САНИТАРНЫЙ НАДЗОР

САНИТАРНЫЙ НАДЗОР, одна из основных форм практической деятельности сан. органов. Поддержание определенного сан. уровня жизни тех или других групп населения и его постепенное улучшение, с одной стороны, и защита от вредных моментов, с другой стороны, требуют постоянного и неослабного наблюдения соответствующих сан. органов. Сан. уровень жизни населения зависит не только от общей культуры и общих культурных навыков и привычек человека, но и от проведения целого ряда мероприятий общественного массового характера, не зависящих от воли и сил каждого отдельного индивидуума. Вместе с тем необходимый эффект в поддержании и улучшении сан. уровня зависит также и от повсеместности и одновременности осуществления соответствующего С. н., проводимого единообразно и по общим санитарным нормам. Т. о. сан. надзор есть прежде всего основная задача тех практических сан. работников, к-рые входят в состав сан. органов, а затем это есть также и дополнительная функция многих других работников мед. дела (лечащие врачи, здравпункты и пр.) и общеадминистративного персонала (милиция, зав. х-вом, коменданты общежитий, педагогические кадры). С. н. обычно распадается по своим заданиям на два основных вида: а) предупредительный С. н. и б) текущий С. н. В системе сан. обслуживания населения и населенных пунктов оба эти вида С н. занимают важное место, взаимно дополняя друг друга. Под предупредите л ь н ы м С. н. разумеют обязательное, основанное на определенных требованиях закона участие сан. органов в рассмотрении, оценке и утверждении проектов и эксплоатации всех б. или м. крупных объектов строительства и благоустройства. Под текущим С. и. разумеют обычный повседневный контроль за сан. состоянием тех же объектов уже в периоде их эксплоатации, т. е. С н. за содержанием в порядке и чистоте этих сооружений, предприятий и установок в соответствии с требованиями гигиены и сан. правил, а также за определенными группами населения. Такое понимание двух основных видов С. н., предупредительного и текущего, установлено практикой сан. органов; сама же терминология этих видов С. н. отражена и в республиканских законах «О санитарных органах» (по РСФСР постановление СНК от 8/Х 1927 г.). Указанный декрет СНК РСФСР в п. 1 так формулирует задачи и формы С и.: п. 1. «В целях повсеместного проведения мероприятий по охране жизни и здоровья трудящихся и по предупреждению и устранению Сан. неблагоустройства населенных мест, а также для организации борьбы с заразными соц. и проф. заболеваниями,—установить обязательный постоянный предупредительный и текущий С н.». В том же положении о санитарных органах республики РСФСР—в одной из последующих статей его (ст. 18)—дается и б. или м. общий перечень самих объектов, подлежащих текущему и предупредительному С. н.: п. 18. «Текущему и предупредительному сан. надзору сан. органов, указанных в ст. 5 наст. положения, подлежат: а) все источники водоснабжения и водные сооружения с их очистительными установками (водопроводы, фильтры, колодцы, обводнительные и осушительные сооружения и т. п.); б) сооружения, установки и мероприятия по собиранию, удалению и обезвреживанию нечистот и отбросов (поля орошения, биологические фильтры, мусоросжигательные печи, ассенизационные обозы, крематории, кладбища и т. п.); в) сооружения и мероприятия по благоустройству населенных мест (планировка, застройка, замощение, древесное насаждение и т. п.); г) жилища, общежития, места временного пребывания и ночлега, места общественного пользования и массового скопления населения (гостиницы, постоялые дворы, театры, кинематографы и т. п.) и места сан. обслуживания населения (бани, прачечные, парикмахерские и т. п.); д) места-изготовления, хранения, потребления и продажи съестных продуктов и напитков (рынки, базары, склады, холодильники, хлебопекарни, рестораны, столовые, магазины, лавки) и другие учреждения и заведения общественного питания (пищевой промышленности и торговли); е) места специального назначения (места заключения, казармы и т. п.) по соглашению с органами, ведающими данными учреждениями, зданиями или местами; ж) лечебно-санаторные и курортные учреждения, санатории, дома отдыха, курорты и т. п.; з) просветительные учреждения (детские дома, школы, школы фабрично-заводского ученичества, высшие учебные заведения, библиотеки, клубы и др.); и) фабрики, заводы и другие производственные предприятия как с точки зрения общего благоустройства и предупреждения неблагоприятного влияния их на окружающее население места, в частности загрязнения
