ТРАНСПОРТ САНИТАРНЫЙ

Спасибо нашим инвесторам из казино онлайн

ТРАНСПОРТ САНИТАРНЫЙ предназначен для перевозки больных, раненых, пораженных ОВ и др. контингентов, нуждающихся в лечебной помощи. В системе народного здравоохранения применяется с целью: а) обеспечить возможно быструю доставку этих контингентов на пункты медицинской помощи (см.), располагающие всем необходимым техническим оснащением и подготовленным мед. персоналом для оказания квалифицированных мед. пособий; б) размещения нуждающихся в госпитализации по стационарам соответствующей специальности. Особое значение приобретает работа Т. с. в обстановке массовых потерь, гл. обр. в военное время, когда приходится организовывать санитарную эвакуацию (см.), для которой Т. с. является основным техническим средством. Технические данные, характеризующие отдельные виды Т. с, предопределяют тактические нормы его эксплоатации; среди последних наиболее существенными являются: подъемная сила, скорость движения. комфортабельность перевозок и др. Т. с. делится по виду путей на транспорт наземный, водный и воздушный. Наземные пути делятся на колейные и бесколейные. К колейным путям относятся железные дороги, подвесные канатные дороги. Бесколейные пути различают одетые (гудронированные, шоссе, мостовые, клинкерные, асфаль – товые и др.) и неодетые, или грунтовые дороги. Двигателем различных средств Т. с. может быть живая сила или механическая тяга. Все это делает чрезвычайно разнообразным и весьма обширным ассортимент средств Т. с. В Т. с. существуют специальные сан. повозки или приспособления, позволяющие использовать отдельные виды пассажирского или грузового транспорта для сан. перевозок. Простейшим видом транспортировки больных (раненых, пораженных ОВ и др.) является переноска их на руках. Для этого существует большое количество способов, предусматривающих переноску б-ного одним или двумя «носильщиками» (рис. 1 и 2). Чаще всего пользуются подручными предметами, облегчающими такую переноску [стул, небольшая лестница, доска, палки, полотнища (рис. 3 и 4); в военной практике—винтовки, ножны от холодного оружия, шинели, ремни и пр.]. Однако такая транспортировка, не требуя специальных технических приспособлений, отличается незначительной скоростью движения (1 км в 30 мин.), сильной утомляемостью носильщиков, т. е. малой производительностью их труда, и неудобствами для самого транспортируемого. Поэтому для переноски больных на руках пользуются сан. носилками, подвешенными на лямках, перекинутых через плечи носильщиков. Наиболее удобным типом лямок являются надеваемые на оба плеча и позволяющие регулировать высоту носилок над поверхностью земли. Но и при пользовании сан. носилками труд носильщиков является одним из наиболее тяжелых видов физической работы. Поэтому в

качестве транспортной единицы существует расчет на каждые сан. носилки по 4 человека, работающих парами по-сменно и называемых носилочным звеном. Особенно затруднена ра-

Рисунок 2. Переноска раненого двумя санитарами.

Рисунок 4. Перепоена раненого на шесте в полотнище палатки.

