ДИССОНАНС

ДИССОНАНС, неприятное для уха ощущение, получаемое в зависимости от отношения между числами колебаний при одновременном воспроизведении двух звуков, имеющих различные колебания (приятное для уха ощущение называется консонансом). Если взять ряд звуков, дающих колебания, соответствующие чистой, или т. н. гармонической гамме, или гамме Царлино, то получается ряд следующих чисел, представляющих интервалы. до ре ми фа соль ля си до3 1 V. bU 7з •/■ 7з 15/8 2. Комбинация до и до2 дает отношение 2; это есть общий, сливающийся в нашем представлении интервал, в к-ром нельзя различить отдельных звуков. Отношение колебаний до и соль будет равно 2/3; отношение колебаний до и ми—4/s. д° и Фаг—Зи и наконец до и ля—3Д – Здесь имеются простые отношения, при чем чем проще отношение, тем совершеннее будет консонанс. Интервалы, к-рые соответствуют интервалам до и соль, до и ми, до и фа, do и ля представляют собой систему консонирующих интервалов. Интервал до и ре, дающий отношение 8/»> и do и си, дающий в/и, представляют собой более сложное соотношение и дают впечатление Д. Причины консонанса и Д., как показал Гельмгольц, заключаются в биениях, к-рые дают два звука. Число биений равняется разности между числами колебаний звуков, создающих эти биения, и поэтому, если представить, что основная нота будет давать 100 колебаний, то интервал, соответствующий до и ре, составит «/в от 100 > т. е. около 113 колебаний, и получится 13 отдельных биений в секунду, между тем как интервал до и соль даст 50 биений в секунду (100 и 150), что даст вполне неощутимые биения, сливающиеся в звук, для к-рого основной тон (100) есть октава. Т. о. в первом случае появляются биения, к-рые раздражают наше ухо, как мелькания раздражают глаз. Во втором случае такого раздражения нет, т. к. биения сливаются с основным тоном. Гельмгольц показал, что во всех отдельных случаях, когда существуют биения, всегда существуют и явления диссонанса; его исследования выяснили этот вопрос до конца. Однако возникла и другая теория — Штумпфа (Stumpf), к-рый рассматривал этот вопрос статистически. Штумпф подсчитывал число людей, для к-рых данное созвучие является неразделяемым, и показал, что чем больше число людей, к-рые не могут разделить данные два одновременно звучащие тона на их компоненты, тем созвучнее является данный интервал. Благодаря этому секунда (до и ре) и септима (до и си) представляются диссонирующими, все остальные—более консонирующими. Более поздние иссле – дования, произведенные Ржевкиным в Ин-те физики и биофизики на отдельных звуках, доводимых один к правому, другой к левому уху, когда ощущения биений исключались, показали, что, когда отсутствуют биения, получается и отсутствие ощущения Д. Таким образом Гельмгольцевская теория о связи между биениями и консонансом может считаться установленной. Лит.: Р ж е в к и н С, Слух и речь в свете современных физических исследований, Москва—Ленинград, 1928; Н е 1 m ho 11 z H., Die Lehre von den Tonempfindungen, Braunschweig, 186 5 (рус. изд.— СПВ, 1879). П. Лазарев.

Изучайте:

  • АРИСТОТЕЛЬ
    АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до хр. э.), великий греч. естествоиспытатель и натурфилософ; происходил из врачебной семьи; 17 лет ...
  • ПСИХОЗЫ
    ПСИХОЗЫ. Под названием П. одними понимаются все приобретенные псих, б-ни вообще, другими лишь псих, б-ни—процессы, имею...
  • ДЕФЕКТИВНОСТЬ
    ДЕФЕКТИВНОСТЬ (от лат. defectus—недостаточность), термин, применяемый в невропатологии и психиатрии гл. обр. по отношен...
  • МОЛОКО
    ...
  • ДАКРИОЦИСТИТ
    ДАКРИОЦИСТИТ, dacryocystitis (от греч. dacryon—слеза и cystis—пузырь), воспаление слезного мешка. От слезных точек вниз...