли не превышала */« фу? тта, тогда как ветвь прибавила за это время 159 фунтов. Отсюда Ван-Гельмонт заключил, что вещество растений образуется из воды. Несмотря на все несовершенство этого опыта, вывод был отчасти верен: известно, что Н и О органических веществ, образующихся в живых растениях, действительно, происходят из воды. Но о С этих веществ Ван-Гельмонту ничего не было известно. Только более 100 лет спустя было выяснено то значение, какое СО 2 воздуха имеет для питания растений и для образования в них органич. веществ. Пристли (Pristley), открывший кислород, знал уже, что животное, помещенное в замкнутое пространство, делает воздух его непригодным для дыхания. Он заметил также, что, если поместить зеленое растение под колокол, содержащий такой испорченный воздух, то через нек-рое время последний опять делается пригодным для дыхания; но смысла и значения этого опыта Пристли не понял. Ингенгус (Ingenhoust, 1779 г.) показал затем, что воздух очищается только зелеными частями растений и только на свету, а Сенебье (Senebier)B то же время выяснил, что при этом из воздуха поглощается С02, О к-рой выделяется в свободном виде, а С усваивается растениями. Так был открыт один из важнейших процессов биологической химии—ассимиляция С02 растениями,—лежащий в основе образования органических веществ в живом организме. В тесной логической связи с ним стоит обратный процесс—разрушение органических веществ в живом организме. Житейский опыт учит, что для поддержания своего существования организм должен питаться и при этом вполне определенными веществами, в состав к-рых входят белки, углеводы и жиры. Эти пищевые вещества, разрушаясь в организме, и поддерживают в нем тепло. Так как все они легко горючи, то мысль невольно устанавливает аналогию между их разрушением в организме и сгоранием на открытом воздухе или в печи. Аналогия эта усугубляется тем, что точно так же, как для сжигания горючих веществ в печи необходимы тяга и приток воздуха, так для разрушения пищевых веществ в организме необходим

Изучайте:

  • АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ
    АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ, способность узнавать А. высоту слышимого звука. Этим А. с. отличается от относительного слуха, обладат...
  • ОТИТ
    ОТИТ (от греч. ous, otos—ухо), воспаление уха; т. к. анатомически ухо делится на наружное (ушная раковина, наружный слу...
  • ЭНДОТОКСИНЫ
    ЭНДОТОКСИНЫ, см. Токсины. 3HflO0TA/lbMHT(endophthalmitis), по Фуксу, воспаление радужной оболочки и цилиарного тела, ир...
  • СИМПСОН
    СИМПСОН Джемс (James Young Simpson, 1811-—70), высоко и разносторонне одаренный шотландский врач, «отец анестезии...
  • ЭЛЕКТРОДИАГНОСТИКА
    ЭЛЕКТРОДИАГНОСТИКА, применение электрической энергии в целях распознавания заболеваний. Наибольшее значение имеет Э. пр...