ими воздуха, воды и почвы, так и с точки изучения проф. заболеваний и влияния труда и обстановки на здоровье рабочих, в целях изыскания наилучших мер борьбы с проф. заболеваемостью».—В новом проекте Санитарного кодекса, разработанного ныне НКЗдр. РСФСР (1932—33 гг.), эта статья расширена и введены дополнительные объекты, подлежащие С. н., а именно: «а) машинно-тракторные станции, совхозы и другие предприятия социалистического сектора сельского хозяйства; б) пристани, вокзалы, аэродромы, пассажирские, служебные и дежурные помещения транспорта, транспортные мастерские и депо, подвижной состав., а также и здания, приспособления и сооружения в полосе отвода; в) места производства и снабжения населения предметами личной гигиены, быта и широкого потребления». Помимо всех указанных выше объектов, эта же форма сан. работы устанавливается и по отношению: а) людских контингенте в, по характеру своей деятельности, обстановке их работы или уровню их сан. состояния требующих принятия особых санитарных мер и подлежащих соответствующему сан. контролю; б)& отдельных мероприятий, где по ходу их осуществления также необходим контроль сан. органов за порядком их выполнения и проверки результатов. К объектам С. и. из области людских контингентов относятся: а) профессиональные и другие группы трудящихся в процессе их производственного труда (сан. надзор в области охраны труда); б) те же выборочные группы, где надлежит проводить кроме того и дополнительные предварительные или текущие осмотры этих групп рабочих в виду особой вредности производства или опасностей последнего для потребителей (периодические осмотры рабочих пищевого промысла, отбор при приеме на отдельные производства и пр.); в)& движущиеся массы населения (переселенцы, эмигранты, беженцы, паломники, призывные группы); г) отдельные контингенты населения, находящиеся в особых бытовых условиях (заключенные и т. д.).—К объектам С. н. из области отдельных мероприятий надо причислить различные массовые зрелища и развлечения (состязания, спортивные игры, туризм), другие массовые единовременные скопления населения (съезды, слеты, манифестации, субботники), а также скопления населения в связи с торговлей (ярмарки, базары и пр.). Наконец сюда же должен быть отнесен и санитарный надзор, организуемый срочно в развернутом масштабе в моменты стихийных бедствий, когда функции его приобретают особо важное значение (наводнения, землетрясения и пр.). Предупредительный С. н. получил особое развитие с момента развертывания постоянных сан. организаций в разных странах в целях более глубокого сан. воздействия на улучшение условий и обстановки жизни населения. В этих целях предупредительный С. н. тесно связан с определенным сан. законодательством, который устанавливает обязанность для всех соответствующих хозяйственных, коммунальных и ведомственных организаций представлять на предварительное рассмотрение и утверждение (или дачу заключения) сан. органов все без исключения проекты строительства и благоустройства (см. перечень объектов, данный выше). Самый порядок проведения предупредительного С. н. распадается на несколько стадиев, а именно: а) выбор и отвод места под намечаемые сооружения и постройки, с учетом сан. требований, б) участие в выработке сан задании к этому строительству на основе предъявляемых сан. норм и требований, в) рассмотрение или участие в рассмотрении соответствующих проектов строительства и дача заключения или утверждения их, г) участие в приемке сооружения и строительства с целью проверки выполнения предъявляемых ранее сан. требований, д) определение возможности пуска в работу или заселения (жилище) и проведение этого с учетом сан. показателей. При осуществлении всех этих форм предупредительного С. н. сан. органы исходят или из устанавливаемых законом сан. норм в каждой данной области (нормы водопотребления, нормы жилищной площади, нормы состава пищевых продуктов, нормы сан.-тех. оборудования и пр ) или—при отсутствии законом установленных норм—из общих гиг. норм., предлагаемых гигиеной. В СССР известная часть гиг. требовании оформлена ныне уже в порядке сан. норм, составляющих обычно важную часть т н Санитарного кодекса (см. Санитарное законодательство), а также в виде «Единых стандартных норм», издаваемых Комитетом стандартизации при СТО.—По отношению к отдельным видам строительства закон обычно устанавливает определенную практику предупредительного нтД’ 1а^овь1 например санитарные правила Й^оп? лгтЛ? оп & 0 П0СТР0йке жилых зданий» (
