ЛЕЧЕНИЕ

Спасибо нашим инвесторам из казино онлайн

ЛЕЧЕНИЕ (therapia), совокупность мероприятий, имеющих целью устранение пат. процессов, развивающихся в. больном организме, а также устранение или облегчение страданий и жалоб больного человека. История эволюции Л. Уже у культурных народов глубокой древности, не имевших совершенно представлений о строении и функциях живого организма, находят целый ряд терап. методов, к-рыми пользуются и в наши дни. Так, уже больше 10 000 лет тому назад египтяне разработали изумительную диететику как метод предупреждения и Л. б-ней, применяли внушение и гипноз и назначали б-ным целый ряд таких лекарственных веществ растительного, животного и минерального происхождений, как напр. касторовое масло, гранатный корень, белену, морской лук (Scilla), соединения цинка, меди, железа и в особенности щелочи, а также животные жиры, желчь и свежую кровь. Не менее высокой была у египтян и терап. техника; лекарства применялись внутрь и в виде полосканий, свечек, втираний, впрыскиваний, окуриваний и наконец в виде клизм. Особенного развития у египтян достигли хирургия и акушерство (кесарское сечение, поворот плода, эмбриотомия). Египтяне имели врачей—окулистов, хирургов, гинекологов и сан. вра – чей.—Не менее высоко развита была терапия в Индии (примерно за 2 000 л. до нашей эры); диететика и здесь является основным терап. методом вместе с изумительно разработанной физкультурой в виде специальной дыхательной гимнастики; древняя индусская медицина знала такие лекарства, как ртуть, мышьяк, серу, и применяла как лечебное средство кровь; врачи делали ла-паротомии, камнесечение, делали сложные пластические операции на лице. Вне всякого сомнения особенно высоко во все времена стояла сознательная или бессознательная психотерапия; иранская медицина например (2 000 лет до нашей эры) формулирует методы лечения следующими словами: «Три орудия есть у врача: слово, растения (лекарства) и ноя-с», ставя очевидно психотерапию на первое место. Древнейшая медицина, широко пользуясь рядом леч. методов, добытых чисто эмпирическим путем, старается вместе с тем подвести под них философско-теоретическую базу и считает основной целью Л. восстановление равновесия организма, его гармонии, нарушенной б-нью, и гл. обр. гармонии между деятельностью тела и духа. Подобные теории стояли в связи с представлением о сущности б-ни, и едва ли не первыми из них были те, которые связывали возникновение б-ни с внедрением в организм постороннего живого существа или влиянием на человека высших сверхъестественных сил. Фактически Л. за исключением отдельных чисто технических отраслей его находилось в руках строго замкнутой касты жрецов, и мистические представления о причине болезни как нельзя больше способствовали успеху психотерапии служителей культа. Этим и объясняется та огромная роль, к-рую играли в Л. б-ней религиозные учения, отводившие такое большое место исцелению как доказательству власти высших сил над больным человеком. Как известно, тонко и умело применяемая психотерапия часто обеспечивала значительные успехи Л. служителям религиозных культов, гармонируя с мистическими представлениями о сущности болезни и необходимым поэтому ее Л. помощью сверхъестественных сил, укрепляя тем самым авторитет и с ним дальнейшие успехи теургической жреческой терапии,. Поэтому добытые эмпирическим путем профилактические и леч. меры борьбы с б-нями охотно вводились в виде законов в религиозные учения, Л. больного человека делалось орудием культа и вместе с тем власти господствующего класса над массами; это было тем более естественно, что истинные причины б-ней совсем не были известны. Теургическая медицина ставила в древнем мире врача высоко над народными массами, окружая его деятельность мистическим ореолом и т. о. одновременно укрепляя и власть религии и авторитет врача. Гиппократовская терапия. Синтезом идей, положенных в основу Л. древнейшей медициной, является учение Гиппократа. К этому времени в отдельных школах особенно резко выявились два направления терапии: умозрительное и эмпирическое. Представителем первого течения была греческая мед. школа Книдоса, второго—школа Косса с Гиппократом во главе. В основе гиппократовской терапии лежит идея о целебн. силе природы (physis). Эта идея ставит во главу угла борьбы с б-нью самый организм, т. к. б-нь мыслится как реакция организма на определенные вредности, каковыми являются либо факторы внешней среды либо нарушение гармонии внутри организма, вызванное неправильным смешением его соков (дискразии). Без участия самого орг
