ДУША

ДУША, ДУШЕВНОБОЛЬНЫЕ. Душа(ani-та, psyche), понятие, в которое вкладывается самое различное содержание. В идеалистической философии Д.—высший принцип жизни, воли, чувства и мышления, нематериальный субстрат человеческого Я. В эмпирической психологии Д.—совокупность человеческого опыта с точки зрения зависимости его от переживающего субъекта, совокупность психических переживаний или же их закономерная связь. Приведенные определения не исчерпывают всего многообразия значений, вкладываемых в понятие Д., так как у большинства крупных психологов-идеалистов можно найти свое толкование этого термина.—Г е и е з и с понятия Д. восходит к глубокой древности. Еще в до-анимистическом периоде, в т. н. «аниматиче-ских> воззрениях (Marrett) палеолита, в вере в колдовские силы и в культе мертвеца можно найти первые зародыши представлений о Д. Эти представления, хотя и носят неопределенный и недиференцированный характер,—материальны и «естественны», так как слабое мышление дикаря было «ниже идеи о сверхъестественном». Дальнейшее развитие идей о Д. обусловливается началом общественно-экономического расслоения орды. Параллельно с расчленением коллектива возникают и представления о частичных («парциальных») Д. и об индивидуальной Д.-двойнике. Однако у примитивных народов эти воззрения еще не связываются с дуализмом. Их Д. вполне материальна: она дубликат человека, его второе Я, могущее вести самостоятельное существование и наделенное всеми его органами. Формально эти представления основывались на биологических феноменах, гл. обр. сна, смерти и обморочных состояний, но возникнуть эти представления могли исключительно благодаря влияниям общественной жизни. Так например сонные грезы некритическим мышлением дикаря приравнивались к актам реальной действительности. Только свидетельство сородичей выявляло тот факт, что тело спящего покоилось в то время, как Д.-двойник охотилась, сражалась, словом, жила иной жизнью. Ранние наивно-материалистические представления под влиянием новой экономической структуры (возникающего и все расширяющегося разделения труда) уступают свое место дуалистическим воззрениям. Именно только с момента «разделения материального и духовного труда. сознание начинает действительно представлять себе что-нибудь, не представляя чего-нибудь действительного.» (Маркс-Энгельс). Труд организатора находит тогда свое отражение в новом взгляде на Д. как на активное, организующее и управляющее начало, в то время как телу приписывается роль слепого исполнителя приказов. «Человек распался на Д. и тело» (Бухарин). «Двойник» постепенно приобретает роль «хозяина» (название Д. у эскимосов). Вместе с тем самое понятие Д. усложняется и формально: создаются верования в две, три и более Д. Так, египтяне наделяли человека двумя Д., китайцы и древние римляне—тремя (у римлян manes, anima, umbra), индейцы племени Дакота—четырьмя. После смерти душу постигала участь, тесно увязываемая с общественным положением ее владельца при жизни. Местопребывание Д. предполагалось в крови (папуасы, евреи), сердце (караибы), полости живота (полинезийцы) и т. д. Свое обиталище Д. может покидать временно (сон, обморок) или же постоянно (смерть), в виде облачка, дыма, дыхания через рот и другие естественные отверстия или же вместе с кровью через раны. Уйдя из тела своего обладателя после его смерти, Д. может переселиться в какой-либо другой организм или даже в неодушевленный предмет (т. н. ме-тампсихоз—учение, встречающееся позже в ряде религий, напр. в браминизме и буддизме, и у многих философов—Пифагора, Плотина и т. д.). Зарождающаяся греческая философия формально перерабатывает анимистические представления о Д. и включает их в создаваемые различными авторами системы, но содержание этого понятия остается долгое время наивно-материалистическим. Д. представляется воздухом (Анаксимандр, Анаксимен) или огнем (Гераклит). Демокрит утверждает, что материя Д.—огонь, атомы которого—-самые мелкие, круглые и гладкие—распределены по всему телу. Их движением и объясняется психическая деятельность. Диоген из Апполонии вновь возвращается к идее Д.-воздуха (к-рому он придает предикат ума). Психические же состояния, по его мнению, зависят от смешения крови с воздухом. Гиппократ придерживается сходного взгляда, именно предполагает, что двигающееся в жилах воздухоподобное вещество, «пневма», является носителем «прирожденного тепла», причины жизни. Платон первый порывает с воззрением на Д. как на м

Изучайте:

  • ДИОКСИФЕНИЛАЛАНИН
    ДИОКСИФЕНИЛАЛАНИН, 3-, 4-диокси-фенил - a - аминопропионовая кислота, сн2—chnh,—соон О»* он сокращенно, по предло...
  • ПЛАСТЕИНЫ
    ПЛАСТЕИНЫ, название, данное Завьяловым осадкам, получающимся в термостате при действии химозина на концентрированные ра...
  • СТАФИЛЕМА
    СТАФИЛЕМА (от греч. staphyle—виноградина), в офтальмологии так паз. выпячивание роговой оболочки и склеры. С. роговой _...
  • МЕХАНОТЕРАПИЯ
    МЕХАНОТЕРАПИЯ, в узком смысле слова система методических упражнений, к-рые б-ной производит с леч. целью на аппаратах и...
  • ГИПНОТИЗМ
    ГИПНОТИЗМ. Содержание: История Г. 142 Основные явления гипноза. 144 Восприимчивость к гипнозу. 148 Способы гипнотизиро...