СМЕРТЬ

СМЕРТЬ, необратимое прекращение основных жизненных свойств организма, его дыхания, кровообращения и обмена веществ. Определить С. можно только через отношение к жизни. Давая жизни самое общее определение как процессу обмена (диссимиляции и ассимиляции), определяют и смерть как необратимое прекращение обмена, за которым следует уже раз-’ ложение белковой субстанции. В «Диалектике природы» Энгельс так говорит о жизни и С: «Ж изнь и смерть. Уже и теперь не считают научной ту физиологию, к-рая не рассматривает смерть как существенный момент жизни (заметь: Hegel, Enz. I, стр. 152, 153), которая не понимает, что отрицание жизни по существу заложено в самой жизни так, что жизнь всегда мыслится в отношении к своему неизбежному результату, заключающемуся в ней постоянно в зародыше,—смерти. Диалектическое понимание жизни именно к этому и сводится. Но кто раз понял это, для того навсегда потеряли свой смысл всякие разговоры о бессмертии души. Смерть есть либо разложение органического тела, ничего не оставляющего после себя кроме хим. составных частей, образовывавших его субстанцию, либо она оставляет за собой жизненный принцип, душу, который переживает все живые организмы, а не только человека. Таким образом здесь достаточно простого уяснения себе, при помощи диалектики, природы жизни и смерти, чтобы покончить с древним суеверием. Жить— значит умирать» (Энгельс, Диалектика природы, М.—Л., 1930, стр. 9, 10). Следовательно С. является естественным и неизбежным завершением жизни и заключает собою цепь последовательных изменений в организме, происходящих в течение жизни (см. Старость). Такую «физиологическую» смерть, наступающую независимо от особых внешних влияний (болезней, травм) и являющуюся естественным концом существования, называют еще С. от старческой дряхлости. При вскрытии глубоких стариков можно часто не найти в органах таких изменений, к-рыми можно было бы объяснить причину С. Сама старость в совокупности вызываемых ею изменений как в отношении фнкц. деятельности организма (слабость), так и в анат. отношении (атрофия, дегенерация, склероз) уже представляет собой б-нь, постигающую всякого индивидуума, достигшего известного возраста, и поэтому это б-нь нормальная, физиологическая(Miihlmann). В противоположность С. от внешних обстоятельств (болезней, травм) смерть от старческой дряхлости есть С. от изменения внутренних условий жизни, т. е. изменения совокупности процессов обмена, образующих жизнь, в процессе развития индивидуума. С. от старческой дряхлости—последняя фаза развития организма (Lipschtitz). Во взглядах на причины наступления С. от старости нет единства. Одни, сак Вейсман, полагают, что С. есть следствие изнашивания организма, причем не изнаши-тются в организме только половые клетки, лособные делиться до бесконечности и не умирающие. Другие старческую атрофию объ – | ясняют плохим питанием клеток в связи со склерозом сосудов в старости (но обязательный старческий склероз сосудов-—отнюдь не установленный факт). По Мечникову, причина гибели клеток при жизни зависит от отравления их ядами, поступающими из толстых кишок. Подробнее о причинах старческого увядания — см. Старость. Наиболее благоприятным объектом для изучения явлений С. являются одноклеточные организмы — простейшие. Одноклеточный организм функционально соответствует целому организму (Calkins), а в структурном отношении может быть сопоставлен, условно конечно, с изолированной клеткой многоклеточного организма. Состав естественных растворов, в которых живут одноклеточные (кроме паразитов), можно менять по желанию, создавая те или иные условия. Вейсман, изучая С. у одно – и многоклеточных организмов, пришел к заключению, что «смерть, т. е. ограниченная продолжительность жизни, совсем не является атрибутом, свойственным всем организмам. Простейшие бессмертны в том смысле, что у них нет „смерти», наступающей от внутренних причин». У одноклеточных индивидуальная жизнь оканчивается делением на две дочерние клетки, последние растут и опять делятся и т. д. Здесь нет места для образования трупа. И, по Вейсману, смерть — явление филогенетически значительно более молодое, чем протисты. Оно развивается впервые у многоклеточных, где отдиференцировались особые клетки, служащие целям размножения и гарантирующие продолжение рода, в то время как «сома», телесные клетки, по истечении времени становится трупом. Мопа (Maupas), Калкинс (Calkins) и Р. Герт-виг (R. Hertwig) в своих опытах пришли к противоположным результатам. Разводя различные в
