ПЛАКАТ

ПЛАКАТ (санитарно-просветительный), средство массовой наглядной агитации и пропаганды по вопросам, организации социалистического здравоохранения и оздоровления условий труда и быта, Представляющее собой сочетание изобразительных моментов и печатного слова на открытой. плоскости листа печатного материала. По целевым установкам сан.-просветительные П. разделяются на агитационные, пропагандистские, – учебные,—;А г и т а ц и о н’н ы й сан.-просветительный П. отличается скупостью текста, доведенного до краткого, выразительного лозунга, иногда в стихотворной форме, острым динамическим рисунком, резкими контрастными краскауи, яркими тонами, меняющимся шрифтом. Центр тяжести его—рисунок, к-рый должен приковать внимание зрителя, внушить ему мысль и лозунг, преследуемые автором П.— Пропагандистский П. отличается спокойным повествовательным текстом (однако никогда излишне не распространенным, иногда только подпись к рисунку); рисунок, приближающийся к иллюстрации, бливкий к натуре; ровный, одинаковый шрифт; мягкие переходные краски, ровные тона. Здесь текст и рисунок равноправны и, взаимно дополняя друг друга, облегчают зрителю усвоение путем самостоятельного логического рассуждения сведений, •2S7 являющихся содержанием П.—Чаще под плакатом понимают только агитационный тип его. П. является одним из важнейших средств сан.-просвет. работы, проводящим как орудие щественного пользования и т. п. Сан.-просвет. П. получает широкое применение в особенности при проведении эпизодических или периодических агитационных кампаний. Хотя и аги –

и *wu*nb cm>i-*l neSnsumi & Xibt*XXt*a-xb moSo нетрусят t

гыроАю оспу гг*х***ютп 3 Л лослуикыасб малой mtMib спасла cSotiizb латай к^АУилеу еуоьевка. trcjtta кхрюбея осла ъто полезна. ЦшЪ пришло те/гевб решшпсл zmo6t бъплредЪ ifc*j& 5 нашим. aSjlm ксрсо оспу npuSUSamb Рисунок 2. Рисунок i и 2. Первые сан.-просвет. плакаты в России—лубочные картины неизвестного мастера, изданные в конце 18 в. в целях пропаганды вводив – ^ ягахся тогда впервые прививок против оспы (из собрания Д. А. Ровинского «Русвкие народные картинки»). «оптической пропаганды» в ширтжие массы призыв к действию, к самодеятельности масс в деле строительства социалистического здравоохранения, знания по охране здоровья. Он легко проникает на предприятия, в рабочий клуб, в избу-читальню, в школу, в места об – тационный II. по злободневности своего лозунга имеет повсеместное значение, и пропагандистский П. по полноте исчерпания той или иной темы (напр. «Малярия»,. «Мухи», «Колодцы») также находит применение повсюду,—нужда в самодеятельном местном П. чрезвычайно велика. Широко развернутая массовая работа мед. работников на предприятиях, в совхозах, в • городах на новостройках и активность общественности в деле здравоохранения (общественно-санитарные инспектора, здравактив, здрав-ячейки)требуют местного агитационного П. к ударной кампании, к санит. походу, пропагандистского плаката на тему, выдвинутую условиями момента (например «Как содержать барак»), или на тему, на которую еще не издано печатногоП. Самодеятельный П. нужно строить, исходя прежде всего из той установки, что никогда не следует брать изолированный момент охраны здоровья как таковой (голый случай алкоголизма, антисанитарного состояния общежития), его необходимо увязать со всей жизнью предприятия (выполнение промфинплана и т. п.), охраной здоровья коллектива (возможность распространения заразы в общежитии, потеря здоровья, производительности труда и т. п.); нужно привести индивидуальный факт в ближайшее взаимоотношение и взаимодействие с борьбой и деятельностью коллектива. В самодеятельном агитационном П., классово выдержанном и партийном, надо бросать лозунги не вообще, а следует заострить и рисунки и текст на местных нуждах так, чтобы зритель почувствовал, что П. касается именно его условий труда и быта. Содержание самодеятельного пропагандистского пла, ката должно отвечать современному уровню научных, знаний в том или ином вопросе, освещаемом в плакате на основе марксистско-ленинской методологии, причем следует строго вытравлять всякие элементы идеализма, мехаии1;изма, вульгарной био – Полно в консультациях-пус= ЗДОРОВЫЕ ТО НА ДЕТСКИХ УСЛОВИЯ КЛАДБИЩАХ& ТРУДА’

И\ ТУБЕРКУЛЕЗОМ

| [ДАЛЬНЯ 1

Lv~.

