САНИТАРНАЯ СУМКА

САНИТАРНАЯ СУМКА, предмет снаряжения санитара, содержащий перевязочный материал и другие средства для оказания первой медицинской помощи на месте. В РККА С. с. изготовляется из плотного брезента. Она может носиться через плечо (обычно с правой стороны), для чего имеет ремень (или широкую тесьму), состоящий из 2 частей. Когда у санитара руки должны быть свободны и висящая на боку сумка не должна стеснять движения (напр. при пере –

Санитарная сумка РККА.

ползании, при переноске носилок), сумка надевается на плечи, как ранец (см. рисунок). Для этой цели на задней стороне сумки имеются 3 металлических кольца, в к-рые продеваются порознь обе части плечевого ремня или тесьмы. Содержимое военной сумки С. с. унифицировано и определяется табелью положенного в нее имущества. Внутри С. с. имеет 2 отделения и ряд карманов (гнезд) для отдельных предметов. Большое отделение заполняется перевязочным материалом: индивидуальными или антисептическими перевязочными пакетами первой помощи, косынками, безопасными булавками. Сюда же вкладывается моток суровых ниток и несколько иголок для скрепления повязки и разорванной при оказании помощи одежды. Для наложения иммо-билизирующих повязок в С. с. находятся шины: сетчатые, типа Фильбри или лубочные. Для остановки кровотечения в С. с. находится резиновый жгут или специальная тесьма с замком. Для ухода за руками в С. с. носится мыло, полотенце и травяная щетка для мытья рук. Из отдельных предметов обязательной принадлежностью С с. являются ножницы и садовый (с изогнутым лезвием) нож для удаления одежды перед перевязкой, для изготовления из подручного материала шин и пр. Для оказания первой помощи пораженным стойкими ОБ в С. с. вкладывается запас тампонов и пузырек с дегазирующей жидкостью.—Сумки, к-рыми в частях войск снабжаются сан. инструкторы, изготовляются по тому же типу, но имеют больший ассортимент содержащихся в них предметов. Кроме названных предметов в них вкладывается термометр, набор инструментов сан. инструктораг шприц и нек-рые медикаменты, необходимые в случаях экстренной мед. помощи: камфорное масло и раствор кофеина в ампулах, йодная настойка, нашатырный спирт, эфирно-валериановые капли, а также таблетки с опием, кодеином, аспирином и др. Если сан. инструктор имеет при себе кислородный ингалятор, то марка от него, кислородная подушка и гофрированная трубка могут быть уложены также в сумку сан. инструктора. С. с, к-рыми снабжаются санитары в отрядах Красного креста и Красного полумесяца, изготовляются по общеармейскому образцу, но содержание их иногда отступает от принятой в РККА описи предметов. в. Леонардов-САНИТАРНАЯ ТАКТИКА, учение о наиболее эффективном использовании средств сан. службы армии в военное время. Поскольку задачей сан. службы в боевой обстановке является «быть наиболее сильной в нужное время и в надлежащем месте», что связано с перемещением сан. средств (персонала, сан. имущества, отдельных сан. учреждений), С. т. определяется иначе как учение о сан. маневре. Наиболее обширной и более всего разработанной главой Ст. является учение о сан. эвакуации. В наст. время содержание С. т. значительно расширено’ за счет сведений по сан. разведке и данных о маневре средствами сан. профилактики (лаборатории, санитарные пропускники, прививочные отряды и др.). С т. как одна из военных дисциплин, подлежащих изучению медицинским составом, впервые была так названа старшим врачом финского стрелкового батальона Вальбергом, опубликовавшим в 1889 г. статью о тактике санитарных войск. В 1890 г. Вальберг написал брошюру «Опыт краткого руководства по тактике сани – «07 тарных войск», изданную сперва на шведском и только потом на русском языке (СПБ, 1890). В введении к этой работе автор говорит, что сан. войска, находившиеся до того времени «в пренебрежении и почти в уничижении», должны «подобно всем другим войскам в мирное время в поле учиться тому, что им придется делать на войне». Несмотря на то, что до этого Н. И. Пирогов много писал о боевой работе сан. службы, подчеркивая исключительное значение умения распределять сан. средства и управлять аппаратом сан. службы («на войне администрация прежде всего»), призыв Вальберга в царской России конца 19 и начала 20 в. не получил отклика, и его брошюра долго была чуть ли не единственным пособием по санитарной тактике. Результаты этого не преминули сказаться на сан. последствиях Русско-японской войны 1904:—05 гг., после к-рой выходит первая и последняя на русском языке в дореволюционное время сан.-тактическая диссертация П. П.’ Л отирал овского, за к-рую автору была присуждена степень доктора медицины: «-Тюренчень-1 Вафангоу-Лаоян в санитарно-тактическом отношении». Ьскрывая коренные причины провала санитарной службы в этой войне, Потира-ловский отмечает, что «подготовку мы видели главным образом в научном образовании сан. персонала, а пришлось притти к заключению, что для успешного пользования санитарными учреждениями во время войны необходимо умен
