КЛИНИКИ

Спасибо нашим инвесторам из казино онлайн

КЛИНИКИ (от греч. kline—ложе, постель), лечебные учреждения для стационарных б-ных, служащие б. ч. для учебных целей. Обслуживая преподавание на мед. факультете, клиника по характеру своей работы и структуры резко разнится в различных странах (см. ниже—историю К.). Являясь составной частью университетских кафедр, К. в нек-рых странах служат одновременно и центром научно-исследовательской работы, так как гл. обр. в них разрабатывалась и создавалась современная пат. физиология человека. По мере развития мед. знаний можно отметить известную специализацию не только по заболеваниям различных органов, но и по отдельным методам работы. Чисто научный характер клин, исследования характеризует в первую очередь германскую и отчасти русскую К. Французская и отчасти англ. К. были и по сию пору представляют учреждения по преимуществу учебно-практического характера. В них наряду со студентами воспитывались целые поколения опытных практич. врачей. История К. Первое клин, учреждение, где врачи могли приобретать теоретическую и практическую подготовку по акушерству, было открыто в 1728 г. в Страсбурге, а затем Иоганн Георг Редерер (1726—63) основал в Геттингене образцовую для того времени акушерскую К., ставшую школой, из к-рой вышел целый ряд крупных акушеров. В 1748 г. была открыта первая хир. К. в Дрездене. В первой половине 18 в. благодаря знаменитому Бургаву К. возникают в Лейдене. После этого К. были сооружены известным ван Свитеном (van Swieten) в Вене и наконец под влиянием де Гана и Франка (De Haen, Peter Frank) К. были постепенно введены при всех ун-тах Германии. В сочинении Франка («Plan d’ecole clinique ou methode d ‘enseigner la pratique de la medecine dans un h6pital academique», Vienne, 1792) уже имеется точное изложение методов клин, преподавания, практиковавшихся в то время, и точное определение отношения К. к городским б-цам. Франк хотя и находил достаточным иметь всего 10 кроватей для клин, преподавания, но вместе с тем требовал неограниченного права переводить из городских б-ц в К. все случаи, годные для клин, демонстраций, и по миновании в. них надобности снова возвращать их в б-цы. Такое отношение К. к городским б-цам существовало довольно долго во всех больших ун-тетских городах в Германии. В позднейшее время это положение изменилось, и в К. превращены наиболее значительные б-цы ун-тетских городов. Первые стационарные К. находились под нераздельным управлением одного врача, и до начала 19 в. б-ни как хирургические, так и внутренние лечились одним и тем же «доктором медицины».—Во Франции в 17 и 18 вв. преподавание практической медицины сосредоточивалось гл. обр. в больничных учреждениях Парижа и Монпелье. В 1798 г. высшая мед. школа в Париже была реформирована, и при ней были созданы собственные К. С 1777 г. во Франции существуют 7 мед. факультетов с клин, учреждениями, причем наряду с ними имеются еще 18 ecoles ргёрага-toires, к-рые, отчасти имея те же функции, как и мед. факультеты и являясь муниципальными учреждениями, также имеют различные клиники.—В России большую роль в качестве практической мед. школы сыграл основанный в Москве 21/XI 1707 г. Генеральный госпиталь, где возникла первая в России Медико-хирургическая школа, в к-рой учащиеся исполняли такую же роль кураторов, как это делают студенты в современных ун-тетских К. Начало систематическому мед. образованию в России положено основанием мед. факультета при Московском ун-те в 1755 году. Много лет клин, преподавания (как особого предмета) не существовало. Лишь по уставу 1835 г. была учреждена кафедра К. с подразделением на а) частную патологию и терапию и б) клинику в больнице. Устав 1863 г. отделил частную патологию и терапию от К. в особую кафедру «специальной патологии и терапии» и при ней: а) систематическое и клин, изложение учения о нервных и душевных б-нях и б) систематическое и клин, изложение учения о накожных сыпях. В конце 18 в. и начале 19 в. клин, учреждением, служившим для преподавания практической медицины в Московском ун-те, была Ново-Екатерининская б-ца, бывшая мед. школой для студентов Медико-хирургической академии, а с 1845 г. вся Ново-Екатерининская б-ца была обращена в госпитальные К. Московского ун-та. В 1888 г. состоялся перевод К. Московского ун-та из Ново-Екатерининской б-цы на Девичье поле, и был создан «Клинический городок», впоследствии создавший русской клин, медицине мировую известность. В Петербурге практические клин, занятия по терапии, хирургии, и акушерству были введены в Медико-хирургической академии в 1805 г., а с 1806 г. были устроены специальные К. В 1840 г. к академии был присоединен в виде К. 2-й Военно-сухоп
