ДЕТСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

ДЕТСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ, понятие, объединяющее виды правонарушений детского и юношеского возраста, изучение к-рых неразрывно связано с анализом причин преступности, исследованием свойств личности правонарушителя и рационализацией мер предупреждения и воздействия. В изучении этих вопросов и в практическом проведении в жизнь медико-педагогических мероприя – тии непосредственное участие врача стало возможно в России лишь после Октябрьской революции, когда декретом СНК(14/1 1918) были учреждены комиссии по делам несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных деяниях; в этих комиссиях врач (наряду с педагогом и судьей) является полноправным членом. До Октябрьской революции роль врача сводилась к крайне редкому участию в экспертизе над малолетними и обслуживанию (гл. обр. соматическому) приютов и колоний для несовершеннолетних правонарушителей. Беспомощность врача дореволюционного времени в практическом проведении медико-педагогических мероприятий красочно иллюстрирует постановление бюро VII Съезда (1908) представителей исправительных заведений для малолетних, которое «после всестороннего обсуждения пришло к следующему решению: такой надзор, к-рый рекомендуется врачами-психиатрами, нежелателен и даже во многих отношениях опасен и вреден»; поэтому бюро высказывается против необходимости в исправительных заведениях медико-педагогического надзора, осуществляемого через психиатра. Несмотря на такое ограничение прав, врачебное вмешательство в разработку вопросов о Д. п. не только постоянно имело место, но и сыграло выдающуюся роль. Прежде всего это вмешательство сказалось на выяснении причин детских правонарушений, изучении свойств личности правонарушителя и (как следствие этого изучения) на рационализации мер медико-педагогического воздействия. В первую очередь из врачей заинтересовались этими вопросами психиатры (Krafft-Ebing, Kraepe-lin, Aschaffenburg, Ковалевский, Корсаков, Сербский и др.), положившие начало систематическому изучению Д. п. В 1912 г. появилась (в нек-рых своих частях не утратившая значения и до наст, времени) работа Груле (Gruhle), в которой причины детских правонарушений делятся на 3 группы: 1) правонарушения, связанные с неблагоприятным воздействием среды, 2) правонарушения, зависящие от наследственных, врожденных задатков характера, и 3) смешанная группа, где правонарушения зависят в большей или причине детских правонарушений все еще отводится значительн. место (Gregor, Scholz, Ziehen, Kramer и др.), хотя и там все чаще начинают раздаваться голоса о социально-экономическом происхождении детских правонарушений. Адлер напр. отрицает непосредственную врожденность тех или иных черт характера и полагает, что конкретные черты характера устанавливаются и развиваются в процессе борьбы ребенка за соц. позиции, т. е. известная соц. установка ребенка в среде развивает у него определенные черты характера. Этот взгляд Адлера близок советским ученым, подавляющее большинство к-рых держится того мнения, что причина детских правонарушений как массового явления лежит не в самом ребенке, не в той или другой структуре его личности, не в его психо-физических свойствах, а в соц. условиях. Этой зависимостью правонарушений от социально-экономических условий легко объясняется тот факт, что дети малообеспеченных слоев населения (дети рабочих и беднейшего крестьянства) совершают правонарушения в значительно большем проценте случаев (от 80% до 90% по нашей и заграничной статистикам), чем дети обеспеченных слоев. Увеличение преступности в связи с ухудшением экономич. благополучия страны можно продемонстрировать на размерах послевоенной Д. п., к-рая напр. в Германии в 1920 г. возросла (по сравнению с 1914 г.) в 3 раза и продолжала расти до 1923 г., когда постепенно стала снижаться. В Вене за годы войны Д. п. возросла на 150%, аналогичные явления отмечаются также в Париже и Лондоне. По данным ленинградской Комиссии о несовершеннолетних за 1918—1922 гг. Д. п. по сравнению с довоенным временем увеличилась в общем на 70%, тогда как имущественные правонарушения возросли в 6—7 раз. Зависимостью детских правонарушений от соц.-экономич. причин объясняются и виды правонарушений, из к-рых на первом месте повсеместно стоят имуществ. правонарушения, составляющие в среднем по различным странам от 70% до 80% правонарушений, совершаемых детьми. Сказанное о видах правонарушений иллюстрирует следующая таблица (в %). Правонарушения В Москве 1921 г. 1922 г. Привлек. впервые повторно В Ленинграде 1923 г. Привлек. впервые повторно 1922 г. 1923 г. 1921 г. 1922 г. Привлек.

Изучайте:

  • ПАЛЕОНТОЛОГИЯ
    ПАЛЕОНТОЛОГИЯ (палеозоология и палеофитология), наука об ископаемых живых существах, служила первоначально для установл...
  • ЭРЕКЦИЯ
    ЭРЕКЦИЯ (erectio от лат. erigere—поднимать) мужского полового члена заключается в увеличении его объема в сравнении с о...
  • ЗЛАТОГОРОВ
    ЗЛАТОГОРОВ, Семен Иванович (род. в 1873 г.), известный бактериолог и эпидемиолог. По окончании Военномед. академии в 18...
  • ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСТВО
    ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСТВО • (от греч. piezo— давлю), электризация кристаллов под действием давления или растяжения. Явления П....
  • HOMA
    HOMA, noma (от греческ. поте — распространение), водяной рак (cancer aquaticus). Название noma, или Wasserkrebs, Watter...