ЖОФФРУА СЕНТ-ИЛЕР

ЖОФФРУА СЕНТ-ИЛЕР, Этьен (Etienne Geoffrey Saint-Hilaire, 1772—1844), знаменитый франц. натуралист, взгляды которого об единстве организации животных в значительной степени подготовили принятие эволюционной теории. Во время Великой франц. революции конвент учредил при Jardin des Plantes 12 кафедр, одну из к-рых (зоология позвоночных) занял молодой тогда минералог Ж. С.-И. Он сделался создателем зоологического музея и зверинца. В 1798 г. он принял участие в экспедиции Бонапарта в Египет, организовав там широко исследования и сбор зоологических и археологических коллекций. В 1808 году он был командирован в Португалию с миссией использовать для Франции коллекции музеев и учреждений Лиссабона и организовал добровольный обмен дубликатов и научных услуг между странами. В 1809 г. Ж. С.-И. получил кафедру зоологии и сравнительной анатомии в Faeulte des Sciences. Научные работы Ж. С.-И. многочисленны и многосторонни. Им написано много монографий по рыбам, пресмыкающимся и особенно млекопитающим. Занимаясь преимущественно позвоночными, Ж. С.-И. поразился единством их плана. Он указал уже в ранних работах, что в разных организмах всегда имеется тенденция к появлению тех же элементов, в том же числе и в той же связи друг с другом («закон связей»). Это «единство плана» позволило ему проводить аналогию разных частей скелета и других органов позвоночных, как бы ни отличались они по величине, форме и функции друг от друга (теория аналогий). Если при этом один орган или: часть его увеличивается, то другой, соседний при этом сокращается. Этим «законом равновесия органов» Ж. С.-И. объяснял существование «рудиментарных» органов. Важной заслугой Ж. С.-И. было то, что он взял для сравнения и зародыши позвоночных. Это привело его к некоторым открытиям (зачатки зубов у беззубых китов). Главный теоретич. труд Ж. С.-И.—«Philosophie ana-tomique», где целью пауки ставится синтез явлений при помощи метода аналогий. Пользуясь им, Ж. С.-И. искал элементы голосо – вого аппарата у рыб, элементы жаберных крышек у наземных животных, зачатки зубов у птиц. Закон единства плана Ж. С.-И. перенес и на беспозвоночных. Так, он приравнивал общее расположение внутренностей, имеющееся у позвоночных, к расположению у беспозвоночных, но в обратном порядке. Брюшко насекомых с идущей по нему нервной цепочкой, по его мнению,—аналог спине позвоночных со спинным мозгом, как брюшная сторона позвоночных с сердцем— аналог спинке насекомых, где расположено их сердце. Заслугой Ж. С.-И. являются ме-тодич. исследования уродств (он был одним из основателей «тератологии»), которые он рассматривал не как «игру природы», а как явления, подлежащие тем же законам, как и нормальные организмы. Причиной же их он считал задержку или нарушение в развитии определенных органов или частей тела. Ж. С.-И., рассматривая все организмы как вариации одного и того же плана и функцию как следствие организации, а не как причину, естественно, относился отрицательно к доктрине о неизменяемости видов, думая, что «среда» сильно изменяет организацию. Однако пределы этих изменений были для него неясны. Ему приходило в голову, что современные формы могли произойти в течение веков от ископаемых форм; поздние его работы посвящены ископаемым рептилиям, к к-рым он прилагает эту идею. Однако Ж. С.-И. не дал общей теории эволюции, и знаменитый спор его в Академии наук с Кювье в 1830 году не был, как это часто представляют, спором между эволюционистом и противником эволюции. Спор шел в совершенно другой плоскости—о том, построены ли животные по одному плану и об относительном значении синтеза и анализа в науке. И если Кювье в этом споре был прав, отвергая единый план строения всех животных и указывая на «нек-рые ошибочные обобщения Ж. С.-И., то последний несомненно был прав, опровергая доктрину неизменяемости видов, отвергая телеологические взгляды Кювье на организм и выдвигая значение обобщений в биологии и того сравнительно-анат. метода, который сыграл такую роль позднее при построении эволюционной сравнительной анатомии. Нек-рые из взглядов Ж. С.-И. в новейшее время неправильно приписывают Ламарку. Под именем ламаркизма нередко подразумевается учение об изменении видов под влиянием внешних условий. Холодко, вский убедительно показал, что это учение правильнее было бы назвать «жоффруизмом», т. к. по Ламарку по крайней мере животные изменяются не в результате непосредственного влияния среды, а под влиянием псих, моментов, стремлений и пр. Основные сочинения Жоффруа Сент-Илера: «Philosophie anatomique» (t. I— II
, P., 1818—22); «Principes de philosophie zoologique» (P., 1830). Лит.: Холодковский Н.; Биологические очерки, М.—П., 1923; Geoffroy Saint-Hi-la i r e J., Vie, travaux et doctrine scientifique d’Etien-ne Geoffroy Saint-Hilaire, P., 1847.

Изучайте:

  • ИСКУССТВЕННОЕ ПИТАНИЕ
    ИСКУССТВЕННОЕ ПИТАНИЕ, введение питательного материала в организм либо минуя жел.-киш. тракт (парентерально), т. е. вну...
  • ГЕМОДИНАМИКА
    ГЕМОДИНАМИКА (от греч. haima— кровь и dynamis—сила), наука о движении крови по сосудам. В основных своих положениях Г. ...
  • БУРОЕ УПЛОТНЕНИЕ ЛЕГКОГО
    БУРОЕ УПЛОТНЕНИЕ ЛЕГКОГО, бурая яндурация легких, induratio fusca pulmo-num, наступает в результате длительного венозно...
  • ЦАГВЕРИ
    ЦАГВЕРИ, климато-бальнеологический курорт в Грузии, на высоте 1 020 м над уровнем моря, под 41°51' сев. широты и 43...
  • ПРОФЕТА ЗАКОН
    ПРОФЕТА ЗАКОН (Profeta), положение, выставленное в 1865 г. Профета, по к-рому по аналогии с законом Кольса (см. Кольса ...