анизма немыслимо ■никакое исцеление. В основу Л. школа Гиппократа кладет наблюдение над б-ным и над окружающей его средой и изучение путей, к-рыми организм сам избавляется от заболевания. «Не врач лечит б-нь, а организм лечит ее». Врачу отводится т. о. только скромная роль помощника природы в Л. б-ней. Однако для этого надо прежде всего уметь наблюдать организм, учесть условия возникновения б-ни и иметь опыт в Л. Этот опыт врач получает не путем абстрактного размышления, а п утем наблюдения и изучения б-ного; нет систем Л. и теоретических предпосылок его; каждый отдельный случай б-ни требует •своего индивидуального Л. и в особенности индивидуальной диеты. Целебные средства добываются не путем бесплодных размышлений, а благодаря счастливой случайности; их могут найти не только врачи, но и несведущие в медицине люди. Для того чтобы уметь наблюдать, накоплять опыт и применять па деле целебные силы природы, необходимо обладать искусством лечить. В это искусство входит однако и тщательное изучение не только больного организма, но и всей окружающей его обстановки до климата и обычаев страны, где живет б-ной, включительно. Гиппократ придает первостепенное значение питанию как лечебному методу, посвящая диете целые трактаты и ставя ее в зависимость от индивидуальности больного, климата, времени года и других внешних условий жизни организма. Считая, что natura sanat, medicus curat, Гиппократ требует прежде всего от врача не вредить б-ному яри лечении («nil nocere»). Рассматривая Л. как искусство применения добытого опыта, Гиппократ не считает обязательным для врача, прежде чем применять леч. средство, знать механизм воздействия его на организм. «Врач имеет только одну задачу—лечить. И если ему это удается, то совершенно безразлично, каким путем это ему удалось». Это положение Гиппократа ярче всего отражает эмпирическую терапию его школы. Вместе с тем Гиппократ считает для врача недостаточным уметь только наблюдать и применять при Л. накопленный опыт. Врач должен быть и философом. И Гиппократ наряду с конкретными предписаниями эмпирии дает вместе с тем и определенные философские предпосылки Л., исходящие из его понимания сущности здоровья и бо ;езни. Здоровье это гармония, выражающаяся в правильно чередующемся ритме жизненных явлений, в гуморальном равновесии; нарушение этого равновесия и ритма, дисгармония—это б-нь. Системы Л. б-н е й. Наряду с учением Гиппократа на развитие Л. б-ней имела не меньшее влияние философия Платона и осо – бенно Аристотеля. Аристотель, имея близкую связь со школой Книдоса, на основании разработки огромного добытого опытом фактического материала стремился научно обосновать сущность б-ни и ее Л. и был основоположником длинного ряда, спекулятивных систем терапии, владевших умами врачей в течение 1 500 лет. Из последователей Аристотеля на развитие терапии имел особенно большое влияние Гален (2 в. нашей э.). Исходя из телеологич. философии Аристотеля, Гален сделал попытку подвести теоретическую научную базу под гиппократовскую терапию, положив в основу свои очень примитивные сведения об анатомии и физиологии человеческого организма. Врач должен быть активным в случае, если он видит недостаточную способность организма к исцелению. Эту активность врач должен проявлять в определенной системе действий, диктуемых стадием б-ни и свойством различных лекарственных веществ; т. о. врач регулирует функции больного организма, особенно его свойство выделять из себя вредное вещество (materia peccans), вызывающее б-нь. Отсюда широкое применение рвотных, слабительных и драстических средств, кровопускание и другие отвлекающие методы Л., имеющие задачей помочь организму выделить эту materia peccans. Взгляды Галена, господствовавшие в течение длинного ряда веков, и до сих пор еще легко проследить в народной медицине разных стран. Средние века не оставили сколько-нибудь заметных следов в истории Л. больного человека. Идеи Аристотеля и Галена привели к созданию длинного ряда схоластических школ, а господство церкви значительно задержало прогресс терапии, и если она и не стала вновь теургической, то медиц. школы вынуждены были целиком подчиниться влиянию князей церкви и согласовать свои схоластические изыскания с идеями, допускаемыми диктатурой религии. И только арабская и еврейская медицина сохранили для будущих поколений сокровища античной терапии, мало однако прибавив к ней новых оригинальных методов Л. б-ней. Парацельс положил начало концу этой эпохи, возродив интерес к методам Л. Гиппократа и Галена. Он кладе

Изучайте:

  • HEMICRANIA
    HEMICRANIA, гемикрания (от греч. he-mi—полу - и cranion—череп), своеобразное заболевание, известное также под названием...
  • НЮХАТЕЛЬНАЯ СОЛЬ
    НЮХАТЕЛЬНАЯ СОЛЬ (англ. smelling-salts), лекарственная форма для вдыхания летучих лекарственных средств, предложенная в...
  • ТРОФОНЕВРОЗЫ
    ТРОФОНЕВРОЗЫ, заболевания вегетативной нервной системы, основным признаком к-рых является нарушение питания тканей. Тер...
  • ГЛУХОТА
    ГЛУХОТА. Содержание: Причины глухоты. 420 Пат. анатомия. 424 Клиническая картина. 425 Профилактика. 427 Лечение. 429 Ап...
  • ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ
    ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ, Platodaria(ciin.: P lathe 1-minthes, Platyelmia, Platodes, Scolecida p. p. и другие), составляют особый ...