утный госпиталь, благодаря чему для занятий студентов был предоставлен весьма значительный контингент б-ных. В 1881 г. Медико-хирургическая академия была преобразована в Военно-медицинскую, и при ней с течением времени также были устроены образцовые К. Являясь в 18 в. и начале 19 в. почти единственными рассадниками мед. знаний и мед. мысли в России, мед. факультет Московского ун-та и Военно-медицинская академия выдвинули ряд известных клиницистов основоположников целых мед. школ (Боткин, Захарьин, Остроумов, Вельяминов, Пирогов, Снегирев, Филатов, Кожевников, Корсаков и др.). Основание самостоятельных хир. и терап. К. совершилось только в середине 19 в.; еще позднее возникли отдельные акушерские клиники, т. к. до 30-х гг. 19 в. акушерство обыкновенно преподавалось профессорами хирургии. Образование других специальных К.—глазной, уха, горла и носа, кожно-сифилитиче-екой и др. началось только с 60—70-х гг. 19 в. В то время как в Германии, Австрии, Франции, России и Италии развитие клин, преподавания широко развернулось в течение 19 в., в Англии, где только в 1800 г. произошло отделение цирюльников от настоящих хирургов, почти во всех ун-тах за исключением шотландских не существовало отдельных клин, учреждений, всецело предназначенных для клин, образования учащихся. В Японии и в особенности в Америке постановка клин, преподавания за последние десятилетия широко двинулась вперед, и это в особенности можно сказать про САСШ, где за последние годы возник ряд К., замечательных и по своему устройству и по’своей весьма продуктивной научной работе. В САСШ название клиники (clinic) в большинстве случаев носят амбулатории по всем специальностям. Типичным и прекрасно организованным учреждением такого рода является Mayo Clinic, расположенная в небольшом городке Рочестер в штате Миннесота. В отличие от заграничных К., где на мед. факультетах преподавание предусматривает лишь единые терап. и хир. К., в русских К. все преподавание внутренних и хир. б-ней до последнего времени было разделено на следующие основные К.: пропедевтические, преподавание по к-рым ведется на 3-м курсе мед. факультета, факультетские—на 4-м курсе и госпитальные К.—на 5-м курсе. До 1924 г. в мед. вузах СССР существовала на 3-м курсе мед. факультета специальная терап. К. при кафедре частной патологии и терапии внутренних б-ней, имевшая своей задачей дать схематическое описание наиболее известных болезней органов. В последующие годы преподавание частной патологии и терапии внутренних болезней было включено в курс врачебной диагностики, читаемый при пропедевтической К. Задача пропедевтической К. заключается в преподавании методов клин, исследования и изучения болезненных симптомов. Задачей факультетской К. является научить учащихся возможно полному исследованию б-ного и на основании детального и научно проведенного изучения б-ных научить их клин, мышлению, диференциальному диагнозу и терапии. Задачей госпитальной К. является научить учащихся на сравнительно большом количестве больных быстро ориентироваться в условиях обычной больнично-госпитальной обстановки, ставить диагноз и назначать соответствующую терапию. В наст, время (1930) в связи с проводимой коренной реформой мед. образования меняется и характер К. и всего клинич. преподавания. Приближение высшей школы к задачам и потребностям социалистического строительства требует от К. существенной перестройки. Если ранее К. являлись в значительной степени коллекцией казуистич. материала и их работа протекала вне какой-либо увязки с общей леч. сетью, то теперь задача приближения К. к жизни приобретает особое значение. Усиление классовой линии в работе органов здравоохранения требует, чтобы К. были поставлены на службу пролетариату и