Рисунок 7. Санитарная двуколка. бота носильщиков в атмосфере ОВ, когда им приходится пользоваться противогазом и защитной одеждой. Невозможна работа с сан. носилками зимою на глубоком снегу. Для этой цели в зимних условиях сан. носилки ставят на лыжи. Лыжно-носилочные установки допускают пользование не только специальными лыжами, но и лыжами самого раненого и имеют весьма существенное значение для армий, оперирующих на театрах военных действий, лежащих в зоне с длительным снеговым покровом. Иногда для транспортировки носилок зимою пользуются санно-лыжными установками или специальными санками, что имеет место по преимуществу в горных условиях. Летом для облегчения работы санитаров-носильщиков, действующих на более или менее ровной местности с твердым грунтом, применяются колесные приспособления, укрепляемые к сан. носилкам и состоящие из одного или двух колес. Проходимость одноколесных носилок больше, но они не обладают никакой устойчивостью, поэтому работа с ними труднее. Вместо обычных сан. носилок, состоящих из двух жердей и полотна, натянутого между ними, пользуются гамаками, подвешенными к одной палке, помещенной на плечи двух идущих друг за другом санитаров, или особого покроя фартуками или сиденьями, позволяющими нести раненого за плечами. Эти приспособления не имеют большого распространения, т. к. вызывают затруднения при погрузке и разгрузке таких носилок, что наиболее болезненно для транспортируемого. Во избежание всяких перегрузок раненого с носилок существует тенденция унификации сан. носилок, преследующая цель иметь такой тип их, который совершенно исключал бы надобность в смене носилок до тех пор, пока раненый, однажды положенный на носилки, не будет доставлен на операционный стол или на госпитальную койку. В частности санитарная служба РККА располагает такими унифицированными сан. носилками (см.), рассчитанными не только на их переноску вручную, но и на перевозку всеми другими видами Т. с. В морской практике и в других условиях, когда раненого приходится с помощью блоков извлекать в вертикальном направлении из глубоко расположенных помещений, приходится пользоваться особыми носилками (морские носилки, пакетные носилки), допускающими прочную фиксацию транспортируемого к этим носилкам. По существу такие носилки являются иммобилизирующей повязкой, шиной, фиксирующей все человеческое тело, и должны удовлетворять аналогичным требованиям («физиологическое» положение, предупреждение сдав-ления и пр.). — При носилочной транспортировке никогда не должно быть забыто возвышенное положение головы (за исключением случаев, когда это медицински противопоказано), для чего применяются ■ особые изголовья или подушки, т. к. длительное пребывание на носилках без изголовья весьма^ тягостно ;для транспортируемого. Лыжно-санные носилки могут’-'перевозиться собачьей упряжкой. При возможности воспользоваться конной тягой сап. носилки размещаются на двух жердях, в которые, как в оглобли, впрягается одна лошадь (получается «волокуша»—рис. 5), или эти жерди подвешиваются на вьючных седлах двух лошадей, спе-циально’.натренированных в перевозке носилок таким способом (вьючные носилки — рис. 6). Есть способы прикрепления к вьючному седлу одних или пары носилок на одну лошадь. Вьючные носилки транспортируются также верблюдами, мулами и ишаками. Район применения вьючных средств Т. с.—горные и степные местности, недоступные для движения колесного транспорта. Вьючный транспорт, так же как и носилочный, оказываясь незаменимым в силу своей проходимости, отличается большой быстротою движения по сравнению со скоростью хода сан. носильщиков, но и эта скорость ограничена тем, что вьючное животное приходится вести на поводу пешему санитару-проводнику. Эффективность работы вьючного транспорта тоже невысока. Основным видом Т. с. является колесный транспорт. Простейшая колесная сан. повозка — сан. двуколка (рис. 7), запряженная одной или двумя лошадьми. Высокие колеса сан. двуколки обеспечивают ей высокую проходимость при движении без дорог и в частности при переправе вброд глубиной до 1 м. Сан. двуколка вмещает двое груженых носилок или трех-четырех сидячих больных и имеет брезентовый верх. Сан. двуколка снабжена мягкими рессорами, не допускающими чрезмерной их

Рисунок 8. Санитарный автомобиль.

