ВООБРАЖЕНИЕ

ВООБРАЖЕНИЕ, в психологии принято понимать как деятельность, характеризующуюся комбинированием образов прошлого опыта. Эта образная деятельность может проявляться почти в каждом процессе нашего мышления, но ярче всего она проявляется в деятельности фантазии, когда псих, процесс отрывается от восприятия действительности и регулируется, преимущественно, внутренними эмоциональными установками личности. В наиболее чистом виде деятельность В. можно наблюдать в играх ребенка, к-рый может с необычайной легкостью превращать самую примитивную игрушку в фантастический предмет, соответствующий его желаниям; так же проявляется оно в творчестве художника, где В., связанное с цветами, формами или звуками, должно играть особо важную роль. В пат. формах деятельность В. может проявляться в бреде психическиболь-ного, «мечтах на яву», в нек-рых формах сновидений. В особо ярких случаях образы В. могут конкурировать даже с воспринимаемыми извне образами реальности, как это, напр.,. бывает при галлюцинациях. Признаки такого исключительно яркого В. были в последнее время установлены у детей и подростков; нем. авторы описали это явление яркой образной памяти, включающей наряду с элементами восприятия и элементы В., под названием «эйдетизма». Под этим именем принято понимать особый вид В., заключающийся в том, что нек-рые подростки способны весьма ярко и точно сохранять в В. образ воспринятого ими предмета; при этом данный «наглядный образ», сохраняясь длительное время, накладывает своеобразный отпечаток и на все последующие восприятия, к-рые становятся, т. о., компромиссными явлениями между непосредственным результатом внешнего раздражения и деятельностью В.(остатками прежнего сохранившегося опыта). «Эйдетизм» находится, повидимому, в связи с определенными внутрисекреторными состояниями (Jaensch). Типологические различия в деятельности В. играют, по данным современной психологии, значительную роль в деятельности мышления. Так, на основании экспериментальных данных можно различать субъективный тип мышления, при к-ром В. играет весьма значительную роль, и объективный, при к-ром деятельность В. не столь значительна, и описания, суждения и т. д. носят, по преимуществу, реалистический, стоящий под непосредственным контролем внешних явлений, характер. Многое в определении типа мышления и В. зависит от условий воспитания и тех факторов, под влиянием к-рых складывается характер. Так, Юнг (S. G. Jung) описывает тип В., свойственный т. н. интравертированным (замкнутым,, обращенным в себя) и экстравертированным (более тесно связанным с внешней средой) характерам. Особенно резкие изменения в деятельности В. можно наблюдать при заболеваниях, углубляющих те или иные черты характера, особенно же подчеркивающих черты интравертированности. Как правило деятельность В. начинает принимать патологически-обостренные черты в тех случаях, когда, в силу каких-нибудь причин, у больного начинает ослабляться связь с внешним миром и как бы компенсаторно разрастается мир фантазий. Так как определение типа, богатства и содержания В. представляет значительную важность для практич. целей (клиническое изучение больного, педагогические цели, судебная практика и определение степени достоверности свидетельских показаний), то знакомство с методами исследования В. приобретает большое значение. Основными методами исследования В. являются след.: 1. Метод чернильных пятен (или метод Роршаха) заключается в том, что испытуемому предлагаются бесформенные чернильные пятна (иногда—разных цветов) и он должен сказать, какие образы он в них замечает. По данным Роршаха, такие опыты дают весьма ценные диагностические материалы, так как в них проявляются и богатство В., и его характер, и специфические эмоциональные установки личности. 2. Метод составления фраз из трех слов (Drei-wortmethode), или слов из отдельных букв, при которых испытуемый должен составить максимальное количество фраз из трех предложенных слов (или слов из предложенных букв); этот метод, как и следующие, имеет преимущественное значение для исследования интеллектуального В. 3. Метод заполнения пропущенных частей текста («Lticken-test»), имеющий то же значение. .4. Метод описания картин, экспонированных короткое время, с успехом применялся Бине и Штерном. Кроме того, ряд методов исследования В. описан в психологических системах Россолимо, Бернштейна и др. а. Лурия. Расстройства В. Будучи тесно связано в самых различных отношениях как с эмоциональной жизнью, так и с интелл
