АБСТРАКЦИЯ

АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstrahere—отвлекать), сложный психический процесс, с помощью к-рого мы отвлекаем от ряда конкретных восприятий их отдельные признаки и создаем отвлеченные (общие) понятия. А. является важным орудием мышления. Примитивная психика характеризуется весьма слабым развитием А.; так, ребенок воспринимает вещи как целостные конкретные образы и не может выделить из них отдельные частные признаки; с другой стороны, он не в состоянии из наблюдения над рядом явлений создать общее понятие о существенных признаках этого ряда и беспомощен там, где надо отвлечься от малоценных в том или ином случае конкретных признаков, напр., ребенок, умеющий считать правильно свои собственные пальцы, оказывается не в состоянии указать число пальцев другого лица или, умея определять собственную правую руку, не может, однако, определить правую сторону какого-нибудь предмета (Piaget). Явления подобного же характера наблюдаются у дебиликов и при органических мозговых повреждениях; такие больные не могут, например, выбирать предметы, сходные с показанным по цвету, не прикладывая каждый раз искомый предмет к заданному и не сверяя их конкретного тождества; иногда они не в состоянии классифицировать предметы по их форме, тогда как классификация по окраске удается.4yqnie(Eliasberg, Weigl). Изучение подобных недостатков в процессе абстракции приобретает, т. о., диагностическое значение. Недостаточность ‘абстракции наблюдается и в примитивном мышлении дикарей. Так, известно, что в некоторых примитивных языках нет слова для обозначения коровы, хотя имеются специальные слова для обозначения черной коровы, белой коровы, красной коровы и т. д.; в языке индейцев Сев. Америки нет общего слова «есть», но имеются слова с конкретным смыслом: есть хлеб, есть мясо, есть плоды и т. п. Повидимому, А. есть процесс, появившийся поздно в истории развития психических функций. Лит.: Р и б о Т., Эволюция общих идей, М., 1898; Т р о ш и н, Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей, т. I, СПБ, 1915; Р i a g e t J., Le language et la pensee de 1′enfant, Geneve, 1924; его me, De jugement et de ralsonnement Chez I’enfant, Geneve, 1924; Ellasberg, Psychologle u. Pathologie der Abstraction, Beiheft 35 zur Zeitschr. filr angewandte Psychologie; Weigl E., Zur Psycho-logie der Abstraktionsprozesse, Zeitschrift fur Psychologie, B. GUI, CIV. А. Лурия.

Изучайте:

  • ПРОЛЕЖНИ
    ПРОЛЕЖНИ (лат. decubitus), как указывает самое название, представляют трофическое расстройство, располагающееся главным...
  • ТОНИЗИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА
    ТОНИЗИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА (от греч. tonos— напряжение, усилие, сила) служат для усиления фнкц. деятельности органов, тканей...
  • БУРОВОЙ КОЛОДЕЦ
    БУРОВОЙ КОЛОДЕЦ, название буровой скважины (см.), имеющей назначение добывать из глубоких подземных пластов (горизонтов...
  • ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ
    ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ, переселенческое движение, передвижение земледельческого населе - ния в силу различных соц.-экономических п...
  • ПСИХОИДА
    ПСИХОИДА (Psychoide), термин, предложенный Блейлером для обозначения зачаточной формы психики. Эта зачаточная форма пси...