иды инфузорий, они в ряде поколений могли установить изменения как во внешнем виде, так и в поведении инфузорий, и через 100, 300 делений инфузории погибали. Калкинс установил, что изменения, появляющиеся после ряда делений, переходят в С, но могут быть преодолены конъюгацией, изменением t°, состава пищи и т. п. Т. о., в противоположность Вейсману, по Мопа, Калкинсу и Гертви-гу, у простейших существует С. от «внутренних причин». После нек-рого числа делений простейшие впадают в состояние «старческой дегенерации», «депрессии» или «физиологической дегенерации», т. е. им свойственен определенный жизненный цикл, завершаемый гибелью отдельной особи, если не вмешивается извне конъюгация или один из раздражителей, отмеченных Калкинсом. Вудреф (Woodruff) внес значительный корректив к опытам Мопа и Калкинса. Изолируя каждый раз дочерние клетки после деления в свежем настое сена и исключив конъюгацию, он за 7 лет вывел около 4 500 поколений инфузорий, не обнаруживавших и в последних поколениях признаков «депрессии». Явления депрессии и затем С. в опытах Калкинса и др., по мнению Вудрефа и Липшюца, основаны на влиянии продуктов метаболизма, выделяемых инфузориями в куль-туральную среду. Опыты Вудрефа показали, что смерть у простейших не есть физиологическая смерть от «старческой дряхлости», но обусловливается патологическим раздражением, вызываемым накоплением в культуральной среде продуктов метаболизма. [ЕРТЬ Опыты Вудрефа дали возможность многим биологам вместе с Вейсманом утверждать о наличии «потенциального бессмертия» в природе. С. следовательно, по их мнению, не существенный момент жизни, а является всегда в той или иной форме случайностью. Но признание потенциального бессмертия исходит из метафизического понимания явлений С. Для сторонников этого взгляда С. всегда и для всех живых существ проявляется при всяких условиях в одной и той же неизменной форме. Такая позиция в конечном счете приводит к точке зрения, отрицающей развитие, возникновение нового. Понятие «бессмертие» требует по существу признания постоянных, не изменяющихся в ходе размножения индивидуумов, что в свою очередь требует отрицания развития, признания постоянства условий существования и т. д. Между тем признание изменяемости индивидуумов и видов—краеугольный камень эволюционной теории. Если понятию «потенциальное бессмертие» придавать узкий, ограничительный смысл, именно, что в ходе эволюции возникли одноклеточные организмы, одним из свойств которых является деление, и что эти организмы при определенных условиях могут давать бесконечный ряд организмов, то и тогда понятие «потенциального бессмертия» неверно, т. к. оно исходит из ненаучных предположений о постоянном, циклически повторяющемся, не изменяющемся круге явлений: материнская клетка дает тождественные дочерние, эти в свою очередь дают совершенно тождественные новые поколения и т. д. Таким образом по существу дается антиэволюционистская концепция, отрицающая развитие организмов, в данном слу-* чае простейших.—Теория «потенциального бессмертия» тесно смыкается с идеалистической теорией вечности жизни и по существу является также научным прикрытием поповского учения о бессмертии души и т. п. Точка зрения «потенциального бессмертия» обезоруживает в частности конкретные биол. исследования по вопросу о развитии, С. организмов. Наоборот, мысли Энгельса о том, что «жить— значит умирать»—действенное орудие исследования развития организма на всех его этапах (Айзупет, Исаков, Токин). У человека С. от старческой дряхлости—редкое явление. 1/3 всех людей умирает до 20 лет, едва 7а достигает 40 лет, т/з —70 лет, а до 90 лет дояягеает едва 7г%- По статистическим данным во Франции доживает до ста лет 1:200 000 чел., в Греции 1:25 600. Вычисления на основе теории вероятностей, произведенные Пютте-ром (1921), показали, что можно ожидать по одному случаю С. на общее количество смертей: В 105 л, на 1,1 млн. С. В ш л. на 110 млн. С. » 106 » » 2,2 » » » 113 » » 283 » » » 107 » » 4,3 )> » » 113 » » 850 » » » 108 » » 9,1 » » » 114 » » 2 340 >> » » 109 » » 19,4 » » » 115 » » 6 650 » » » 110 » » 44 I) » У человека принято различать: 1) С, естественную (от старческой дряхлости), 2) С. патологическую, вызываемую пат. процессами в организме (С. от «б-ней»), 3) С. насильственную, вызываемую механическими, термическими, химическими и др. воздействиями на организм, 4) Внезапную смерть (см.). Вопр

Изучайте:

  • ШИНЫ
    ШИНЫ, приспособление, применяемое для создания неподвижности (иммобилизации), чаще всего при переломах длинных костей к...
  • ШАГАСА БОЛЕЗНЬ
    ШАГАСА БОЛЕЗНЬ (Chagas), американский трипаносомиаз, распространенное в Центральной и Южной Америке (Бразилия, Венесуел...
  • ДИАТЕЗЫ
    ДИАТЕЗЫ (от греч. diathesis—предрасположение), термин, под к-рым, говоря теоретически, нужно объединить состояния орган...
  • BALANTIDIUM COLI
    BALANTIDIUM COLI (Claparede et Lach-mann, 1858 г.), род инфузорий из порядка Heterotrichida (разноресничных). Известно ...
  • СОЦОИОДОЛ
    СОЦОИОДОЛ, как и соцоиодоловые препараты—соли соцоиодоловой (дииодпарафенолсуль-фоновой) к-ты, в Ф VІI не включены, он ...