33S *ЙГ*» новии -i .’-■- г м.1йлвмчиим ■ луишми Ш(в- nyiwrypN ИЯ*ИР»ЩЯ« ОНО- ofe эмшмити эдоров. я

Йй,»

яа РОЗГОРШМО М*- ‘I. . «.»-■VІ. оеаитим 1″‘(км, •рПШЫЯ И’Я».«ОН iijnoh логизации; по форме следует избегать всякой вычурности. При разработке содержания и композиции П. рекомендуется пользоваться приемом сравнений. Этот прием показывает явления в диалектическом развитии. Показ обобщающих отрицательных моментов из советской действительности в советском П. не должен практиковаться. Исключение составляют фотографии i конкретных отрицательных в санит. отношении объектов (столовые, магазины и т. д.), а также фотографии конкретных врагов санитарии и гигиены. Такой материал должен обязательно содержаться в самодеятельном сан.-просвет. П., но также в соединении с моментами преодоления недостатков илипротивопоставления худшего лучшему. Прием запугивания и устрашения не должен применяться в сан.-просвет. П. без приведения мер борьбы, советов и указаний, направленных к изжитию того или иного явления или б-ни. Широко надо практиковать прием показа положительных фактов’ для выявления достижений различных организаций в области социалистической сан. культуры.—В самодеятельном сан.-просвет. П. иллюстративную часть чаще всего приходится получать путем фотографий. Источники получения фотографий: Союз-фото, иллюстрированные журналы, фотографии собственного изготовления, фотографии фотокружков. Тексты сан.-просвет’. П. должны быть популярны, понятны, по возможности коротки. В самодеятельном П. лучше всего текст писать нормрграфом. По проработке текстов и подборе рисунков приступают к расположению их на листе бумаги, картона, фанеры. Предварительно нужно составить небольшой карандашный эскиз (примерное расположение и соотношение всех частей П.). Расположение материала на листе может быть самым разнообразным: композиция по диагонали, композиция горизонтальная, овальная, круговая, треугольником, смешанная, композиция вокруг центрального пятна, шахматная композиция и т. д. Какова бы ни была композиция, нужно следить, чтобы плакат не был перегружен, чтобы он был ярок, привлекая внимание и не утомляя. Гармоническое со-: четание красок привлекает внимание, создает положительные эмоции. Краски выделяют важное. В самодеятельном плакате обыкновенно применяют цветную бумагу (матовую, глянцевую, переплетную); она может быть использована для фонов, вырезывания силуетов, поло-. сок, стрел и наконец для создания рисунка. Краски, цветную бумагу надо использовать по законам цветосочетаний, пользуясь таблицей Освальда. Окончательное изготовление самостоя – тельного санит.-просвет. П. состоит в наклейке фона, написании текстов и вклейке фото и рисунков. После клейки надо класть под пресс фанеру и картон с обратной стороны и заклеивать бумагой (не будет коробиться). Если является нужда в изготовлении нескольких П*. на одну тему, необходимо заготовить такое количество рисунков, фотографий, текстов, сколько требуется П. Для облегчения работы тексты можно размножать трафаретом, светопе-чатью (по типу чертежей на синьке) или фотографией: Кроме того можно целиком * заснять П. на фотопластинку и делать. увеличения нужного размера с последующей раскраской. Можно использовать также местные литографии. Мед. работникам нужно следить за выпускаемыми П., знакомясь с ними в магазинах ОГИЗ’а, руководствуясь рецензиями, помещаемыми и Бюллетене критико-библиографического ин-та ОГИЗ’а«Продукцияизобразительныхискусств» (подписная цена за 36 номеров 7 руб. в год.).

Рисунок 3. & рио. 4.