перегрузки. Отрицательными свойствами двуколки как Т. с. является малая ее устойчивость в горизонтальной плоскости, что особенно чувствительно для транспортируемых на неровной или разбитой дороге, т. к. колеса двуколки расставлены шире колеи обычных повозок. Четырехколесные повозки конной тяги для перевозки эвакуируемых у нас почти не применяются. В некоторых зарубежных армиях они еще сохранились. Четырехколесная повозка вмещает четверо носилок в два яруса, что повышает ее центр тяжести и делает менее устойчивой при движении и на поворотах. . В мировую войну и после нее на первое место в качестве Т. с. на бесколейных путях выступает автосанитарный транспорт, обладающий большей скоростью и большей вместимостью по сравнению с Т. с. конной тяги. Если к концу августа 1914 г. на автотранспорте во французской армии было перевезено 48 000 пораженных в бою и б-ных, то в июле 1918 г. эта цифра достигла 445 000. Всего во французской армии на зап. фронте за период мировой войны было перевезено автотранспортом 10 411 156 эвакуированных, а в английской—6 354 000. Значительные преимущества имеет автосанитарный транспорт (рис. 8) и в отношепии|все возрастающей комфортабельности сан. перевозок. Уменьшение тряски и покой при движении зависят от многих причин: качества полотна дороги, мягкости рессор, наличия амортизаторов для «тушения колебаний» (предотвращения раскачивания), опытности водителя машины, степени давления в ♦22 пневматических шинах и пр. Среди этих условий немалую роль играет наличие особых подрессоривающих приспособлений к сан. носилкам, устанавливаемым в автомобиле (см. ниже). Скорость движения автосанитарного транспорта по грунтовым путям (12—15 км в час) ipa3a

Рисунок 9. Санитарный автомобиль на резиновых лептах (кегресс) о лышами вместо передних колес.

в 3 превышает скорость Т. с. конной тяги, достигая на шоссе 30—40 и более км в час. Другое преимущество сан. автомобиля заключается в возможности пользоваться им значительные промежутки времени без перерыва, надобность в котором для Т. с. конной тяги связана с необходимостью предоставлять отдых лошадям. Повышение проходимости автосанитарных машин достигается усилением сцепления >’с землей посредством удвоения баллонов (пневматиков) на задних колесах или постановкой кузова на три оси (шестиколесные машины). Однако и этого не всегда бывает достаточно, например при движении по песку, по глубокому снегу. Поэтому существуют образцы автосанитарных машин, у которых задние колеса заменены широкой резиновой лентой (кегресс) , а передние колеса зимой заменяются лыжами (рис. 9). Т. к. в военное время потребность в Т. с. резко возрастает, а от войск к тыловым базам возвращаются обратно различного рода повозки, предназначенные для подвоза продовольствия, огнеприпасов и прочих видов военного снабжения, вопрос о приспособлении обратного

Рисунок 10. Различные типы подрессоривающих приспособлений с пружинными рессорами.