от 20/VІI.1929 г см. «Вопросы здравоохранения» от 7/VІII 1929 г., № 29), где дан ряд жи-лищно-санитарных норм, коими должен руководствоваться С. н. при рассмотрении объектов жилищного строительства; таковы «Инструкция сан. органам по приему вновь выстроенных и капитально ремонтируемых зданий» (от 17/Х i7vt Ж’ см – «Вопросы здравоохранения» от i/Ai 1У^9 г., № 40); таковы «Санитарные правила о заселении рабочих жилищ» (принятые НКЗдр., НКВД РСФСР и ВЦСПС от 5/Х ^1^да’ см – т – вРач-сан. законодательства РСФСР», вып. П, стр. 64). Практика и закон обычно устанавливают, что случаи разногласия между сан. органами и хозяйственными при рассмотрении вопросов строительства и др поступают на окончательное решение вышестоящих органов, вплоть до центральных. Казуистические случаи, где требуется научное подтверждение или консультация, разрешаются обычно соответствующими научно-консультативными органами НКЗдр. (ученые мед. советы) или в научно-технических советах ведомств, с участием представителей НКЗдр. В целях систематического проведения предупредительного С. н. надлежит поэтому органам здравоохранения принимать также обязательное участие и в рассмотрении перспективных планов строительства (плановые органы). При проведении текущего С. н. имеют значение следующие моменты: а) широкий охват этим С. н. всех подлежащих последнему объектов, б) систематичность и периодичность выполнения этого С. н., в) проведение единых сан. и сан.-тех. требований при С. н. (на основе обязательных сан. постановлений или др. сан. законов), г) учет и регистрация всех актов С. н. (запись в книги, письменное предъявление требования, установление сроков выполнения), д) контроль за выполнениемтребованияи е)привлечение к ответственности за невыполнение последних. Организация текущего С. н. выдвигает поэтому на очередь и здесь плановость работы сан. органов. Надлежит в конкретных планах своей работы для каждой данной территории (сан. участок, предприятие, школа и пр.) наметить списки объектов текущего санитарного надзора и установить порядок и сроки его проведения, выделяя на первое место наиболее ответственные в санитарном отношении объекты (напр. по жилищному сектору— общежития, рабочие бараки, по пищевому—столовые, фабрики-кухни, по эпидемическому—сан. пропускники и пр.). Далее надлежит принять все меры к разработке и своевременному опубликованию местных обязательных сан. постановлений, широко распространяемых среди населения для его информации, и соответствующий инструктаж населения и ответственных за сан. состояние отдельных объектов лиц. Надлежит кроме того установить определенные формы записи отдельных сан. осмотров в порядке текущего С. н. (журнал на предприятии, сан. книги, особые бланки и пр.). Ряд местных сан. органов по СССР издает на местах такие единовременные книжки записей, с кратким введением в них по вопросу о сущности С. н. и с указанием соответствующих статей сан. законодательства. Предъявляемые сан. органами требования в порядке текущего С. н. не должны быть беспредметными и носить общий характер; они должны быть конкретными, фиксировать определенные, выявленные осмотром недочеты и указывать методы исправления и сроки выполнения. Кроме того они должны быть предъявлены к определенным физическим лицам, которые и отвечают за невыполнение требования. Чрезвычайно важно установление контроля за этим выполнением; при его отсутствии С. н. превращается в ненужную бумажную переписку. Помимо этого планового текущего С. н. в практике работы сан. органов имеется и внеплановый текущий надзор, вызываемый различными требованиями жизни, запросами ведомств, жалобами отдельных лиц и наконец проводимый одномоментно и по инициативе самих сан. органов. Значение этой формы С. н. также велико, но она не должна подменять планового С. н. Все виды С. н. должны находить свое отражение в отчетах сан. органов и втягивать более широкие массы населения в дело оздоровления. Разнообразные формы С. н. требуют зачастую очень значительной квалификации санитарных органов. Особенно это необходимо иметь в виду по отношению к предупредительному С. н., где рассмотрение проектов часто очень сложного промышленного или коммунального строительства выдвигает ряд трудных сан.-тех. вопросов. То же относится например и к области пищевого сан. дела, где ряд вопросов пищевой гигиены еще недостаточно проработан в научном отношении. Поэтому в практике создаются специальные виды С. н., в соответствии с квалификацией самих работников дела. Таковы: жилищно-коммунальный С. н.,