ектуальной деятельностью человека, В. вовлекается в страдание почти при всех пат. процессах, поражающих психику. В частности, состояния слабоумия, связанные с ослаблением памяти, естественно, ведут к оскудению запаса могущих быть активированными представлений и, следовательно, к б. или м. значительному количественному понижению деятельности В. Характерные для депрессий процессы псих, торможения также затрудняют воспроизведение образов и составление из них новых комбинаций; в более легких случаях они ведут к своеобразному поблед-нению представлений, к-рые по описаниям больных делаются мало пластичными, бесцветными и бедными содержанием. Гораздо сложнее расстройства В. при схизофрении: с одной стороны, эмоциональная тупость и упадок интересов делают почти невозможной всякую целенаправленную творческую работу В., а с другой—аутистическая погруженность б-ных в себя, соединенная С ослаблением активного внимания и логической связности, часто населяет их внутренний мир самыми причудливыми и фантастическими образами. Продуктами беспорядочной деятельности болезненно возбужденного В. надо считать также галлюцинаторные переживания у делирантов, конфабуляции при остро развивающихся расстройствах памяти и так называемые грезы наяву, нередкие даже у нормальных людей в состояниях утомления или рассеянности. Особенный интерес представляет собой чрезмерно развитая деятельность В. у некоторых групп психопатов, а именно: у параноиков-изобретателей, стремящихся к осуществлению грандиозных планов, но считающихся только с поставленной ими себе целью, а не со средствами для ее осуществления, благодаря чему у них под ногами теряется твердая почва действительности; у мечтателей и фантастов, погружен – ных в одинокие грезы о великом и невозможном и выдумывающих при этом все новые и новые, иногда разработанные до мельчайших подробностей, ситуации, в которых они сами играют роль героев, и у патологических лгунов. У последней группы психопатических личностей необузданная деятельность В. настолько выступает на первый план, что нек-рые авторы говорят далее об особой фантастической, или мифоманической конституции. Надо особенно подчеркнуть, что чрезмерная деятельность В. чаще всего соединяется с чертами т. н. псих, инфантилизма, именно с эмоциональной неустойчивостью, повышенной внушаемостью, неспособностью к последовательному логическому мышлению, слабостью критики и пр. Явления самовнушения, столь частые и демонстративные у истеричных субъектов и ипохондриков, по-видимому, в значительной степени основываются на обостренной в определенном направлении деятельности В. Повышенная склонность к фантазированию у лиц с соответствующим предрасположением приводит иногда под влиянием эмоциональных потрясений или других, ослабляющих психику, моментов (инфекции, травмы и пр.) к развитию скоропреходящих бредовых состояний, в которых больному представляются осуществленными самые невероятные его мечты. Лит.: Рибо Т., Творческое воображение, СПБ., 1901; Б ю л е р К., Духовное развитие ребенка, М., 1924; У и ц п л Г. М., Руководство к исследованию физического и психического развития ребенка школьного возраста, М., 1913; Крепелин Э., Учебник психиатрии, М., 1910; Юдин Т. И., Психопатические конституции, М.—Л., 1026; Jaensch E., tFber den Aufbau der Wahmehmungswelt, Lpz., 1927; Varendonck J., Uber das vorbewusste phantasierende Denken (Internationale psychoanalyti-sche Bibllothek, B. XII Lpz.—Wien—Zurich, 1922); D u p r e E., Pathologie de l’imagination et de l’emo-tivite, Paris, 1925. П. Зиновьеи.

Изучайте:

  • СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
    СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, один из методов анализа, в к-ром используются спектры (см. Спектроскопия, спектроскоп), даваемые т...
  • ВОЗДУШНАЯ ОПУХОЛЬ
    ВОЗДУШНАЯ ОПУХОЛЬ, образное выражение, употребляющееся для обозначения пат. процессов и состояний, связанных с проникан...
  • КСАНТОМА
    КСАНТОМА, xanthoma (от греч. xanthos— желтый), желтая опухоль. Термином К. принято обозначать разрастания, имеющие жел ...
  • ПОЛИПЕПТИДЫ
    ПОЛИПЕПТИДЫ (пептиды), сложные аминокислоты, образующиеся, по Эм. Фишеру (Е. Fischer), сочетанием аминокислот при выдел...
  • ЭЛЕКТРООСМОС
    ЭЛЕКТРООСМОС, электрический перенос жидкости через пористую мембрану. Э. подобно катафорезу (см.) принадлежит к электро...