порожняка имеет огромное практическое значение. Грузовой транспорт имеет грубые рессоры или не имеет их вовсе и при большой подъемной силе в смысле веса перевозимого груза допускает обычно весьма ограниченное размещение на повозках сан. носилок. Целью при – менения подрессоривающих приспособлений является поэтому смягчение толчков и тряски при сан. перевозках на грузовом транспорте, возможность размещения большего числа сан. носилок и обеспечение удобства погрузки и выгрузки. Проведенные в этом отношении испытания различных образцов подрессоривающих приспособлений дали следующий результат: 1) подрессоривающие приспособления должны быть просты по конструкции, негромоздки, по возможности легки, но достаточно прочны, легко монтироваться на любой повозке и При подвеске на четырех пружинах по асфальту ■— То же по мостовой Подвеска на французском станке по ас Мальту То же по мостовой При расположении носилок на жесткой по асфальту основе То же по шизгоной На аппарате Тинтнера по асфальту То же по мостовой Рисунок 11. Запись на кимографе толчков, испытываемых санитарными носилками при перевозке их в грузовом автомобиле. допускать удобную погрузку и. выгрузку эвакуируемых; 2) смягчение тряски может быть достигнуто применением пружин, работающих на растяжение или сжатие, или листовых рессор; носилки подвешиваются на рессорах или устанавливаются на них (рис. 10); 3) чем грубее рессоры самой повозки, тем мягче должны быть пружины подрессоривающих приспособлений; 4) при записи на кимографе толчков и тряски, испытываемых при движении на грузовике сан. носилками, наилучший режим показали французские приспособления; при этом движение по ровной дороге резко разнится от движения по мостовой (рис. 11), а тем более по неровной грунтовой дороге. Французские приспособления укрепляются к полу кузова грузовой повозки (автомобиля) и представляют собой станок из стальных цельнотяну тых труб, по которым скользят (передняя пара на роликах) подвески для санитарных носилок. Эти приспособления обеспечивают большое удобство погрузки и выгрузки санитарных носилок. Вес аппарата 70 кг. Весьма рекламируемые за рубежом австрийские подрессоривающие приспособления Тинтнера крепятся к бортам любой повозки, изготовлены также из стальных труб и допускают размещение носилок в два этажа. Однако их испытание не показало высокого эффекта подрессоривания пружин. Принятые в РККА подрессоривающие приспособления для сан. носилок по своей конструкции напоминают обычные вагонные сцепления с пружинами между крюками, один из которых крепится к борту кузова повозки, а другой—к ручке сан. носилок. Т. с. на колейных путях предназначен для массовых перевозок в военное время и по своей комфортабельности и удобствам для эвакуируемых представляет собой неоспоримые преимущества. В жел.-дор. вагонах может быть, по существу говоря, размещен целый госпиталь с современным техническим оборудованием, что позволяет осуществлять длительные сан. перевозки на значительные расстояния. С а н и-тарные поезда по своему оборудованию и предназначению к работе в той или иной зоне делятся на полевые и тыловые. Полевые санитарные поезда работают в районе действующей армии и состоят из вагонов основной и дополнительной части. В основной части размещаются личный состав, кухня, склады (цейхгаузы), аптека, перевязочная, тяжело раненые. Дополнительная часть состоит из вагонов пассажирского парка и теплушек, оборудованных носилками для перевозки эвакуируемых. Такой поезд вмещает при нормальной нагрузке 275, при уплотненной—375 эвакуируемых. Тыловые санитарные поезда имеют аналогичный состав вагонов, но оборудованы с большим комфортом и вмещают от 315 до 450 человек. Постоянные поезда имеют электрическое освещение, внутреннюю телефонную связь; для хранения скоропортящихся продуктов к ним прицепляются изотермические вагоны. Все это еще более сближает обстановку при перевозке в сан. поезде при условии размещения эвакуируемых в стационарном лечебном заведении. В передовом районе, особенно на участках наибольшей концентрации живой силы действующей армии (на направлениях главного удара), пропускная способность головных отделов железной дороги обычно затрудняет применение постоянных военно – санитарных поездов, следующих на фронт порожними, в то время как грузовой жел.-дор. транспорт движется от фронта незагруженным. Поэтому в передовом районе пользуются временными сан. поездами, формируемыми в районах выгрузки имущества и людских пополнений для армии из о

Изучайте:

  • ДИССОНАНС
    ДИССОНАНС, неприятное для уха ощущение, получаемое в зависимости от отношения между числами колебаний при одновременном...
  • ТРОПИЗМЫ
    ТРОПИЗМЫ,таксисы(от греч. tropos—поворот, направление и taxis—строй, порядок), изменения направления движения или роста...
  • ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
    ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ. Основные положения. П. ж. (миграция)—широко распространенное биол. явление. Однако понятие пересе...
  • ДЛИТЕЛЬНАЯ МОДИФИКАЦИЯ
    ДЛИТЕЛЬНАЯ МОДИФИКАЦИЯ, особенность, полученная под влиянием внешних условий, удерживающаяся в течение нескольких покол...
  • BABESIA
    BABESIA (син.: Piroplasma, Piroscma, Apiosoma), кровепаразиты крупного и мелкого скота, принадлежащие к типу Protozoa, ...