ГОЛОС

ГОЛОС, всеобщее понятие, объединяющее звуки, исходящие из гортани человека, независимо от того, предназначаются ли они для выражения мысли и чувства или же являются в результате неосознанных рефлекторных мышечных движений. В развитии Г. должно различать 3 стадия, в к-рых качество этих звуков неравноценно. В первом стадии—у новорожденного—Г. является прирожденным двигательным – рефлексом, стоящим в связи с внутренними и внешними раздражениями. Этот рефлекс передается по наследству и выражается настолько однородными звуками, что даже мать обычно не может отличить по Г. своего ребенка. От этого Г. резко отличается сознательная речь человека (2-й стадий), к-рая является уже нервно-псих. актом. Хотя речь относится также к разряду рефлексов, но все же, в противоположность неартикулированному крику ребенка, заставляет предполагать налич – ность опыта и подражания. Здесь индивидуальные свойства Г. проявляются не только в данной личности, но могут быть присущи целой нации или народу. Если нет внешних препятствий со стороны психики, слуха и голосообразовательных органов, способностью речи овладевают все люди. В 3-м, высшем стадии развития, голосовой аппарат приводится в особое состояние, к-рое дает право рассматривать его как музыкальный инструмент. Г. артиста, особенно певца, воспитывается путем долгой и упорной работы, успешность к-рой зависит от природных данных и музыкальной одаренности.—Изучение проблемы голосообразования встречает большие затруднения, т. к. требует знакомства с целым рядом наук. Анатомия, физиология и физика необходимы, т. к. здесь дело идет об изучении дыхательных движений, возникновения звука в гортани и артикуляции; психология вводит в круг процессов восприятия звуков, лингвистика и филология знакомят с обширной областью изучения языка разных народов, наконец ото-рино-лярингология нужна при встрече с пат. процессами в голосообразовании. Та область знаний, к-рая имеет целью изучение условий голосообразования в нормальном организме, его окраски, высоты, силы и продолжительности, называется э к с п е р и-’ ментальной фонетикой; в задачу ее входит изучать факты и из полученных данных делать выводы, для чего она пользуется наблюдением происходящих явлений в естественных условиях и в условиях специально поставленного эксперимента. В фонетике часто нельзя полагаться на точность регистрации явлений нашими чувствами, а потому в таких случаях прибегают к помощи разных приборов и инструментов, объективно свидетельствующих о наблюдаемых фактах. Родоначальниками современной научной экспериментальной фонетики считаются французский аббат Руссе-ло и Розапелли (Rousselot, Rosapelli), к-рые в конце XIX в. ввели в употребление записывающие аппараты. Затем благодаря работам Гуцмана (Gutzmann) и его школы фонетика получила дальнейшее развитие и значительно подвинулась вперед. Но интерес к изучению голосообразования отмечается еще со времени Гиппократа, Галена, да-Винчи и др. Эти стремления нередко приводили к важным открытиям. Так, Гарсия (1857), не будучи врачом, ввел в употребление ля-рингоскопическое зеркало. Физиологи и физики, как Брюкке и Гельмгольц (Briicke, Helmholtz), выяснили роль надставной трубы и гортани при образовании Г. Для понимания механизма голосообразования голосовой аппарат сравнивается с музыкальными инструментами, в к-рых действующей силой для вызывания звука является вдуваемый воздух,—с флейтовыми и язычковыми трубами. В флейте каждый звук требует определенной длины трубы при неменяющемся механизме в месте образования его, а в язычковой трубе, наоборот, каждый тон соответствует определенному размеру язычка, в то время как длина трубы оказывает лишь незначительное влияние на высоту звука. Но голосовой аппарат может давать зву – ки разной высоты благодаря тому, что голосовые связки, к-рые рассматриваются как двойной язычок, обладают свойством менять свои размеры, форму, натяжение и упругость, при чем надставная труба—глотка, рот и носовая полость—по длине остается неизменной. Рот однако может, следуя волевому импульсу, менять свою форму и объем и тем придавать звуку своеобразные оттенки. Для издавания звука голоса необходимо, чтобы на голосовые связки со стороны трахеи и бронхов было произведено воздушное давление, что достигается весьма сложной системой дыхательных мышц. Дыхание при речи и пении отличается от спокойного дыхания. При покое оно совершается автоматически и внешне проявляется движением стенок груди и живота, к-рые равномерно поднимаются и опускаются во в
