ДИСГАРМОНИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ

ДИСГАРМОНИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ, отсутствие соразмерности между различными сторонами личности: одаренностью, влечениями, аффектами и пр. Д. п. лишает личность единства и цельности, обусловливает наличие внутренних противоречий в ее строении, создает препятствия для ее нормального, свободного развития и не дает ей возможности правильно приспособляться к внешним условиям ее существования. Простейшими видами Д. п. являются некоторые состояния неравномерного псих, развития. Таковы случаи частичной одаренности, напр. у лиц, соединяющих музыкальные и художественные дарования (обыкновенно однако не творческие, а преимущественно репродуктивные), исключительно развитую механическую память, феноменальную способность’к счету и пр. с недостаточным интелектом (даже со слабоумием). Практически более важную и значительно более широкую группу составляют случаи частичных задержек развития таких псих, свойств, как напр. моральные чувства (моральное слабоумие — moral insanity), волевые качества (неустойчивость, слабость воли) и т. д. Подобные частичные «инфантилизмы» Кре-пелин (Kraepelin) считает причиной ненормального формирования большинства психопатических личностей. Учение о психопатиях, основу которых Кан (Е. Капп) например видит в «количественной дисгармонии» свойств личности как между собой, так и по отношению к последней как целому, вообще представляет главную область применения понятия о Д. п. Дисгармоничное строение личности психопатов является чрезвычайно благоприятной почвой для возникновения конфликтных переживаний и, сказываясь преимущественно в динамике психопатий, обусловливает особое богатство форм и оттенков т. н. пат. «реакций» и «развитии» (в том числе и всевозможных «невротических» состояний). Особого внимания заслуживают псих, конфликты, возникающие с одной стороны из наличия в одной и той же личности элементов силы и слабости, а с другой—из сосуществования в ней противоречивых или даже прямо враждебных друг другу тенденций,—две группы явлений, к-рые нет возможности вполне отграничить друг от друга. Сюда прежде всего относятся сочетания остро ощущаемой в том или ином отношении недостаточности или слабости с повышенным самолюбием, сочетания, ведущие к Адлеровским (см. Адлера учение) «гаперкомпенсациям». В этих случаях, кроме действительного чрезмерного развития какой-нибудь функции для компенсации недостаточной, создаются и многочисленные маскировки—попытки заменить действительность видимостью. Так, неуверенность в себе, чтобы ее не заметили, надевает личину вызывающей грубости и резкости, физ. непривлекательность стремится прикрыться щегольством, а внутренняя пустота ищет возможности казаться содержательной и значительной во-вне. Подобного рода процессы лежат в основе развития многих форм «нервного» характера: так, в частности создаются «ищущие признания», «истерические» личности—люди, не удовлетворенные данными им от природы возможностями и чувствующие поэтому потребность казаться перед другими и собой больше, чем они есть, переживать больше, чем они способны. Несколько более сложное строение представляют описанные Кречмером (Kretsch-mer) контрастирующие характеры, развитие которых обусловливается тем, что у одних стеническая основа возбуждается и приводится в действие астеническим «жалом», у других, наоборот, небольшая примесь стенических компонентов будоражит по существу астеническую личность. Первую группу характеров Креч-мер называет экспансивными, а вторую— сенситивными. Экспансивные натуры—люди высокомерные, агрессивные и фанатичные, «борцы» с чрезмерной переоценкой собственной личности. Однако в глубине их психики таятся элементы чрезмерной ранимости и нежной чувствительности, обусловливающие существование у них больных и вечно держащих их в состоянии неприятного напряжения мест. Создаваемый подобным противоречием конфликт ведет к образованию носящих яркую аффективную окраску «сверхценных» и бредовых идей— сутяжничества, преследования и ревности (литературный пример—«Михаил Колгааз» Клейста). Сенситивные личности, наоборот, в основе своей—люди слабые, нежные, чувствительные и совестливые,—-качества, сочетающиеся у них с налетом обидчивого самолюбия и уязвленной гордости. Им свойственны переживания стыда, этической недостаточности и самобичевания, на основе к-рых могут развиваться с одной стороны навязчивые состояния, а с другой—-бредовые идеи отношения. Хотя в

Изучайте:

  • ВУЛЬВА
    ВУЛЬВА (vulva), состоит из лобка, больших и малых срамных губ, клитора и преддверия влагалища (см. рие. 1). Она отделяе...
  • ИНЕРЦИЯ
    ИНЕРЦИЯ, особое свойство материи, хат рактеризуемое первым основным законом движения (законом И.)': всякое тело, предос...
  • СЕПТИЦЕМИЯ
    СЕПТИЦЕМИЯ, см. Сепсис. ЖИВОТНЫХ. Под этим собирательным названием известна целая группа инфекционных заболеваний разн...
  • ГАЛОИДЫ
    ГАЛОИДЫ, галогены (от греч. hals—соль, eidos—вид, gennao—произвожу), название группы химических элементов, легко образу...
  • ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ
    ...