ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ (от греч. epidemia—эпидемия и logos—учение), учение об эпидемиях, наука, ставящая своей задачей изучение законов возникновения, развития и угасания эпидемий. В этом смысле слово Э. полностью вытеснило старое слово «лоймология», обозначавшее прежде в более широком понимании учение о заразных б-нях, а в более узком—учение о чуме. На основе изучения законов движения эпидемий Э. делает определенные практические выводы, заключающиеся в разработке рациональных мер борьбы с распространением заразных б-ней. Э. подобно другим наукам возникла и развилась исторически из непосредственных практических мероприятий, предпринимавшихся людьми в целях борьбы с заразными б-нями. Все эти практические мероприятия, до тех пор пока они не были систематически критически обработаны современной наукой, в соответствии с различными представлениями о сущности заразных б-ней, господствовавшими в разные исторические эпохи, в большинстве случаев были или просто нелепы (сжигание «ведьм», мистические таинства, жертвоприношения) или носили сугубо эмпирический, мало рациональный характер (напр. прививки человеческой оспы детям с целью предохранения от заболевания ею в более позднем возрасте, применявшиеся с давних пор в Китае, древнееврейское законодательство, запрещавшее употребление в пищу отдельных видов мяса для устранения нек-рых связанных с ними б-ней, средневековые 40-дневные карантины для недопущения завоза чумы в Европу и пр.). Среди всего материала этого периода мы лишь редко встречаемся с правильными эпидемиологическими взглядами, сохранившими свое значение до наших дней. Революция в области Э. произошла лишь во второй половине 19 в., в связи с установлением и научным подтверждением того взгляда, что в основе заразного (инфекционного) заболева – ния всегда лежит проникновение в организм человека или животного специфического возбудителя этого заболевания. С этого момента открылась впервые возможность поставить борьбу с заразными б-нями на рациональную почву, причем богатейший опыт крайне успешного развития противоэпидемических мероприятий в сравнительно короткий срок дал возможность сделать ряд ценнейших обобщений и открыть ряд законов, вскрывающих сущность развития эпидемий отдельных инфекционных б-ней, а путем обобщения этих частных законов установить еще более общие законы данной науки. Наряду с этим Э. накопила чрезвычайно богатый фактический материал, касающийся как вопроса о передаче инфекции от индивидуума к индивидууму, так и условий массового (эпидемического) распространения инфекционных б-ней. В результате мы имеем возможность говорить уже в наст, время об общей Э. как той части науки, к-рая изучает наиболее общие законы эпидемий, и о частной, или специальной Э., которая занимается особенностями эпид. распространения отдельных заразных б-ней. Как та, так и другая часть науки в свою очередь подразделяется на 2 отдела: один, изучающий собственно законы эпид. развития (теоретический), и другой,—на основе установления этих законов вырабатывающий наиболее рациональные меры противоэпидемической борьбы (практический). Еще почти до конца 19 в. в Э. пользовалась большой популярностью т. н. локалистическая школа, во главе к-рой стоял один из крупнейших гигиенистов второй половины 19 в. Пет-тенкофер. Отдельные элементы его учения, б. или м. приспособляемые к современным взглядам, еще и до сих пор поддерживают немногочисленные ученые (см. Почва). Хотя сущность этого учения, пытавшегося свести эпидемиологические законы к местным свойствам почвы, и оказалась по всеобщему почти признанию ошибочной, тем не менее в свое время учение Петтенкофера сыграло большую полезную роль в деле оздоровления условий жизни множества городов Зап. Европы, поскольку под его влиянием города эти получили удовлетворительные условия их благоустройства, канализации и водоснабжения. По мере развития микробиол, взгляда на природу заразных б-ней все более и более укреплялась другая научная эпидемиологическая школа, идейным вдохновителем к-рой по праву считается другой крупнейший германский гигиенист, Р. Кох. Это учение, в общем исходившее из правильного по существу взгляда об этиологической (причинной) связи момента проникновения микроба в человеческий организм и факта заболевания последнего, приняло однако несколько упрощенную схему данного процесса. Получившее название контагионистского, учение Коха считало, что проникновение возбудителя в человеческий организм является не только обяз
