ПСИХОПАТОЛОГИЯ

ПСИХОПАТОЛОГИЯ, или общее учение о псих. б-нях, в отличие от частного учения о псих. б-нях (клиника) ставит своей задачей изучение основных закономерностей возникновения и развития психотических состояний, взаимодействия их с почвой, на которой они текут и раз – виваются, и в свете указанного ставит своей целью отыскание фундамента того или иного пат. процесса в псих, жизни, заложенного в невро-биологических расстройствах разной степени, характера и качества. Это определение целей и задач П. является далеко не общепринятым. В своей основе это определение повторяет одних из основателей современной психопатологии—Ясперса и Бирнбаума. Значительное большинство авторов полагает, что П. целиком совпадает с клин, психиатрией и является лишь «семиотикой душевных заболеваний». Даже последнее немецкое «Руководство душевных болезней» устами своего редактора Бумке говорит о невозможности пока отделить задачи П. от клин, психиатрии. Из советских исследователей В. Осипов определяет «содержание и задачу пат. психологии или психопатологии» как «изучение и описание процессов больной душевной деятельности». «Психопатологический материал, по мнению В. Осипова, охватывая и заключая в себе все признаки психического содержания, относится к общей симпто-’ матологии помешательства, как частное к общему». Таким образом В. Осипов еще более сужает задачу П., умещая ее в рамках патопсихологии и тем отрывая ее вовсе от задач изучения почвы, структуры и динамики психозов. Эта разноголосица в коренном—в определении объема, задач и целей П.—не случайна, так как П. еще не выработала общепринятых понятий и обозначений и не определила границ предмета своего исследования. С одной стороны, она упирается в физиол. патологию, из к-рой она обильно черпает материал для изучения фундамента, на к-ром разыгрываются те или иные психотические картины (пси-хо-сенсорные и психо-моторные расстройства в широком смысле слова), с другой стороны, новым качеством материала своего исследования, представляющего пат. изменение особого свойства высокоорганизованной материи, она смыкается с психологией в той части ее, к-рая занимается изучением психологических особенностей процессов, протекающих в условиях нарушенной целостности организма, т. е. собственно патопсихологией. При всем этом следует остановиться на определении, выдвинутом Яс-персом, Бирнбаумом и отчасти Кречмером, т. к. этим самым дается первая возможность для установления в процессе накопления фактов их систематизации и действительных границ науки. Цель, какую ставит себе психопатолог, особенно выразительно определил Ясперс в своей «Общей психопатологии».Он говорит:«Мы хотим знать, что и как переживают люди. мы хотим исследовать не только переживания людей, но и условия и причины, их порождающие, связи, в каких они (эти переживания) находятся, и сущности их, как. они объективно даны». Эти широкие цели современная П. разрешает той же методикой, какая имеет место в современной клинике. Основой ее является структурный анализ – тех или иных психопатологических явлений, проводимый на широком биол. базисе, анализ, в основе своей использующий данные клин, наблюдения в сопоставлении их с данными развития того или другого синдрома (анализ того или иного пат. симптомокомплекса на основе подробнейшего анамнестического изучения всей личности). Этим самым анализ того или другого симптомокомплекса получает исторический характер, правда, в практике изучения обычно суживаемый рамками необходимо – сти отсечения ряда обстоятельств, выходящих за пределы непосредственно поставленных исследованием задач. Примеров тому множество. Сошлемся на наиболее яркие: так, исследуя проблему бредопостроения, по необходимости приходится сознательно оттеснять на задний план внимания соседствующую с ней проблему заблуждения; это особенно ясно становится там, где мы имеем дело с т. н. параноическим бредообразованием, с систематизацией ложных и пустых с логической стороны умозаключений, но в основе своей питаемых определенной аффективной настроенностью (т. н. бредовое настроение); здесь аналогизирование с заблуяеде-нием, отыскание идентичных психолого-логических механизмов не даст ничего для выяснения проблемы, разве только покажет сходствен-ность отдельных и частных образований, лежащую на поверхности явлений. Бредопостро-ение и механизм заблуждений в своих основах принципиально разнокачественны, хотя в своем выражении и могут по отдельным момента

Изучайте:

  • МИКОЛОГИЯ
    МИКОЛОГИЯ, син. мицетология (от греч. mykes—гриб и logos—наука), наука о грибах. Описательно-систематические исследован...
  • РЕПТИЛИИ
    РЕПТИЛИИ (Reptilia), или пресмыкающиеся относятся в качестве класса к подтипу позвоночных и к типу хордовых. Можно разл...
  • ТАБЛЕТКИ
    ТАБЛЕТКИ (от лат. tabula—дощечка, плитка), лекарственная форма, получаемая прессованием порошков. В наст, время Т. зани...
  • АССЕНИЗАЦИЯ
    АССЕНИЗАЦИЯ, Слово А. происходит от франц. «assainissement» и в точном переводе на рус. язык обозначает озд...
  • АМБУЛАТОРИЯ
    АМБУЛАТОРИЯ (от лат. ambulare—гулять), леч. учреждение для оказания помощи приходящим б-ным. Судя по корню слова, А. в ...