Рисунок 3 и 4. Агитационные плакаты эпохп грашданской войны. Несмотря на примитивность рисунка и наивность художественного замысла плакаты политически заострены и увязаны с основными задачами момента. Приобретаемые П. надо записывать в инвентарную книгу, наглядные пособия и пропагандистские П. наклеивать на фанеру, картон, материю. Хранить в развернутом виде. Устаревшие агитплакаты не следует уничтожать, а рекомендуется хранить как материал для монтажей. Плакаты следует вывешивать в местах соответственно содерясанию, на специально приспособленных щитах, витринах, застекленных по возможности и ос^-вещаемых. Вывешивать надо на высоте человеческого глаза, но не выше 180 см от пола. Между П. надо оставлять расстояние в 20 ст. Следует избегать развески в узких, коридорах. Если вывешено несколько П., надо дать им обобщаю-щий текст’ и дополнить их местным материалом, а также другими наглядными пособиями

tai вювдно!!!

Рисунок 5. Дотационный плакат эпохи гражданской войны, лишенный какого-либо политического содержания, дающий (макеты, МуЛЯЖИ). неправильную сан. установку у выставки П. на-(место и источник издания не – до повесить ящик для вопросов с карандашом и бумагой и доску для ответов, В назначенные часы и дни давать объяснения. Работа над углублением воздействия П. должна состоять из следующих моментов: обсуждение с активом больницы, амбулатории вновь купленных П. для выявления недочетов, несоответствий местным условиям и т. д., последующее исправление П.; организация выставки плакатов по определенным вопросам с обсуждением этой выставки, анкетированием и диспутом; организация конкурса на запоминаемость П. Эти формы работы с П. дадут возможность хорошей агитации и пропаганды по данному вопросу через П., дадут рабочую критику П. и поднимут художественное воспитание рабочей массы. В школе желательны конкурсы на составление самодеятельных санит, арно-просветительных плакатов с последующим обсуждением и премиями за проекты новых плакатов. Лит.: Барановский Ф.,К вопросу о плакатах по технике безопасности (ст. в брош. «Классификационная схема внимания»), М.—Л., 1931; Блинков, Библиотечный плакат, Л., 1927; Варенко ГГ., Спроба вивчешт впливу плякат1в, Профшактична мед., 1931, №5 — 6; Варшавский Л., Пути п перепутья советского плаката, книга 1, 1932; Г у щ и н А., Работа с плакатом в клубе и избе-читальне, М.—Л., 1931; За большевистский плакат (дискуссия и выступления в Ин-те ЛИЯ Ком. ак.), М.—Л., 1932; К е н и г Т., Реклама и плакат как орудия пропаганды, л., 1932; Лапин К., Указатель популярного санпросветительного графического выставочного материала за 10 лет пролетарской революции (19.17—27) (Теория и практика санитарного просвещения, вып. 5, Москва, 1928); М ас ленник о в Н., Плакат, М.,’ 1930; он же, Изоработа в избе-читальне, М-, 1932; Ifoop Д., Оформлению плаката надо учиться, Бригада художников, 1931, JVs4; Полонский В., Русский революционный плакат, М, 1924; Рейтынбарг Д., Плакат по безопасности труда в COCPji за границей, М., 1931; Трахтман Я., Опыт изучения санитарно-просветйтельного плаката (гл. в книге Санитарное просвещение, сб. 1, М., 1928); он ж е, Санпросвет в капиталистических странах как оружие буржуазии в классовой борьбе. Гиг. и соц. здравоохранение, 1932, №7.& А. Нестеренко, И. Страшун.

Изучайте:

  • ЛЕКЦИЯ
    ЛЕКЦИЯ (от лат. lectio—чтение), форма изложения знаний через связную, б. или м. длительную речь лектора (в прежнее врем...
  • МОЧЕВИНА
    МОЧЕВИНА (карбамид) NH2.CO. NHa, диа-мид угольной к-ты, главная составная часть мочи человека и других млекопитающих, а...
  • САТУРАЦИЯ
    САТУРАЦИЯ (Saturatio), лекарственная форма, в наст, время почти вышедшая из употребления, представляющая насыщенный угл...
  • АНУЧИН
    АНУЧИН, Дмитрий Николаевич (1843— 1923), первый профессор антропологии и географии в Моск. ун-те, известный ученый И ви...
  • ДЕЗИНФЕКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА
    ДЕЗИНФЕКЦИОННЫЕ СРЕДСТВА, предназначены для уничтожения: 1) патогенных микроорганизмов вне тканей человеческого организ...