ВОСПРИЯТИЕ

ВОСПРИЯТИЕ, название одного из основных психических процессов у человека, при помощи к-рого он познает окружающую его среду. Ассоциативная школа психологии, стремившаяся все психол. акты и состояния разложить на простейшие элементы, под В. понимала сумму ■ ощущений в том случае, если они дают нам впечатление о каком-нибудь предмете (напр., сумма зрительных, обонятельных, вкусовых и кин-эстетических ощущений составляла В. яблока). Ассоциативная школа психологии, объясняя природу восприятия, выводила ее, гл. обр., из деятельности памяти. Обычно различались три вида постепенно усложняющихся В.: простое, сложное и заключительное. Под первым понималось простое узнавание данного в ощущении раздражения (например, узнавание красного цвета предмета). Второй вид В. возникал тогда, когда воспринимаемый предмет наряду с красным цветом имеет, ‘например, также определенный запах. и вкус. В таком случае субъект на основании прошлого опыта узнавал, припоминал, что воспринимаемый предмет есть, напр., яблоко. Но яблоко не может быть воспринято просто как яблоко— оно должно быть соотнесено к определенному времени и пространству. В процессе этого соотнесения и происходит заключительное В., именно в тот момент, когда субъект вспомнит, что находящееся перед ним яблоко такого-то сбрта или что оно оставлено здесь с такой-то целью и т. д. Однако, такого рода объяснение В. указывает лишь на значение для данного акта В. прошлых актов его, но не разъясняет самого процесса В. К наст, времени, на основании новейших экспериментально-психологических изысканий, возможно указать следующие условия образования восприятия. 1. Сложный предмет, воздействуя на организм, вызывает не мозаику отдельных ощущений, а целостное восприятие предмета (напр., шесть тонов какой-нибудь мелодии составляют нечто целое—музыкальную фразу, которая воспринимается как известный целостный образ, форма). 2. Формообразование как основа всякого восприятия имеет свои экспериментально доказанные законы и особенности, а именно: а) наличие предварительного периода, б) внезапность и динамичность образования, в) пронизанность чувственным тоном, г) своеобразие взаимоотношений целого и частей, д) наличие доминирующего значения. 3. (а, б, в) В. предмета, особенно нового или находящегося в неизвестных соотношениях с общей ситуацией, совершается не сразу. Примером может служить усвоение какой-нибудь незнакомой, не особенно понятной картины или карты. В таком случае принято говорить о предваряющем В. периоде, харак – теризующемся ббльшим или меньшим общим эмоциональным возбуждением субъекта. Это эмоциональное переживание связано с устремлением субъекта организовать цельное В. из разрозненных его частей. Этот процесс завершается внезапно реакцией, свидетельствующей о возникновении В. 4. (г, д). В формообразовании В. играет большую роль взаимоотношение целого и частей. Оказывается, что в акте В. целое определяет составляющие его части. Примером может служить прилагаемый рис., где, в о С) Р °обо° зависимости от вхождения в состав различных орнаментов, кружок а кажется наименьшим, с—наибольшим, а Ъ — средним между ними, в то время как математически они равны между собой. В музыкальной мелодии качественное значение отдель-’ ного звука как чисти этой мелодии всецело определяется мелодией как целым. Один и тот же звук «до» может служить для передачи радости, грусти, восторга и т. п. Все зависит от того, в какую структуру мелодии он входит. Оказывается также, что и целое В. испытывает влияние со стороны его частей, при чем в формообразовании целого отдельные его части имеют различное значение. Например, какая-нибудь музыкальная фраза (лейтмотив) окрашивает собой все музыкальное произведение. Она доминирует над отдельными фразами. Она является «доминантой» данного музыкального произведения (формообразования). Физиологической основой восприятия является, повидимому, усложненная деятельность мозговых специальных органов, получающих восприятия (анализаторов). Кроме того, с процессом В. неразрывно связаны и определенные вегетативные и моторные реакции. Особенно ясно это проявляется в случаях особой затрудненности В. Вегетативные реакции состоят, гл. обр., в изменениях дыхания и кровообращения, а моторные—в целом ряде ориентировочных и установочных движений. Обратно: изменения физиологического порядка, напр., утомление, возбуждение или патол. состояние, резко меняют Свойства обычного процесса В. В. Артемов. Расстройства восприятий дают б

Изучайте:

  • ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ
    ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ, буквально должно обозначать полное восстановление (restitu-tio) прежнего здорового состояния, предшество...
  • ДИАМЕТР
    ДИАМЕТР (от греч. dia—поперек и metro n— мера) тела, антропометрический термин, которым обозначаются по преимуществу ши...
  • ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РАСТВОРЫ
    ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РАСТВОРЫ, растворы, в которых живая клетка находит физиологические, т. е. наиболее близкие к нормальным...
  • ВОЗРАСТНО-ПОЛОВОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ
    ВОЗРАСТНО-ПОЛОВОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ, один из основных признаков, характеризующих органическое строение населения страны,...
  • МАСКУЛИНИЗАЦИЯ
    МАСКУЛИНИЗАЦИЯ (от лат. masculinus— мужской), возникновение у самки самцовых признаков, обычно в результате наличия в о...