ие руководить движением сих последних». Потираловский на основе анализа опыта Русско-японской войны приходит к выводу, что «санитарную тактику должны изучать не только полевые хирурги, а все военные врачи». К таким же по существу выводам в 1908 г. приходит Унтербергер, указывая на дефекты тогдашнего военно-мед. образования врачей. Сан.-тактическая подготовка военных врачей в старой армии была впервые введена в 1907 г. С этого времени начинает появляться сан.-тактическая литература (Герих, Заглухинский, Потираловский, Прусс, Тимофеевский и др.). В империалистскую войну русские военные врачи в основной своей массе С. т. не знали, а командиры не имели о ней представления. У Бурденко, Оппеля, Тимофеевского и у ряда других авторов в работах, появившихся во время и после мировой войны, можно найти много конкретных цифр и примеров, свидетельствующих о последствиях сан.-тактической безграмотности сан. начальников в мировую войну. Процент возвращенных в строй из госпиталей после лечения в русской армии был значительно ниже, по сравнению с армиями Франции, Англии, США, Германии и других государств, принимавших участие в этой войне не потому, что русские врачи медицински были недостаточно подготовлены или не имелось сан. средств, а гл. обр. вследствие неумелого применения сан. аппарата и управления им. Красная армия в первые годы гражданской войны получает от прошлого врачебный состав •с ‘крайне невысокой теоретической квалификацией по С. тактике, но с некоторым практическим опытом. Возникают новые революционные методы организации и работы военно-сан. службы в действующей армии и в тылу окруженной железным кольцом фронтов Советской республики. Этот опыт к настоящему времени еще недостаточно учтен и изучен.—Планомерная сан.-тактическая подготовка мед. кадров для РККА начинается в процессе граждан – ской войны, совершенствуясь, до наст, времени. С. т. в 1922 г. вводится как самостоятельный предмет для изучения его военными врачами, а с 1924 г. становится обязательной дисциплиной, проходимой на мед. факультетах (в мед. институтах) в порядке высшей допризывной подготовки; при Военно-медицинской академии РККА с 1923 г. учреждается самостоятельный курс С. т., развертываемый впоследствии в самостоятельную кафедру. Распространению сан.-тактических сведений способствует организация и работа существовавшего до 1928 г. сан. отделения Военно-научного об-ва. Сан.-тактические вопросы широко освещаются в периодической печати (вОенно-санитарные сборники 1924—£8 гг.,журнал«Военно-санитарное дело»). В Красной армии появляется ряд официальных сан.-тактических руководств и наставлений. В подготовке современного врача РККА—сан. командира—С. т. занимает центральное место, сочетаясь со всей системой постоянного повышения его специальной мед. квалификации. Исследовательская работа в области С. т. идет в направлении изыскания наилучшего санитарного обеспечения специальных рбдов войск. Санитарные средства, изучаемые С. т., рассматриваются ею с точки зрения технических свойств и норм работы. Методы сан. службы, обеспечивающие войска в профилактическом отношении, как-то: предохранительные прививки, профилактическая хинизация, сан. обработка, дезинфекционные и дегазационные мероприятия, характеризуются сроками действия, временем на производство, затратой материальных ресурсов, расчетом выработки мед. состава, производительностью аппаратуры. Сан-профилактические учреждения изучаются С. т. в отношении их проггускной способности, мобильности, расчетами технического оборудования, весовым и объемным тоннажем, сроками развертывания, свертывания, приведения в рабочую готовность и т. п. Лечебные учреждения рассматриваются кроме того с точки зрения их мед. специализации, вместимости (числа коек, расчета принимаемых в единицу времени б-ных и пораженных в бою), норм работы отдельных подразделений (перевязочной, операционной, диагностических кабинетов и пр.). Сан. транспорт характеризуется техническими свойствами— проходимость, скорость движения, угол поворота, грузоподъемность—и тактическими расчетами эксплоатации—вместимость для сидячих и лежачих эвакуируемых, производительность суточной работы и пр. Внешние условия, влияющие на заболеваемость и боевую поражаемость живой силы войск, а также определяющие обстановку, в которой развертывается деятельность санитарной службы, являются предметом санитарной разведки (см.). Обеспечиваемые в сан. отношении войска изучаются С. т. в отношении норм их физиол. нагрузки, полезной ра

Изучайте:

  • БРАХИЦЕФАЛИЯ
    БРАХИЦЕФАЛИЯ (от греч. brachys—короткий и kephale—голова), или коротко-головость, представляет собой форму головы челов...
  • ОБЛИВАНИЯ
    ОБЛИВАНИЯ, одна из простейших водолечебных процедур, состоящая в том, чт« все тело или отдельные части его облива...
  • АТОМ
    АТОМ (от греч. atomos—неделимый). Слово А. применяется в современной науке в разных смыслах. В большинстве случаев А. н...
  • НОСИЛКИ
    НОСИЛКИ, приспособление для переноски б-ных и раненых в лежачем положении. Смотря по тому, производится ли транспортиро...
  • ПОЛЯРИМЕТРИЯ
    ПОЛЯРИМЕТРИЯ, поляриметры. Поляриметрия—определение направления иизмере - РИС. 1. ние угла вращения плоскости поляризац...