ательным предварительным условием, но и вполне достаточным моментом, чтобы вслед за этим неизбежно наступило заболевание. Углубленное изучение развития инфекционного процесса в человеческом организме в связи с ответными реакциями последнего на проникновение в него возбудителя и условий массового (эпидемического) распространения инфекционных заболеваний среди человеческого населения при разных условиях хотя и подтвердили в основном первоначальную установку Коха, но значи – тельно уточнили понимание этого процесса, внеся в него целый ряд дополнительных, ранее совершенно не учитывавшихся моментов. Изучение вопросов восприимчивости и иммунитета, открытие явлений бацилоношения и роли высших животных (в частности грызунов) и насекомых в распространении заразных б-ней, современное понимание значения соц. моментов в деле распространения эпидемий, открытие ряда «новых» (до того неизвестных) заразных б-ней, наряду с перспективами и даже реальными достижениями на путях ликвидации ряда других,— все эти вопросы, проработанные за последние 3—4 десятилетия, представляют ряд животрепещущих проблем, открывших перед данной наукой совершенно исключительные горизонты как теоретические, так и практические.- Ставя своей. задачей изучение законов распространения эпидемий заразных болезней и разработку мер борьбы с их распространением, Э. по своему характеру, содержанию и методике значительно отличается от большинства общеизвестных практических «медицинских», в прямом смысле этого^ слова (т. е. лечебных), дисциплин. В то время как эти последние имеют дело с индивидуумом, Э. всегда имеет в виду коллектив, к-рому грозит распространение в его среде эпидемии, причем устранение этой угрозы достижимо лишь мерами, охватывающими весь коллектив и в значительной степени направляемыми на окружающую его среду. Эти особенности Э. заставляют квалифицировать ее как науку: ^профилактическую, т. е. преследующую цель предупреждения, и 2) организационную, т. е. использующую в качестве основного метода своей работы приемы организационного характера. В процессе своей организационной деятельности Э. применяет и целый ряд специальных, ею разрабатываемых технических противоэпидемических приемов, куда относятся напр. дезинфекция, прививочное дело, изоляция б-ных, обезвреживание здоровых носителей инфекций и пр. Как практическую, так и теоретическую свою часть Э. разрабатывает при содействии ряда смежных дисциплин, среди к-рых наибольшую роль играют микробиология, клиника и пат. анатомия заразных б-ней (см. Инфекционные болезни), но наряду с ними огромную роль в разработке эпидемиологических проблем играет также санитарная статистика. Соответственно указанному Э. использует довольно широко основные методы, применяемые при научном исследовании вообще. Экспериментальный метод нашел чрезвычайно широкое и плодотворное применение при разрешении громадного количества частных вопросов, правильное разрешение к-рых чрезвычайно содействовало прогрессу Э. Этот метод в основном применяется в форме единичного лабораторно-бактериологического эксперимента на животных, в отдельных случаях и на людях, в последнем случае обычно экспериментаторами на самих себе или на своих сотрудниках и других лицах, добровольно предоставляющих себя для этой цели. При разрешении нек-рых вопросов применяются также эксперименты физического (напр. при изучении процессов т. н. «капельной» и «пылевой» инфекции) или химического (напр. при изучении дезинфекционных процессов) характера и пр. За последнее время рядом авторов (Топлей, Вебстер, Флекснер, Нейфельд и др.) был разработан новый метод массового лабораторного эксперимента на животных, получивший методологически ошибочное название «экспериментальной эпидемиологии». Само собой понятно, что основное явление, к-рое служит объектом изучения Э., а именно эпидемия, т. е. массовое распространение заразной б-ни среди человеческого населения, никак не может быть воспроизведено в форме эксперимента. Потому Э. наряду с экспериментальным методом широко использует также метод наблюдения во всех тех его формах, в которых его можно применять к процессам соц. порядка, какими в значительной степени являются эпидемии, развивающиеся в человеческом обществе. Сюда относятся: 1) статистический метод, особенно в его современной разработке (вариационная статистика) достигший весьма большой точности; 2) метод непосредственного наблюдения, в свою очередь применяемый в форме наблюдения за х

Изучайте:

  • ЭРИТЕМА
    ЭРИТЕМА (erythema), диффузное воспалительного характера пятнистое высыпание на коже или на слизистых оболочках, возника...
  • БАУГИНИЕВА ЗАСЛОНКА
    БАУГИНИЕВА ЗАСЛОНКА (valvula coli, valvula ileo-coecalis), клапан, расположенный в месте перехода кишки подвздошной в т...
  • ПСИХОТЕРАПИЯ
    ПСИХОТЕРАПИЯ (псих, лечение), планомерное пользование псих, средствами для лечения болезней. Под псих, средствами подра...
  • БЮХНЕР
    БЮХНЕР, Людвиг Фридрих Карл Христиан (Ludwig Buchner, 1824—99), один из виднейших материалистов XIX в. Родился в Дармшт...
  • КИСЕЛЬ
    КИСЕЛЬ, Александр Андреевич (родился в 1859 году), известный педиатр, профессор 2 МГУ. Окончил Киевский ун-т в 1883 г.,...