ПЕДИАТРИЯ

ПЕДИАТРИЯ (от греческ. pais—мальчик, ребенок и iatreia—врачевание), учение о детских заболеваниях. Как отдельная специаль – ность П. является одной из самых младших мед. дисциплин, ведя свое начало с первой половины 19 века. Древняя медицина мало интересовалась детьми. Детская жизнь в то время ценилась чрезвычайно дешево, а нередко в определенных социальных условиях при ограниченности продуктов питания лишние дети являлись даже обузой, и узаконенное детоубийство существовало как бытовое явление у многих ‘древних, даже сравнительно более культурных народов на протяжении ряда веков (законы Ликурга в Спарте). Поэтому у врачей эпохи Гиппократа, Галена и их учеников встречаются только случайные отрывочные описания тех или иных детских заболеваний или краткие наставления относительно вскармливания. Так например Цельс (1 век хр. э.) указывает, что детей следует лечить иначе, нежели взрослых. Только жизнь детей—наследников господствовавших классов представляла по тем временам известную ценность, и не случайно одним из первых руководств, спецально посвященных вскармливанию и уходу за ребенком является сочинение римского врача Сорануса (2 в. хр. эры), «врача знатных и богатых» по выражению одного из его современников. Средневековье, задержавшее на несколько столетий всякий прогресс научной мысли, ничего не могло дать и в области П. Дошедшие до нас небольшие руководства по детским болезням эпохи Возрождения—Багеллардо (Bagellar-do; Падуя), Метлингера (Metlinger; Аугсбург), Релантса (Roelants; Mecheln) (все три 15 в.), Меркуриали (Mercuriali; 16 в.)—представляют только повторения воззрений Галена и его учеников. Только с зарождением и развитием промышленного капитализма, предъявившего усиленный спрос на рабочие руки и на людской материал для численно возросших армий, начина’ет повышаться интерес врачей к жизни и здоровью ребенка. На основе успехов естествознания и медицины конца 17 и 18 вв. начинает развиваться и знакомство с детскими заболеваниями, носившее в то время характер чисто эмпирического наблюдения и изучения отдельных болезненных симптомов и выделения определенных клин, картин. Первой значительной педиатрической работой является исследование Глиссона «О рахите» (1650), который он рассматривал как конституциональную дискразию на почве пониженного тонуса спинномозговых нервов. К этому же времени (17 в.) относятся классические работы Сиденгама(8уйеппат)окори, скарлатине и коклюше, представлявшие однако не только педиатрический интерес, так как все заразные б-ни в то время поражали одинаково как детей, так и взрослых. Первое обстоятельное педиатрическое руководство, появившееся в середине 18 в. и переведенное спустя 40 лет на русский язык, принадлежит перу шведского врача Розен фон Розенштей-на. Наряду с целым рядом ошибочных взглядов оно дает и много ценных сведений, в особенности по вопросам вскармливания и ухода за ребенком. Несколько позже появились исследования немецкого врача Гуфеланда (Ни-feland) о золотухе (1785), Гофмана о наследственном сифилисе и ряд других. Настоящий расцвет П. начался только вскоре цосле Великой французской революции и всецело обязан трудам французских врачей. Франция того времени в экономическом и куль – турном отношениях являлась самой передовой из западноевропейских стран, причем интерес к здоровью подрастающего поколения еще усугублялся большой убылью мужского населения в результате наполеоновских войн и обнаруживавшейся уже к тому времени незначительной рождаемостью французского населения. Отрешившись от спекулятивного мышления и господствовавших в медицине конца 18 века натурфилософских и гуморальных воззрений, французская П. прочно стала на путь клин, изучения картины заболеваний и выяснения ее связи с пат.-анат. изменениями, находимыми на трупе. Результатом этого клин. направления явились ценные исследования Бийараи Byuno(BiIlard, Bouchut) о болезнях новорожденных и грудных детей; Бартеза и Рилье (Barthez, Rilliet) о tbc бронхиальных желез, ревматизме и его связи с эндокардитом; Бретонно и его ученика Труссо (Bretonneau, Trousseau) о дифтерии и крупе. Дифтерийная ангина была выделена ими в самостоятельную болезненную форму и впервые введена операция трахеотомии. Вышедшее в 1838-—43 гг. классическое руководство Бартеза и Рилье «Traite clinique et pratique des maladies des enfants» надолго стало настольной книгой педиатров. В 1847 г. вышло руководство первого русского педиатра Степана Хотовипкого иод названием «Педиатрика» (СПБ). Влияние французской школы (казалось и за пределами Франции, преодолев господ