пищевой С. н., пром.-сан. надзор, С. н. на путях сообщения, в области охраны детей (школьный С. н.). В соотв. инструкциях для сан. врачей этих специальностей обычно указываются и формы соответствующего же С. н. (см. Пищевое законодательство, Жилищно-санитарный надзор, Охрана здоровья детей и подростков и пр.). Особое место в проведении С. н. занимают т. н. санитарные обследования. И в практике предупредительного С. н., а отчасти и текущего С. н., эти обследования являются обычно начальным стадием всей работы. В предупредительном С. н. сан. обследования являются основной обязательной частью работы при выборе места под строительство, при планировке населенных пунктов, при определении источников-водоснабжения; то же надлежит проводить и при осуществлении С. н. по отношению к отдельным группам населения (обследование сан. условий труда, обследование сан. условий транспорта и пр.). По целому ряду объектов имеются разработанные органами здравоохранения особые программы таких сан. обследований: такова напр. программа по сан. изучению городов при разработке проектов их планировки (цирк. НКЗдрава РСФСР от 3/ХП 1927 года, см. «Врач.-сан. законодательство», вып. II, стр. 71), таковы программы по изучению и обследованию источников водоснабжения, сан. обследованию отдельных производств и промыслов и пр. По отношению к отдельным объектам составляются особые сан. карты обследования (двора, жилища, усадьбы, торгового предприятия, столовой, кухни, колодца, школы и пр.). Пользование однородными сан. картами, анкетами и программами имеет большое значение и в целях последующей обработки этих материалов (статистические сводки). На основе этих сан. обследований проводится не только предупредительный и текущий С. н., но и составляются отдельные монографии по сан. состоянию того или иного объекта. В практике С. н. эти работы имеют свое значение как исторический и как отправной материал для ряда выводов и сопоставлений. В прошлом русской сан. практики такие сан. описания имели место по отношению к ряду территорий и предприятий старой России. Таковы медико-топографические описания отдельных губерний и городов (работы 1860—70 гг.); земские сан.-статистические обследования (напр. работы по сан. состоянию фабрик и заводов Моск. губ., проведенные при участии проф. Эрисмана, Погожева, Дементьева и др. в 1880-х гг.); далее сан. обследования городов средней и нижней Волги и нек-рых населенных пунктов Урала (работы проф. Хло-пина в 1900-х гг.) и т. д. Таковы же многочисленные сан. обследования, проделанные после революции,—промышленные предприятия Москвы (Мосздравотдел), обследования сельских жилищ Украины (Марзеев) и др. С. н. всех указанных видов проводится прежде всего санитарными органами, т. е. сан. врачами и сан. инспекцией. Наиболее квалифицированные виды С. н. (особенно предупредительный С. н.) должны осуществляться исключительно врачами. Для других видов С. н., в частности для текущего С. н., к этой работе могут и должны быть привлекаемы лица и другого персонала. Это—1) помощники сан. врачей и общественные сан. инспектора; 2) врачи здравпунктов; 3) органы милиции. Формы участия этого персонала в С. н. устанавливаются особыми инструкциями. Простейшие виды С. н., особенно проводимые в порядке сан. минимума, конечно могут быть поручены не мед. персоналу при условии его предварительного инструктажа. К таким простейшим видам С. н. (текущего С. н. за содержанием квартир, дворов, улиц, мастерских) привлекаются так. обр. коменданты зданий, завхозы учреждений и другой административный персонал, ответственный в этих областях. Наконец кроме всего этого также должны быть использованы и общественные силы и соответствующая сан. самодеятельность—ячейки здравоохранения, сан. комиссии, домуполномоченные, организации РОКК. Порядок проведения С. н. этими органами должен инструктироваться сан. врачами, с и объем этой работы всего ближе сливается соответствующими требованиями о проведении сан. минимума (см. Санитарный минимум). Особой формой С. н. являются также сан.-тех. надзор и ветеринарно-сан. надзор. Под санитарно-техническим надзором разумеют контроль преимущественно технического характера за деятельностью и эксплоата-цией сан.-тех. сооружений (водопровод, канализация, очистные сооружения и пр.). PC этой же форме надзора относится и надзор такого же рода за строительством и эксплоата-цией жилищ, в частности сан.-тех. надзор за работой сан.-тех. приборов в жилищах (отопление, вентиляция, освещение и пр.). Сан.-тех. надзор свои требования базирует как на принятых сан. нормах, так и

Изучайте:

  • КАСТОРОВОЕ МАСЛО
    КАСТОРОВОЕ МАСЛО, клещевинное масло, Oleum Ricini, s. Oleum Castoris, s. 01. Palmae Christi, получается из семян клещев...
  • БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
    ...
  • ЦЕНКЕРА ЖИДКОСТЬ
    ЦЕНКЕРА ЖИДКОСТЬ, очень распространенный фиксатор, применяемый в гист. технике. Состав Ц. ж. следующий: сулемы—5,0, дву...
  • ПАТОЛОГИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ
    ПАТОЛОГИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ (нозология) очень разнообразна как по своим проявлениям, так и по анат. изменениям. П. ...
  • ИНТЕРПОЛЯЦИЯ
    ИНТЕРПОЛЯЦИЯ (interpolatio), пополнение эмпйрич. ряда значений какой-либо величины недостающими промежуточными значения...