ремя вдоха и выдоха. Эти дыхательные движения находятся под влиянием не только продолговатого мойга, но связаны в коре мозга с многочисленными корковыми дыхательными центрами, вследствие чего они могут меняться при разных душевных состояниях. Продолжительность вдоха приблизительно равна выдоху. Во время вдоха голосовые связки находятся в положении, среднем, между самой сильной абдукцией и аддукцией, а голосовая щель имеет форму равнобедренного треугольника. При выдохе голосовая щель имеет стремление к нек-рому сужению, происходящему автоматически. При фонации, вследствие смыкания голосовой щели, воздух не имеет свободного выхода и используется для*приведения в колебание голосовых связок; в связи с этим происходит целый ряд перемен в процессе дыхания. При пении и речи оно уже более зависит от воли. Отношения между вдохом и выдохом резко меняются, т. к. фаза выдыхания заметно удлиняется. В зависимости от фонетической цели (счет, чтение, пение и пр.) число вдохов может упасть до 9—10 в минуту. Течение вдоха ускоряется, а размах движения увеличивается. Наблюдение показывает, что при речи и пении человек деларт вдох преимущественно через рот. Повидимо-му это имеет большое значение для певцов, т. к. быстрое проведение воздуха через широкое отверстие рта благоприятствует установке нужного внутрибронхиального давления в последующей фазе выдоха, совпадающей с фонацией. В литературе есть указания, что при вдыхании носом диафрагма делает менее энергичные движения, чем при вдыхании ртом. Во время голосообразования, в подсвя-зочном пространстве и в системе трахеи, бронхов и альвеол создается определенное воздушное давление, которое может удерживаться на разной высоте в зависимости от качества издаваемого звука. Взаимодействие между голосовыми связками и внутриброн-хиальным давлением регулируется автоматически вследствие прирожденного рефлекса. Давление увеличивается по мере повышения тона, оно меняется при произнесении отдельных гласных и при различных оттенках голоса и его силы. Если при покойном вдохе и выдохе высота давления незначительна (по Гуцману, она колеблется от 0,73 до 2,19 мм ртути), то при речи и пении давле – ние резко поднимается. По Каньяр-Латуру (Cagniard-Latour), при громком крике оно доходит до 69,48 мм, при пении высоких тонов—до 14,7 мм, при средних—11,7 мм, при шопоте—2,2 мм. Грюцнер (Griitzner) показал, что каждая гласная требует своего давления: а—9,19, о—14,55, у—14,7, е— 15,58, и—16,17 мм ртути. Из этого следует, что существует теснейшее взаимоотношение между давлением, голосовыми связками и надставной трубой. В поддержании внутрибронхиального давления на нужной высоте участвует целый ряд активных сил.—1. Весьма значительную роль в этом отношении играет гладкая мускулатура трахеи и бронхов. В момент замыкания голосовой щели бронхи, наподобие других полых органов, под влиянием нарастающего бокового давления в результате возбуждения начинают суживаться и т. о. усиливать напор воздуха на стенки бронхиального дерева. Лишь только это давление падает при раскрытии голосовой щели, окончания блуждающего нерва перестают возбуждаться, и наступает период расширения бронхов под влиянием дыхательного центра, чему способствует также присасывающее действие диафрагмы при вдохе. Гладкая мускулатура заложена в слизистой бронхов на широком пространстве до самых альвеолярных ходов, и этим обусловливается равномерность и постоянство ее действия. ‘ Шиллинг (Schilling) показал, что в системе трахеи и бронхов при фонации давление начинает подниматься раньше, чем сокращаются мышцы живота и груди. Нек-рые приписывают падение интенсивности Г. дилята-ции перепончатой части трахеи, к-рая может произойти при сильном крике, а также на почве острых и хрон. заболеваний или старческих изменений. Напротив, звонкий Г. маленьких детей связывают со сравнительной мощностью у них гладкой мускулатуры.— 2. Второй момент, могущий влиять на степень внутрибронхиального давления, сводится к деятельности диафрагмы. Являясь границей между брюшной и грудной полостями, она во время фонации подвергается действию брюшного пресса и внутригрудно-го давления. Благодаря тому, что мышцы диафрагмы при этом процессе находятся в состоянии нек-рого тонуса, она может иметь уравновешивающее значение между этими двумя силами. Степень участия диафрагмы при вдохе и фонации может быть большей и меньшей; так, при усиленном, глубоком вдыхании грудные мышцы участвуют энергичнее, чем диафрагма, и фнкц. значение ее ослабляется. Во

Изучайте:

  • АММИАК
    АММИАК, SiH3, химическое соединение, встречающееся в небольших количествах в воздухе, в атмосферных осадках, в речной и...
  • ЛАМАРК
    ЛАМАРК Жан Баптист (Jean Baptiste Pierre Antoine de Monet, Chevalier de Lamarck, 1744—1829), выдающийся франц. натурали...
  • ПРОТАГОН
    ПРОТАГОН представляет собой очень сложную, трудно разделимую смесь различных це-реброзидов и насыщенных фосфатидов мозг...
  • ЭПИДЕМИИ
    ЭПИДЕМИИ (от греч. epi—на, в и demos—народ), б. или м. значительное распространение среди населения тех или иных заразн...
  • ПИКРИНОВАЯ КИСЛОТА
    ПИКРИНОВАЯ КИСЛОТА (2-4- 6-трини-трофенол), (OH)C6H2(N02)3 (от греч. picros— горький), блестящие бледножелтые кристалли...