ствовавшие в то время в Германии заимствованные из Англии виталистические теории. Результатом явились многочисленные немецкие работы, посвященные изучению семиотики и клиники детских заболеваний: Беднара о болезнях новорожденных и грудных детей, Гейне о детском параличе, ряд работ венской школы Видергофера и его учеников, в том числе разработка пат.-анат. классификации жел.-киш. расстройств у детей, которой педиатры пользовались в течение более х/4 века. К этому же периоду относятся более поздние исследования Гохзингера о врожденном сифилисе и русские работы К. А. Раухфуса о гнойных воспалениях суставов у детей, о врожденных пороках сердца, о б-нях гортани у детей, о постройке детских б-ц и мн. др., Е, А. Покровского о физ. воспитании у разных народов и московского профессора Н. Ф. Филатова, из них главные: инфекционные болезни с описанием раннего признака кори (симптом Фи л атова-Коплика), выделением самостоятельной скарлатинозной краснухи и рядом исследований по дифтерии. Его оригинальная «Семиотика и диагностика детских болезней», вышедшая 1-м изданием в 1890 г. и переведенная на ряд иностранных языков, сохранила свое педагогическое значение и до сих пор (9-е изд., М.—Л., 1930 г). К концу 80-х гг. 19 в. намечается однако нек-рое разочарование в клин, и пат.-анат. направлении французской школы, поскольку оно не давало ответа на ряд важнейших вопросов этиологии и патогенеза детских заболеваний. 70—90-е гг. 19 в. были эпохой интенсивного развития германского капитализма и связанного с этим сильного изменения социально-экономических условий жизни населения. Рост больших городов, пролетаризация масс, вовлечение женщин в производство. сопровождавшееся в условиях буржуазной страны, при отсутствии гос. охраны бере – менной и кормящей женщины, заметным уменьшением грудного вскармливания и усиленной заболеваемостью*и смертностью грудных детей, обусловили новое направление научно-исследовательской мысли немецких педиатров. В первую очередь изучаются вопросы искусственного вскармливания и острые жел.-киш. заболевания детей раннего возраста. Успехи: же бактериологии конца 19 в. и одновременный расцвет хим. наук в Германии, обусловленный быстрым ростом ее хим. промышленности, определили на ближайшие годы и новые методы научного исследования: из клиники оно переходит преимущественно в лаборатории—бактериологическую и биохимическую. На ближайшие десятилетия вплоть до империалистской войны немецкая школа занимает ведущее место в П. Бактериологическая разработка вопросов инфекции, иммунитета, серотерапии, серовакцинации естественно находилась в руках бактериологов (работы Коха, Беринга, Ру и многих др.). П. широко использовала их для профилактики и лечения детских инфекций. Кроме того благодаря им полностью выяснилось значение асептики в деле безболезненного развития ребенка и соответственно значительно пополнились наши сведения по гигиене и уходу за ним. Практически это повело к полной реорганизации детских учреждений и б-ц—устройству изоляторов, боксов, комнат новорожденных в род. домах и т. п. Научная же разработка вопросов вскармливания потребовала предварительного изучения физиологии ребенка и. условий его роста и развития; этому посвящены работы Фирордта по физиологии детства г Гейбнера и Рубнера об энергетическом обмене,. Камерера о количестве пищи, русских педиатров—Гундобина и его учеников—об анатомо-физиол. особенностях детского возраста, Троицкого о росте, ван Путерена и Коровина по-физиологии пищеварения и ряд других. В-это же время (1886) Сокслет (Soxhlet) предложил свой метод стерилизации молока, что-не мало продвинуло практическую сторону искусственного вскармливания. Основоположником биохим. разработки вопросов искусственного вскармливания явился Бидерт, впервые выдвинувший вопрос о-значении чужеродных белков в этиологии: детских поносов. Его сменила бреславльская школа Черни, направившая изучение острых расстройств питания преимущественно в сторону исследования нормального и пат. обмена, а затем Финкельштейн и его ученики t занявшиеся выяснением роли отдельных ингредиентов пиши в пищеварительных процессах и их этиологич. значения при поносах. Взамен старого термина «желудочно-кишечные» заболевания вводится новое понятие— «расстройство питания», более полно характеризующее сущность происходящих при этом процессов. На основе полученных данных в отличие от старой пат.-анат. классификации Видергофера строятся новые — этиологическая (Czerny) и клинические (Финкельште

Изучайте:

  • РАБДОМИОМА
    РАБДОМИОМА, rhabdomyoma (от греч. rhab-dos—палка и myoma),myoma striocellulare, опухоль из поперечнополосатых мышц. Пре...
  • КЕТГУТ
    КЕТГУТ, нити, вырабатываемые из кишечной трубки мелкого рогатого скота. Применяется как материал для швов в хирургии. Д...
  • ВЕТРОГОННЫЕ СРЕДСТВА
    ВЕТРОГОННЫЕ СРЕДСТВА [Carminativa (от лат. carminare—чесать шерсть, чистить, очищать), или Physetica (от греч. physao— ...
  • ИОНОТЕРАПИЯ
    ИОНОТЕРАПИЯ, ионтофорез (ионо-гальванизация), метод введения в организм через неповрежденные кожные или слизистые покро...
  • ДИСПЕПСИЯ
    ДИСПЕПСИЯ кишечная, dyspepsiainte-stinalis (от греч. dys—приставка для обозначения качественного нарушения и pepsis— пе...