квалифицированная клин. помощь охватила в первую очередь и по преимуществу ведущие группы индустриальных рабочих. Наряду с этим повышение постановки мед. дела в больницах, введение непрерывной производственной практики заставляет возможно шире использовать в целях клин, преподавания также и б-цы. Т. о. стираются грани между К. и б-цами. Особенно это относится к тем мед. вузам, К. к-рых находятся в общих б-цах, а таких— большинство. В соответствии с общей установкой партии на сближение высшего и среднего образования с производством и переходом мед. вузов в ведение НКЗдр. К. передаются согласно решению СНК РСФСР в органы здравоохранения, чем устраняется двойное руководство и достигается увязка их с общей сетью леч. учреждений. Параллельно с этим идет и перестройка К. в направлении их профилактизации, что
естественно вытекает из всей системы советского здравоохранения. Это находит свое выражение в пополнении клин, обследования данными социально-профессионального анамнеза, в использовании при приеме амбулаторных б-ных в К. диспансерного метода, в участии в диспансерных обследованиях отдельных проф. групп и др. Наряду с этим переход к 4-летнему курсу обучения и изменение самого метода занятий заставляют поставить вопрос о необходимости дальнейшего существования трех К.—терапевтических и хирургических. При изменении подбора б-ных и системы преподавания будет вполне целесообразно, чтобы все 2 года пребывания на старшем отделении студент работал в одной и той же К.—Существенное изменение в вузовских К. имеется и в отношении их роли как научно-исследовательского центра. Общий прогресс науки и колоссальный рост научно-исследовательской работы потребовал создания мощной сети научно-исследовательских ин-тов (см. Институты научно-исследовательские), куда наметился отлив научных сил и переход разработки ряда научных проблем. Лит.: Голубов Н., О направлениях в русской клинической медицине (Г. Захарьин, Клинические лекции, в. 4, М., 1894; также отд. изд., М., 1894); 3 а-х а р ь и н Г., Клинические лекции и избранные статьи, под ред. В. Снегирева, стр. 1—33, М., 1909; Линберг Б., Американская хирургическая клиника, М., 1929; Плетнев Д., Русские терапевтические школы—Захарьин, Боткин, Остроумов—осно-воположители русской клинической медицины, М.—-П., 1923; Чистович Я., История первых медицинских школ в России, СПБ, 1883; Хесин В., Элементы профилактики в текущей работе клиници – ста, Соц. гиг., 1929, №2; Ш а п ш е в К., Подготовка современного врача в ВУЗ’е, Вестн. совр. мед.; 1929, №18; Юдин С, В гостях у американских хирургов, Нов. хир. арх., т. XII, 1927; А с h а г d С, L ‘enseignement de la clinique medicale, Paris med., v. XXXV, 1920; Flexner A., Medical education, N. Y., 1925; KransF., R. Virchow u. die heutige Klinik, Virchows Arch., В nd CCXXXV, 1921; Mackenzie J., On the teaching of clinical medicine, Brit. med. journ., v. I, p. 17, 1914; Peer son J., Hauptmomente in der alteren Geschichte der medici-nischen Klinik, Kopenhagen, 1890; P о s n e r C. u. В lumenthal P., Klinische Ausbildung der Arzte in Russland, Klin. Jahrbuch, B. XI—XII, 1903—04; Sheldon W., The modern medical clinic, Med. record, v. LXXXII, 1912; VaughanV., Reorganization of clinical teaching, J. of the Amer. med. assoc, v. LXIV, 1915; Wilson C., Clinical units, Lancet, v. II, № 1, 1921. См. также лит. к ст. Медицина —• история и Медицинское образование. Д. Российский.

Изучайте:

  • ПСИХОГИГИЕНА
    ПСИХОГИГИЕНА. С одержание: I. Предмет и задачи П.749 II. История психогигиенического движения. . . 751 III.& Методы и с...
  • ЭПУЛИДЫ
    ЭПУЛИДЫ (epulis), соединительнотканные разрастания, располагающиеся на альвеолярных отростках челюстей; они исходят из ...
  • ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
    ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ, «наука, объясняющая на основании положений и опытов физическую причину того, что происходит чер...
  • ДИВЕРТИКУЛ
    ДИВЕРТИКУЛ (от лат. diverticulum—дорога в сторону), медицинский термин для обозначения слепо оканчивающихся полых прида...
  • ПАПИЛЕМА
    ПАПИЛЕМА (papilloma, s. fibro-epithelioma papillare), собирательный термин для различного - происхождения сосочковых оп...