ЗНАХАРСТВО

ЗНАХАРСТВО, проведение лечения лицами, не имеющими соответствующей научно-медицинской подготовки, средствами и методами, не основанными на данных мед. науки, а черпаемыми б. ч. из устных преданий так назыв. народной медицины. Знахарь— лекарь-самоучка. К группе знахарей относятся как лица, искренне убежденные в целительной силе своих леч. средств и даже применяющие свои знания бесплатно («для спасения души», «для бога»), так и те, для которых знахарство является профессией. Знахаря следует отличать от шарлатана. «Последний сознательно морочит людей; он ничего не смыслит в этом деле, только шарлатанит, и легковерные за шарлатанство его приплачиваются» (Даль).—И с т о р и я 3. ведет свое начало от теургической (религиозной) медицины, когда господствовало верование в демоническое происхождение болезней: злым духам приписывалась способность насылать несчастия, болезни, смерть и вселяться в людей, чтобы их сильнее терзать и мучить («одержимые»). Бороться со злыми духами могли только служители религии—жрецы; в эту эпоху храмы являлись естественным средоточием лечебной деятельности, и жрецы были первыми знахарями. Врачевание таинственными средствами отчасти перешло от жрецов в народные массы и создало группы знахарей вне храма. Это были нередко лица, способные убедить окружающую наивную темную массу, что они могут входить в сношения с невидимым миром (волхвы), подчинять себе злых духов, посылать через них людям болезни и изгонять злых духов из б-ных (колдуны). Колдуны — лекари, действовавшие при помощи «дьявольской силы»,—обладали «способностью слышать шопот матери-земли»; перед ними были открыты «все тайны» природы; они «различали» шелест и говор трав; «знали и умели» находить «добрые» и «злые» травы, приготовляли из них соответствующие настои и т. о. подкрепляли определенным «зельем» действие заговоров («заклятий», «примоловок»). Среди бесконечного различия и разнообразия жизненных явлений при болезненном состоянии организма отдельные наблюдатели из народа успевали подмечать не – которые общие черты в отдельных картинах б-ни и приблизительные указания на причинную связь явлений. Эти наблюдения служили так. обр. основанием для народных представлений о болезненных процессах и исходной точкой для их лечения; в этом стадии своего развития народная медицина стала изучать действие трав и путем медленного и неосознанного опыта доходила до лечения тех или иных симптомокомпле-ксов определенными средствами растительного мира, накапливая постепенно разрозненные наблюдения и передавая их из поколения в поколение. Появились лекари-самоучки новой формации, которые хотя и лечили «во имя божие», прибегали к помощи креста, молитвы и заговоров, но перевели эти мистические процедуры своих предшественников из основного метода лечения в добавочный, выдвинув на первый план разнообразный арсенал лекарственных средств и воздействий. Постепенно изменялся и контингент знахарей: если вначале он составлялся преимущественно из лиц бывалых, побродивших по свету, из лиц, близких к природе (пастухи), то затем сюда вошли и коновалы и кузнецы, опытные в лечении животных, и—значительно позже— лица уже и от так наз. научной медицины (бывшие больничные служители, особенно из солдат), а затем и чистокровные экспло-ататоры больного человека под личиной знахаря, знающего тайны народной медицины, с приемами шарлатана, хорошо разбирающегося в психологии потребителя. С течением времени изменяется также и характер применяемых средств: наряду с травами, собираемыми в определенные дни (главным образом в день Ивана Купалы), в специальные часы, в точно указанных местах, применяются и такие сильнодействующие средства, как например купорос, сулема, окуривание серой, киноварью; применяются хирургические методы лечения, примитивная бальнеотерапия и растирание—«массаж». Причины 3. разнообразны, как разнообразны и его формы в разных странах и в разные времена; но характерно одно—именно теперь, как-раз в то время, когда успехи научной медицины достигли такой большой высоты, 3. особенно высоко подняло голову и широко распространилось в странах, отличающихся своей культурой (в Германии, Англии, САСШ). Особенно характерна история знахарства в Германии, где основной толчок к развитию его был дан в 1869 году, когда прошел закон о праве беспрепятственного лечения (но с обязательством не называть себя врачом). Несмотря на постоянное дис

Изучайте:

  • ПЕРИГАСТРИТ
    ПЕРИГАСТРИТ (от греческих слов peri— вокруг и gaster—желудок), воспалительный процесс серозного покрова желудка, развив...
  • EPISTROPHEUS
    EPISTROPHEUS (от греч. epistrepho — вращаю), второй шейный позвонок. Старые анатомы называли его осью, axis (также ахоп...
  • НЕВРОДЕРМИТ
    НЕВРОДЕРМИТ (neurodermitis), термин, введенный Броком (Brocq) для обозначения дерматозов, при которых изменения кожи по...
  • ЛЯРИНГОСТОМИЯ
    ЛЯРИНГОСТОМИЯ (от греч. larynx—гортань и stoma—рот, отверстие), метод оперативного лечения стойких стенозов гортани, со...
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДОМА
    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДОМА, учреждения, куда принимаются подкидыши и «незаконнорожденные» дети. Можно считать исто...